Корабль-спутник «Восток» (1К) |
Вымышленная картинка аварийного спуска взята отсюда. Компьютерная 3D-модель, созданная в программе Orbiter — симуляторе космических полетов. (авторы аддона "Восток": Никита Втюрин, Юрий Кульчицкий, Андрей Тильман) дата публикации 25 марта 2011 Александр Коваль К 50-летию полёта первого человека в космическое пространство
![]()
Всего в создании только корабля-спутника «Восток» участвовало 123 организации, включая 36 заводов. <...> Космический корабль "Восток-1" (1К) состоял из спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека (ПО), в котором располагалась ТДУ с двигателем тягой 1600 кгс. СА крепился к приборному отсеку стяжными лентами, на которых располагалась часть антенн радиосистем. После полёта космический корабль по орбите СА вместе с находящимся в нем оборудованием <...> возвращался на Землю. В мае 1959 г. был выпущен отчёт с баллистическими расчётами вариантов спуска космического корабля с орбиты. Большое опасение вызывало обеспечение ориентации космического корабля, являющейся непременным условием выдачи тормозного импульса для спуска его с орбиты. Система управления космического корабля разрабатывалась под руководством заместителя Главного конструктора Б.Е.Чертока. Система ориентации корабля "Восток" имела два независимых режима работы: с автоматической одноосной ориентацией на Солнце (АСО) и ручным управлением (РУ), а её исполнительными органами являлись два идентичных комплекта (по восемь двигателей в каждом) микрореактивных двигателей. Запас рабочего тела составлял 10 кг. В состав АСО входили блоки датчиков положения Солнца и датчиков угловой скорости (ДУС) и счётно-решающий блок. Датчик Солнца (прибор "Гриф") был выполнен по щелевой схеме на принципе перекрытия полей зрения трёх фотоэлементов. Контрольный датчик сигнализировал о правильности ориентации перед включением ТДУ. Датчики угловой скорости (приборы ДУС-Л2), представляли собой двухстепенные поплавковые гироскопы с механической обратной связью (датчики угловой скорости каждого канала были троированы). Счётно-решающий блок содержал элементы сравнения сигналов, поступающих от датчика Солнца и ДУС, логическую схему и генератор импульсов постоянной длительности и частоты. Источник: (В.Е. Гудилин. "Восток" и "Восход") Корабли «Восток» не умели выполнять орбитальные манёвры, допуская лишь выполнение поворотов относительно основных осей. Повторный запуск двигательной установки не предусматривался, она использовалась лишь с целью выполнения возвратного тормозного манёвра.
![]()
Конструкция космических кораблей "Восток" (1К) «Восток-1» предназначался для беспилотной отработки бортовых систем пилотируемого корабля 3К и фоторазведывательного спутника 2К. Если о наличии на борту фоторазведывательной аппаратуры (разработка КГБ, К.В.Булгаков, и Красногорский механический завод, Н.М.Егоров) не сообщалось, то о наличии научной аппаратуры сообщалось подробно. В корабле 1К был установлен катапультируемый контейнер, являвшийся одним из вариантов контейнера, разработанного для будущих полетов человека.
Энергопитание бортовой аппаратуры осуществлялось от химических источников тока и от экспериментальной солнечной батареи, расположенной впереди на спускаемом аппарате 1К, (на кораблях 2К и 3К такой батареи не ставилось). Солнечная батарея состояла из двух полудисков диаметром 1000 мм, ориентирующихся на Солнце с помощью специальной системы слежения «Луч», независимо от положения корабля. Максимальные перегрузки при спуске СА составляли 10 g. Все беспилотные корабли оснащались системой автоматического подрыва (АПО) (НИИ-137, В.А.Костров). Ведущим конструктором этих кораблей был Олег Генрихович Ивановский.
![]()
Схема компоновки корабля-спутника "Восток" 1К
1 – спускаемый аппарат; 2 – катапультируемый контейнер с животными (гермокабина);
![]()
Фотографии корабля и его оборудования
Восток 1К в монтажно-испытательном корпусе (МИК) и модель "Восток" 1КП в музее РКК Энергия (2007)
Слева "Восток" 1КП (Vostok 1KP) в музее РКК "Энергия",
справа
вариант Востока 1К
со штангой
без солнечной батареи. Credit: © Mark Wade, astronautix.com
Катапультируемая гермокабина использовалась во всех полётах кораблей 1К. Яздовский Владимир Иванович — руководитель коллектива биолого-медицинского обеспечения космических полётов животных и человека вспоминает о полёте 19-20 августа 1961 собак Белки и Стрелки: " <...> В катапультируемом контейнере [расположенном в спускаемом аппарате космического корабля] кроме двух собак находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука, некоторые виды микробов и другие биологические объекты. Вне катапультируемого контейнера, в кабине корабля, были помещены 28 лабораторных мышей и 2 белые крысы. В приборном отсеке [космического корабля] размещались радиометрическая аппаратура, аппаратура управления полетом корабля, часть аппаратуры для научных исследований (приборы для изучения космических лучей и коротковолнового излучения Солнца), аппаратура терморегулирования, тормозная установка. На наружной поверхности кабины корабля располагались рулевые сопла и баллоны с запасом сжатого газа систем ориентации, датчики научной аппаратуры, антенны радиосистем, экспериментальные солнечные батареи, а также система термоизоляции для предотвращения сгорания кабины на участке спуска. В стенках кабины располагались жаропрочные иллюминаторы и быстрооткрывающиеся [пиропатронами] герметичные люки. Газовый состав, влажность и температура воздуха в кабине корабля, необходимые для нормальной жизнедеятельности подопытных животных, обеспечивались системой регенерации и системой терморегулирования. Передача информации о состоянии подопытных животных, физических условиях в кабине и приборном отсеке, о работе бортовой аппаратуры осуществлялась с помощью радиотелеметрических систем на наземные измерительные пункты. Радиотелеметрические системы работали в двух режимах: На корабле была установлена радиосистема «Сигнал», предназначенная для оперативной передачи части телеметрической информации и отработки вопросов радиотелевизионной связи со спутниками. Для передачи изображения подопытных животных на борту была установлена специальная телевизионная аппаратура. Управление кораблем осуществлялось автоматически, а также путем подачи команд с Земли. На борту была установлена система контроля орбиты высокой точности. <...> Катапультируемый контейнер, в котором находились собаки <...>, являлся прообразом контейнера, разработанного для будущих полетов человека. Форма контейнера была выбрана с таким расчетом, чтобы после его катапультирования обеспечить устойчивое и правильное положение оси контейнера относительно вектора скорости. В контейнере были расположены следующие агрегаты и системы: Кабина животных была выполнена из листового металла. Внутри этой кабины находились лоток для размещения животных, автомат для кормления, ассенизационное устройство. На лотке располагались датчики движения и автомат для измерения давления крови животных. На верхнем днище, выполненном в виде съемной крышки кабины, размещались телевизионные камеры, система подсвета и зеркал, вентилятор и блок контейнеров с микроорганизмами. Внутри кабины крепились автомат для кормления, контейнеры для мелких биологических объектов и микрофон, позволявшие судить об уровне шума в полете. Все системы катапультируемого контейнера с кабиной животных были рассчитаны на длительное пребывание их в космическом полете". см. В.И.Яздовский "На тропах Вселенной" (1.4. Третий этап исследований на животных при полетах на искусственных спутниках Земли)
|
![]() |
источники: |
"Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди". Москва, изд. "РТСофт", 2005
|
![]() |
© Александр Коваль 2004-2016 |
|
|