О бабушка-Огонь, ты нас храни всегда. Пускай охотникам в тайге добычей будет крупный зверь, Пусть каждая семья очаг имеет свой, И чтоб веселый танец ёхарьё 1Гугара — погремушки-бубенцы (часть оленьей упряжи)
Слова к ритуалу "Поклонение духу огня" |
![]() |
Того мусун. Линогравюра. Потапова Н.Г. |
|
П![]() Эвенки и нанайцы представляли Подя в облике очень старой женщины; эвены считали мужчиной и называли огонь-отец; орочи наделяли огонь целой семьей. Подя — это старик, его жена, дети, собаки; негидальцы изображали Подя (мужа и жену) в виде антропоморфных деревянных фигурок без ног (потому что дух показывался людям из огня только по пояс) и т.д. Подя считался главной домашней святыней. Он обладал силой изгонять злых духов, им очищали жилище, охотничье снаряжение, перед камланием — шаманские атрибуты, он способствовал благополучию, хозяйственной деятельности, удачной охоте, здоровью оленей, предупреждал о предстоящих событиях треском горящих дров, вспышек от пламени, отколовшимся угольком, полетом искр. Почитание Подя выражалось в многочисленных запретах: нельзя бросать в очаг острые предметы или рубить дрова близко от костра, чтобы не поранить духа, проливать воду в огонь, плевать и др. Перед трапезой Подя кормили, бросая в огонь кусочки еды. Охотники в тайге угощали Подя, прося послать зверя, поскольку от Подя успех зависел не меньше, чем от духа-хозяина охоты. Считалось, что Поля идет впереди и, если поймает душу зверя, тот станет добычей охотника. |
|