СТАРЫЕ ЭВЕНКИ ГОВОРЯТпредания и сказки, собранные Николаем Оёгиром
|
![]() Мирэгды — Небесный охотник. Художник В. Егоров |
Говорят, когда-то давно жил на этой земле безголовый человек Мирэгды. Был Мирэгды очень большой — бакари4 его, как два чума5 в снегу стояли. Головы совсем не имел. Рот выше груди открывался, а глаза большие возле плеч блестели. Охотился он на диких оленей и сохатых и всегда добывал сколько нужно. Мирэгды был добрым и никого не обижал, но люди боялись его за такой вид и те места, где он обитал, обходили стороной. Вот к нему пришел один эвенк-охотник. Мирэгды обрадовался гостю, сварил пять сохатых и начал эвенка угощать жирным мясом. Эвенк ел, как все обычные люди, а Мирэгды толкал в рот целую сохатиную лопатку, а вынимал голую кость. Мирэгды наелся, растянулся в своем большом чуме и уснул богатырским сном. Как только Мирэгды уснул, эвенк-охотник взял его рукавицу и поволок к своему стойбищу, чтобы показать людям и похвастаться, что был у Мирэгды. Утром Мирэгды проснулся и не нашел свою рукавицу. |
Вышел он из чума, увидел след рукавицы, которую эвенк тянул волоком, и говорит:
— Где есть воровство и зло, там не буду жить. Уеду
к звездам.
Так сказав, Мирэгды стал на лыжи и уехал на небо к звездам.
С того времени эвенки называют его Небесным охотником, а его след по небу — Лыжней Небесного охотника.
Эвенка, который украл рукавицу, Хэвэки наказал
за воровство: велел ему три раза обежать вокруг чума Мирэгды. Эвенк обежал три раза и умер. Чум Мирэгды после этого превратился в каменную гору.
Говорят, с тех пор воровство у эвенков считается большим грехом и позором.
3 М и р э г д ы
— Небесный охотник. Лыжня Небесного охотника — Млечный путь.
4 Б а к а р и — высокая меховая обувь из шкурок с ног оленя.
5 Ч у м — жилище у народов Севера, построенное из наклонно поставленных жердей (шестов), обтянутых оленьими шкурами или покрытых берестой, корой. Если же шкур не было, жерди обкладывались кусками дерна; такой чум назывался голомо. Верх чума был открыт для выхода дыма из разложенного посередине чума костра-очага.
КАК ЛЮДИ НАКАЗАЛИ ХАРГИ6
Давно это было, говорят. Один эвенк с семьей кочевал в поисках диких оленей. Вот он прикочевал на берег одной реки и поставил чум, чтоб рыбу ловить, а его дети чтоб камушками на берегу играли и рыбу ловить учились.
Однажды эвенк ушел охотиться далеко от чума.
Дома осталась жена с детьми. Женщина в чуме одежду шила, а дети возле чума играли.
Вот дети закричали:
— Харги пришел! Харги пришел! Мать говорит им:
— Почему так говорите? Откуда Харги взяться?
Не поверив детям, так и сидела — шила. А Харги подошел к чуму, вытащил через отверстие мать и проглотил ее. Потом Харги поймал оленей, запряг их в нарты, говорит детям:
— Теперь меня зовите своей мамой. Мы поедем в большое стойбище, — так сказал и превратился в женщину.
Испугались дети и сели на нарты...
Вот прибыли в большое стойбище. Радуется Xapги что много людей в этом стойбище: теперь он не будет голодать.
Эвенк вернулся с охоты, а на том месте, где чум стоял, только угли от костра остались. Жена с детьми оказывается, в сторону большого стойбища откочевала. Догадался эвенк, что тут что-то неладное, и по следу к тому стойбищу отправился.
Приехал эвенк в стойбище, чум свой нашел, жене помогать взялся. Смотрит: дети его, собаки его, вещи его, а женщина не похожа на его жену. Он помог женщине чум поставить, а потом пошел к людям посоветоваться, как ему поступить.
Харги-женщина радуется, что эвенк ничего не увидел и дети ему ничего не сказали.
Тем временем эвенк, посоветовавшись с мудрым стариками, начал с охотниками рыть яму и таскать сухие бревна для костра. Натаскав много бревен, мужчины закрыли ветками яму и распалили костер. Собрались люди вокруг костра, смотрят.
Пришла Харги-женщина, спрашивает мужчин:
— Зачем такой большой костер?
— У нашего вождя большой праздник! Вокруг костра танцевать будем!
Вот один охотник закричал:
— Дети вождя в костер сковородку уронили! Кто из женщин не боится огня, и может вытащить сковородку?!
— Огня не боится только мать моих детей! Она возьмет сковородку! — говорит эвенк.
Харги-женщина гордится, что о ней так «муж» сказал, и пошла к костру. Подойдя к костру, она провалилась в яму. Мужчины-охотники Харги-женщину начали забрасывать в яме горящими бревнами. Не может
Харги выбраться из ямы с горящими бревнами, кричит
— Давно хотел всех съесть! Не успел! Обхитрили!
Теперь вижу, что человек сильнее всех! Все равно буду есть людей!
Харги не погиб в огне, но с тех пор его никто не видит: он поселяется в человеке и ест его изнутри. Только люди и там находят его, вытаскивают или выгоняют настоем из целебных трав, которые для людей посеял в тайге и тундре Хэвэки.
«Человека победить трудно. За него всегда добрые люди заступятся или добрый совет дадут»,— так говорят старые эвенки.
6 X а р г и — злой дух, черт.
ЦЕНА ИГОЛКИ
По тайге кочевал один эвенк с семьей. Имел он жену, ребенка и оленей.
Вот он остановился на берегу большой реки. Оставив семью и оленей, он ушел на рыбалку. Рыбачил далеко от чума. Когда добыл рыбу, возвратился домой. Заходит в чум, видит, что жена его плачет, спрашивает:
— Почему плачешь? Жена отвечает:
— Чангиты7 всех оленей угнали. Я с ребенком в тайге спряталась, потому не убили.
Муж говорит:
— Ох, как ты меня напугала. Я думал, ты потеряла иголку.
В старинные времена в семье женщина имела только одну иголку. Если ее теряли, то нечем было шить одежду, и вся семья погибала.
Так дорого у эвенков стоила тогда иголка.
7 Ч а н г и т — бродяга, разбойник, людоед, враг.
источник: |
"Человек сильнее всех" Сборник эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений.
Записал на эвенкийском языке Николай Оёгир, пересказал на русском языке Виктор Ермаков. Красноярское книжное издательство, 1986. (79 сказок) |
загадки старых эвенков |
стихи Николая Оёгира |
© Александр Коваль 2004-2016 |
|