Space Shuttle NASA (1967-2011)
|
Перевод: Александр Коваль [публикация 18.08.11]
Александр КовальО людях, создававших космический челнок Программа Space Shuttle завершена. Она охватывает более чем 44-летний период и без преувеличения стала выдающейся страницей в истории освоения космического пространства, как в США, так и во всем мире. Начиная с первого полета "Колумбии", космические челноки — единственное пилотируемое транспортное средство США в освоении космического пространства. Как ни странно очень мало информации (на русском языке) о людях создававших именно эти космические корабли. Вы не найдете выражений — Главный конструктор шаттла — такой-то. Корабль создавался многими замечательными конструкторами авиационной и ракетной техники США. Кроме этого в процессы начального проектирования корабля сильно вмешивались и политические (а политика, как известно, это сконцентрированная экономика) и военные структуры США.
Роберт Роу Гилрут (Robert Rowe Gilruth) В 1935 г. Роберт Гилрут получил степень бакалавра, а год спустя – магистра наук по авиационной технике в Университете Миннесоты, а затем поступил на работу в Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA).
Он вел исследования по ракетным самолетам в Исследовательской лаборатории имени Лэнгли и в 1945 г. основал и возглавил Вспомогательную станцию летных исследований – полигон для испытания беспилотных самолетов, их аэродинамики и конструкций на острове Уоллопс. В 1952–1958 гг. Гилрут был помощником директора Лаборатории Лэнгли и отвечал за исследования по высокотемпературным конструкциям и динамическим нагрузкам, а также за летные испытания на трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях (до M=16) моделей, запускаемых ракетными ускорителями с Уоллопса. В 1957–1958 гг. в ответ на запуск советских спутников в США формировались подходы к организации пилотируемых космических полетов. После того, как NACA было преобразовано в NASA, а президент Эйзенхауэр возложил на новое гражданское ведомство ответственность за реализацию проекта, 5 ноября 1958 г. была сформирована Целевая космическая группа (Space Task Group, STG) – 35 (по некоторым источникам 36) человек из центров Лэнгли и Льюиса во главе с менеджером проекта Робертом Гилрутом. Они подготовили тактико-технические характеристики и выполнили проектирование корабля, производство которого было поручено компании McDonnell Aircraft Corp., организовали подготовку носителей и опытные пуски, провели набор астронавтов. Организационная схема и состав STG в августе 1959 5 мая 1961 г. астронавт Алан Шепард выполнил первый в США суборбитальный космический полет. Гилрут стал первым директором Центра и оставался им до января 1972 г. При нем с осени 1961 по лето 1962 г. Центр переехал в Хьюстон, где сначала более 1400 сотрудников были разбросаны по всему городу, а затем в кратчайшие сроки был построен гигантский исследовательский комплекс. Здесь разрабатывались космические корабли Gemini и Apollo, назначались и готовились экипажи, был создан центр управления полетом. Под руководством Гилрута были проведены 25 пилотируемых космических полетов – от Mercury MR-3 до Apollo 15, человек достиг Луны и ступил на ее поверхность. При нем были выполнены исследования, позволившие президенту Никсону «запустить» разработку многоразовой космической системы Space Shuttle. В 1970–1971 гг. Гилрут возглавлял переговоры с советскими специалистами [советскую сторону возглавлял академик Джордж Лоу, директор программ пилотируемых полетов NASA, говорил: «Нет никакого сомнения, что без Боба Гилрута не было бы программ Mercury, Gemini или Apollo… Всем, кто был связан с ним, ясно, что он был лидером всего направления пилотируемых космических полетов в нашей стране». Директор хьюстонского ЦУПа, заместитель и преемник Гилрута д-р Кристофер Крафт считает: «Гилрутовский стиль управления привлек лучшие умы космической программы в самую замечательную организацию своего времени. В первые годы космической программы было много героев, но Боб Гилрут был наиболее уважаемым из них и особенно – теми, кто знает, чего стоит достижение поставленных целей. Я ставлю Гилрута выше, чем кого-либо другого в своей жизни». <...> И. Лисов Новости космонавтики №11 2000 Биография Robert Rowe Gilruth на сайте NASA Организацией Rotary National Award for Space Achievement (RNASA) доктору Роберту Гилруту за выдающиеся космические достижения перед государством в 1992 году была вручена Премия Корона — первая в истории этой организации. Доктор Роберт Роу Гилрут считается в США отцом пилотируемой космонавтики, вся жизнь которого была посвящена освоению космического пространства. Пионер в своей области, доктор Гилрут был источником вдохновения для многих, людей, имел свое видение проблем и возможности космоса. Награждение Короной признает выдающимися достижения целой жизни человека в исследовании космоса. Признавая только самых ярких из национальных космических исследователей, Корона берет свое название от внешней атмосферы Солнца. Корона Солнца непрерывно простирается в космос, так же, как влияние получателя Короны простирается всюду по космическому сообществу. Хрустальный приз ручной работы изображает и яркое обещание завтра и обширную тайну звездной ночи. Вознаграждение Короны вручают только тогда, когда Фонд RNASA чувствует, что исключительная заслуга и возможность требуют этого. За 25 лет этой премией награждали только три раза.
Джордж Эдвин Мюллер (George Edwin Mueller)
Джорджа Мюллера (George Edwin Mueller), работавшего заместителем директора NASA по пилотируемым полетам с сентября 1963 до декабря 1969 года, часто именуют "Отцом Шаттла". Это не совсем верно, говорят исследователи истории создания Space Shutle, заявляя что, в такую сложную систему вложено очень много конструкций и идей, созданных другими людьми, "все были проектировщиками Шаттла" — [образно] говорит, например, Пейс Скотт (Pace, Scott) в своей публикации 1982 года: Engineering design and political choice: the space shuttle 1969-1972 ("Разработка проекта и политического выбора: космический челнок 1969-1972") Но вне сомнения — то, что Мюллер играл ключевую роль в ранних решениях по Шаттлу и в поддержке причин, необходимых для создания такого космического транспортного средства многократного использования. Пока возможно не "Отец", он был точно описан профессором Джоном Логсдоном (John Logsdon) как "Отец Политики Шаттла" в обсуждении вопросов по истории создания космических челноков. Мюллер провел однодневный симпозиум (состоявшийся в штаб-квартире НАСА в декабре 1967), на который были приглашены 80 человек от ВВС, НАСА и промышленности для обсуждения снижения стоимости космических полетов и возможности переноса таких затрат на проекты конструкций, подобных шаттлу. После этого симпозиума Мюллер продолжал защищать концепцию "космического челнока". И хотя он не изобретал этого термина, но действительно сделал его своей собственностью. Он был также сильным сторонником строительства космических станций и хорошо понимал, что шаттл должен был курсировать между Землей и ними. В августе 1968 года, находясь в Лондоне по случаю получения награды от Британского межпланетного общества (British Interplanetary Society), он снова пропагандирует причины для создания шаттла: "...существует реальная потребность в эффективной транспортной системе Земля-орбита — экономичный космического челнок". Оптимизм Мюллера рос в 1968 году, и он упрекнул Вернера фон Брауна (Wernher von Braun), который осторожно поддерживал дешевые промежуточные решения для аппаратов типа шаттла), "Вы будете говорить мне, что мой Шаттл был в будущем, и Вы нуждались во временной системе". Мюллер был уверен, что вновь избранный президент Ричард Никсон захочет "изо всех сил" и что "это может быть большой программой для Никсона". Хотя Никсон, в конечном счете одобрил его послание, Мюллер был очень неправ, что страна, Конгресс или Никсон пошли бы "изо всех сил" для новой расширенной политики освоения космоса. Источник: en.wikipedia.org
Доктор Джордж Э. Мюллер был выбран получателем Национального космического приза в 2002 за большой вклад в создание и развитие программ Apollo, Skylab, Space Shuttle, и коммерческих аэрокосмических программ. Краткая биография Джорджа Э. Мюллера. После получения степени магистра в области электротехники в Purdue University в 1940 году он становится сотрудником Bell Telephone Laboratories. В 1946 году он стал профессором электротехники в университете штата Огайо, где занимался разработкой учебных программ для уникальных инженерных курсов и проектов лабораторных исследований. За четыре года своей преподавательской карьеры, он получил докторскую степень по физике. С 1957 года в Ramo Wooldridge он возглавлял программу по проектированию систем обзора и наведения для межконтинентальных баллистических ракет (ISCBM), он руководил работами по созданию систем наведения и управления баллистическими ракетами Atlas, Titan, Thor и Minuteman. Он был инженером проекта Pioneer 1 (1958), первого успешного космического зонда США, а также создания для ВВС США сети спутникового слежения SPAN. Доктор Мюллер начал работать в NASA в качестве заместителя директора по пилотируемым космическим полетам в 1963 году. Он учредил "все" методы тестирования аппаратного обеспечения кораблей Аполлон и РН Сатурн, которые позволили NASA высаживаться на Луну до 1970 года. В 1969 он покинул NASA и начал работать в General Dynamics. В 1971 году он присоединился к System Development Corporation, где работал в качестве председателя, исполнительного директора и президента. С 1983 по 1995, он был президентом Jojoba Propagation Laboratories, а также руководил собственной консалтинговой фирмой. Он был президентом Американского института по аэронавтике и астронавтике (AIAA) с 1969 по 1982 и президентом Международной академии астронавтики (IAA) с 1982 по 1997. С 1995 года доктор Мюллер становится главным исполнительным директором Kistler Aerospace Corporation, где руководит развитием и функционированием К-1, коммерческими многоразовыми ракетами-носителями, предназначенными для доставки спутников на низкую околоземную орбиту и обеспечивающими недорогую альтернативу для одноразовых ракет-носителей. Профессиональная команда Kistler, руководимая доктором Мюллером, наряду с семью основными аэрокосмическими подрядчиками совместно работают над этой программой. Он также руководит корпоративной стратегией на начале отбора, маркетинга, финансовых и корпоративных отношений.
Максим Аллан Фаже (Maxime Allan Faget)
Можно выделить нескольких выдающихся конструкторов, инженеров, администраторов проекта Space Shuttle, приложивших к нему свой незаурядный ум, талант, способности и волю. Имена этих людей были известны в СССР узкому кругу лиц и не предавались огласке долгое время. Один из них — Максим Фаже Карьера Фаже в авиации и космонавтике началась в 1946 г., когда он поступил в Исследовательский центр имени Лэнгли (Хэмптон, Вирджиния). Он работал в Отделении исследования беспилотных самолетов (Pilotless Aircraft Research Division — PARD) и позже был назначен главой Отделения аэродинамических характеристик (Performance Aerodynamics Branch). Его наставником был Роберт Гилрут. Фаже и его коллеги разработали много специализированных методов аэродинамических исследований, которые позволили им достичь сверхзвуковых скоростей самолетами, которых не было нигде в мире. Они создали основы для разработки X-1, который, в 1947 году стал первым пилотируемым самолетом, преодолевшим звуковой барьер. Он работал над дизайном [конструкцией] X-15, который первым из пилотируемых самолетов смог достичь скорости в шесть раз превышающую скорость звука (М=6) и высоты полета свыше пятидесяти миль (более 80 км). Фаже входил в число 35 (36) инженеров, образовавших в 1958 г. «Космическую Целевую группу» (Space Task Group). Именно он задумал и предложил компоновку одноместного космического корабля по проекту Mercury. Он спроектировал и создал Launch Escape System (LES) [другое название — Launch Abort System (LAS)] систему аварийного спасения (САС) астронавтов для капсулы "Меркурий", которая послужила прообразом аналогичной САС для космических кораблей "Союз". САС Макса Фаже испытывалась только в беспилотных пусках капсулы "Меркурий". В реальном полете в США она никогда не была испытана, но зато ее советская версия спасла жизни космонавтов Владимира Титова (р. 1947) и Геннадия Стрекалова (1940-2004). Советские космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов перед стартом КК "Союз Т-9" 26 сентября 1983 года. Они стартовали для стыковки с орбитальной станцией "Салют-7" с космодрома Байконур 26 сентября 1983 года на КК "Союз Т-9". За 1 мин 48 сек до расчетного времени старта загорелся один из элементов в системе подачи топлива в газогенераторы насосных агрегатов. Пожар распространился на ракетные блоки ракеты-носителя "Союз-У". Двигатель САС увел головной блок отаварийной ракеты-носителя. На носителе за секунду до этого произошел взрыв - и он уже начал наклоняться. В соответствии с логикой работы САС спукаемый аппарат отделился от головного блока на высоте 1 км и приземлился в 3,7 км от старта. Спустя 3-4 секунды после запуска двигателя САС горящая ракета рухнула в приямок стартового сооружения. Никакой информации в советской прессе не было, хотя на Западе об этом узнали довольно быстро.
Никаких наград от правительства СССР Максим Фаже не получил. (James Edward Oberg) (американский журналист и историк астронавтики и космонавтики, эксперт Российской космической программы). И только в ноябре 1995 года через 12 лет советские космонавты на встрече в Хьюстоне смогли лично поблагодарить своего спасителя Макса Фаже и вручили ему памятную медаль, а он сам впервые увидел в лицах Владимира Титова и Геннадия Стрекалова пример реальной работы своей системы аварийного спасения астронавтов.
Группа (Space Task Group) [в которую входил Фаже] занималась и последующими проектами — Gemini и Apollo; сам Фаже сформировал концепцию и провел анализ выполнимости проекта полета к Луне. Благодаря работам Фаже и его коллег в NASA, президент США Джон Кеннеди смог объявить о предстоящей высадке американских астронавтов на Луну, намеченной на конец 1960-х годов. Говорят, что без Фаже, люди никогда бы не побывали на Луне, и без такого, как он в будущем, мы никогда не сможем прилететь на Луну снова.
Фаже участвовал в самых первых первых исследованиях реализуемости системы Space Shuttle. Его группа начинала разработку многоразового транспортного корабля.
В1960-х, NASA и Департамент обороны (Department of Четыре подрядчика General Dynamics/ Convair, Lockheed, McDonnell Douglas, and North American Rockwell — получили 10-месячные контракты на исследования различных подходов для составного запуска и возвращения транспортного средства. Эксперты изучили несколько проектов: от транспортных средств полностью многократного использования до расходуемых ракет. По завершении этих исследований, NASA установило, что двухэтапное транспортное средство полностью многократного использования отвечает его потребностям и окупилось бы с точки зрения экономии средств. 1 апреля 1969 Максим Фаже — директор по конструированию и разработке в Центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне попросил 20 человек собраться на третьем этаже, которого как все знали — не было. Из-за этого многие полагали, что стали жертвами первоапрельской шутки директора, но, так или иначе, пошли, оказавшись в подсобном помещении для испытаний, где было три этажа, оно и стало местом их встречи. Фаже шел тогда через двери с моделью планера из бальзового дерева как бы планирующего к инженерам. Максим Фаже — в 1969, держит в руках модель (из бальзы) космического корабля своей
концепции, в которой он взлетает на ракете и приземляется на взлетно-посадочной полосе. Фаже демонстрирует лётные возможности своей модели возвращаемого "орбитера" И хотя окончательный проект шаттла НАСА значительно отличался от первоначально запатентованного проекта Фаже, он не был этим разочарован.
По словам заместителя администратора NASA по космической деятельности Уилльяма Ридди (William Readdy), подход Фаже к проектированию был очень дотошным — буквально вплоть до болтов и гаек. «Макс Фаже был настоящей легендой пилотируемой космической программы, — сказал Кристофер К. Крафт (Christopher С. Kraft), бывший директор Космического центра имени Джонсона [в Хьюстоне]. — Он был истинной иконой космической программы. Нет ни одного человека в США, который оказал бы большее воздействие на пилотируемые космические полеты. Он был моим коллегой и другом, которого я очень ценил и уважал. История сохранит память о нем как об одном из крупнейших ученых XX века». Здесь вы можете посмотреть на патенты 1972 года, полученные Максимом Фаже, на его Space Shuttle.
Работая в тесном сотрудничестве с Гилрутом, сначала в Лэнгли и позже в Центре космических полетов (MSC) в Хьюстоне, технический бунтарь Макс Фаже, спроектировавший космический корабль Mercury в конце 1950-ых, держал свою управляющую руку на каждом пилотируемом космическом корабле, вплоть до космических челноков. Доктора Фаже часто называют отцом шаттла, потому что его изучение [концепций] космического корабля многоразового использования привело к принятию решения о разработке той конструкции Space Shuttle, которую мы знали и наблюдали в работе на протяжении более 30 лет (c 1981 по 2011). фото Максима Фаже и его автограф 2001 года Фаже был известен в космическом сообществе своей придирчивостью, оригинальностью, своей одержимостью космосом и гениальностью. Никто не может недооценить его воздействие на техническую культуру NASA и результаты его успехов во время работы в течение более трех десятилетий в космическом агентстве.
Макс Фаже ушел в отставку из NASA в 1981 г. после второго полета шаттла «Колумбия» (STS-2), закончив сорокалетнюю карьеру государственного служащего. После гибели шаттла "Колумбия" 1 февраля 2003 (STS-107) он сказал журналистам, что пришло время уходить от космического челнока, для которого он сделал так много, чтобы его полеты стали реальностью, теперь нужно отправить челнок на почетную пенсию и строить новые корабли для полетов человека в космос. "Если американцы не пожелают вложить в это дело свои инвестиции, — заявил категорически Фаже, — то мы должны стыдиться самих себя".
Между демонстрацией Масимом Фаже 1 апреля 1969 года опытов с моделью будущего "Орбитера" перед группой инженеров-конструкторов и успешным приземлением последнего космического челнока "Атлантис" на посадочной полосе Космического центра им. Кеннеди 21 июля 2011 года прошло 42 года и 112 дней... Максим Фаже был обладателем многочисленных государственных наград США и профессиональных наград NASA. В 1987 году Фаже стал первым обладателем престижного профессионального Национального космического приза — (National Space Trophy) американского космического сообщества.
Источники: Лидеры NASA
Кристофер Колумбус Крафт, младший (Christopher Columbus Kraft, Jr.)
Доктора Кристофера Крафта (Christopher Columbus Kraft, Jr.) в США считают движущей силой в американской программе пилотируемых космических полетов от самого ее начала до эры шаттлов. Он планировал и осуществлял эксплуатационный контроль программ от двух суборбитальных миссий «Меркурий» (Mercury) до миссии «Близнецы» (Gemini), «Аполлон» (Apollo), «Скайлэб» (Skylab), и экспериментального полета «Аполлон-Союз» (Apollo-Soyuz). Крафт получил степень бакалавра по инженерно-технической аэронавигации в Политехническом институте Университета штата Вирджиния (Virginia Polytechnic Institute and State University) в декабре 1944. После формирования NASA в октябре 1958, Крафту, одному из 36 инженеров Целевой космической группы (STG), в которой он был с самого начала ее создания, поручили проектирование космического корабля «Меркурий». Эта группа позже стала ядром, вокруг которого был сформирован Центр пилотируемых космических кораблей (Manned Spacecraft Center — MSC), теперь это Космический центр Джонсона (Johnson Space Center — JSC). Целевая космическая группа (STG) развивала фундаментальные понятия проекта «Меркурий», который начал программу пилотируемых космических полетов США. Его лидерство и уникальные разработки за время карьеры в NASA, которая включила более 10 лет в качестве директора Космического центра Джонсона, далеко продвинули пилотируемые космические полеты и космические технологии. Д-р Крафт создал разработку и организацию операций по проектированию первых траекторий полетов и планов миссий, он разработал и реализовал стандарты для оперативного контроля космического полета. Как руководитель полетов миссий Mercury, д-р Крафт был ответственен за управление полетом от старта ракеты до приземления космического корабля. Он сделал это исключительно хорошо. Во время осуществления проекта Mercury д-р Крафт был также ответственным за концептуальный проект, развитие и создания Центра управления космическими полетами в Хьюстоне. Он осуществил планирование миссии, и эксплуатационный контроль по программе Gemini ("Близнецы") с ее начала и в это время был привлечен идти дальше — к решению задач посадки астронавтов на поверхность Луны.
Как директор операций полета, д-р Крафт отвечал за определение требований к основам программирования траекторий и системы управления сложными маневрами в космическом пространстве. Он также определил развитие первых аппаратных средств и систем программного обеспечения для создания всестороннего, высокоточного моделирования космических миссий, включающие операции по непредвиденным обстоятельствам.
Американский еженедельник Time (издается с 1923 года) размещает на своих обложках самые значимые за прошедшую неделю (по мнению редакции журнала) события.
Д-р Крафт продолжал осуществление всех аспектов операций полета до окончания второй экспедиции на Луну. Тогда, в декабре 1969, он был назначен заместителем директора Центра пилотируемых космических кораблей (MSC), где у него была объединённая ответственность за ее полное управление и руководство. Он становится директором Центра пилотируемых космических кораблей (MSC) в январе 1972. <…> Кристофер Крафт был глубоко вовлечен в развитие Space Shuttle. Во время их определения и конструкторских исследований, он сыграл важную роль в процессах принятия решений, которые позволили создать раздельную программу Шаттла и определить начальную конфигурацию системы Space Shuttle, новой концепция в области космического транспорта. Он оставался директором Johnson Space Center вплоть до своей отставки в августе 1982 года. После ухода на пенсию из NASA, он служил в качестве консультанта аэрокосмической компании Rockwell International, IBM и ряде других компаний. Д-р Крафт награжден медалями за Отличную службу NACA и NASA, имеет многочисленными государственные награды США и других стран, профессиональные награды в области аэронавтики и астронавтики нескольких университетов и институтов Северной Америки. Он является Почетным членом американского Института Аэронавтики и Астронавтики (American Institute of Aeronautics and Astronautics), действительным членом Национальной инженерной академии (National Academy of Engineering — NAF), Международной академии астронавтики (International Academy of Astronautics — IAA), Международной астронавтической Федерации (МАФ) (International Astronautical Federation — IAF). <...>
Доктор Кристофер Крафт примерно в 1964 при моделировании полета системы "Джемини- Титан 5", За выдающиеся заслуги Кристофера Крафта Центр управления полетами в Хьюстоне теперь носит его имя. Официальное открытие памятной надписи состоялось 14 апреля 2011 (30-летие полета первого шаттла "Колумбия") Стоящий всего в нескольких метрах от исторического объекта, который является почти синонимом его имени, доктор Кристофер Колумбус Крафт младший, обращается к большой толпе поклонников на официальном открытии новой таблички, обозначающей теперь легендарное здание — Центр управления полетами имени Кристофера Крафта-младшего (Christopher C. Kraft, Jr., Mission Control Center).
В 2001 году была издана автобиографическая книга Крафта — Рецензенты отмечают откровенность историй Крафта, критику того с чем и с кем был не согласен, не побоявшись называть имена людей, его готовность к личной критике.
Источники:
Джеймс Чипмэн Флетчер (James Chipman Fletcher)
Областью научных интересов доктора Джеймса Флетчера (James Chipman Fletcher) была физика. Он получил степень бакалавра по физике в Колумбийском университете (Columbia University) и степень доктора в области физики в Калифорнийском технологическом институте (California Institute of Technology). После завершения исследовательской работы он преподавал в Гарвардском и Принстонском университетах, затем начал работать в крупной американской военно-промышленной авиастроительной компании "Хьюз Эйркрафт" (Hughes Aircraft) в 1948 году и позже становится руководителем ракетного подразделения в Ramo-Wooldridge Corporation. В 1958 году Флетчер стал одним из основателей Главной космической корпорации (Space General Corporation) в Калифорнии. Работал вице-президентом Aerojet General Corporation в Калифорнии. В 1964 году он стал президентом университета штата Юта (University of Utah) и занимал эту должность, пока он не был приглашен в NASA в 1971 году. Флетчер был директором NASA с 27 апреля 1971, до 1 мая 1977, и с 12 мая 1986, до 8 апреля 1989. Он являлся руководителем или начинал практически все крупные космические проекты в течении почти двух десятилетий. Во время его первого периода управления NASA Флетчер был ответственен за начала работ по созданию шаттла. Некоторые миссии были уже запланированы, прежде чем он взял на себя ответственность (как администратор NASA) за их выполнение, такие как программы "Викинг" (Viking), когда на Марс были отправлены два марсианских зонда "Викинг", один из которых приземлился на Марс в 1976 году, а второй работал на его орбите. В течение второго срока его пребывания руководителем NASA он способствовал устранению упадка после гибели шаттла Challinger ("Претендент") с экипажем 25 января 1986 года и осуществлял контроль во время
двухлетнего перерыва в полетах шаттлов, когда в NASA работали над перепроектированием твердотопливных ракетных ускорителей и перестраивали всю структуру управления полетами шаттлов, [в частности были разработаны методы спасения астронавтов]. Флетчер убедил [президента США] реинвестировать средства в безопасность и надежность программы, направив их на организационные изменения для повышения эффективности и реструктуризации своей системы управления. После ухода из NASA Флетчер как высококлассный специалист в области ракетной техники был очень активным советником ключевых национальных лидеров (в том числе президентов США), участвующих в планировании политики США в области освоения космоса. Он также работал в консультативном совете [при президенте США] во время разработки Стратегической оборонной инициативы (Strategic Defense Initiative).
Джордж Майкл Лоу (George Michael Low)
Джордж Майкл Лоу родился 10 июня 1926 близ Вены, Австрия. При рождении имел имя Георг Вильгельм Лоу (Georg Wilhelm Low). В 1938 году, через четыре года после смерти отца семья эмигрировала в Соединенные Штаты. Их путь в Америку, куда они прибыли в 1940 году проходил через Швейцарию и Англию. Первоначально, после поступления в институт, обучался на курсе инженеров-механиков, на втором курсе он изменил основное направление учебы на инженерную аэронавтику (aeronautical engineering). С 1944 по 1946 год, Джордж Лоу служил в американской армии в качестве топографического чертежника. Он также получил лицензию пилота в это время. В 1945 году он стал натурализованным американским гражданином, и юридически изменил свое имя на Джорджа Майкла Лоу (George Michael Low). После получения степени бакалавра (инженер по аэронавтике) в RPI в 1948 году, Джордж Лоу работал в компании General Dynamics (Convair) в Форт-Уорт (Fort Worth), штат Техас. Как математик в группе аэродинамики, он осуществлял расчеты для бомбардировочной авиации. Позже в 1948 году Джордж Лоу снова вернулся в RPI для продолжения своей работы в аэронавтике. Он получил степень магистра наук [аналог кандидата наук в России] в 1950 году. В 1949 году Джордж Лоу вошел в состав Национального консультативного комитета по аэронавтике (НАКА) в качестве научного сотрудника по аэронавтике в лаборатории полета имени Льюиса (Lewis Flight Propulsion Laboratory) в Кливленде, штат Огайо [впоследствии Летно-исследовательский Центр им. Льюиса (Lewis Research Center)]. Как научный сотрудник, а затем глава секции механики жидкостей (1954-1956) и начальник Отдела специальных проектов (Chief of the Special Projects Branch) (1956-1958), Джордж Лоу специализируется на экспериментальных и теоретических исследованиях в области теплообмена, потоков пограничного слоя, и внутренней аэродинамики. Кроме того, он работал над такими проблемами космической техники, как расчеты орбит, траекторий спуска и методов сближения в космосе. Во время работы в лаборатории Льюиса, Джордж Лоу также читал дипломированным специалистам курсы по передовым разделам инженерной математике, теплообмену и теории пограничного слоя. В течение лета и осени 1958 года, предшествующие образованию Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Джордж Лоу работал в Кливленде и в Вашингтоне, округ Колумбия. Он поддерживал Абэ Сильверштейна (Abe Silverstein ) в штаб-квартире в планировании сферы [деятельности] нового агентства, а также работал с Робертом Гилрутом (Robert Gilruth) при составлении окончательных планов для проектов Mercury. Вскоре после организации NASA в октябре 1958 года, Джордж Лоу остался работать в штаб-квартире агентства в Вашингтоне, округ Колумбия. Под руководством Абэ Сильверштейна – директора по Программам Космических Полетов (Space Flight Programs), он служил в качестве начальника Пилотируемых Космических Полетов (Chief of Manned Space Flight). В этом качестве он принимал активное участие в планировании проектов Mercury, Gemini и Apollo. С апреля по декабрь 1959 года, Джордж Лоу также принял участие в комитета Гоетта (NASA's Goett Committee) [Комитет управляющий исследованиями по полетам человека в космос]. Члены этой избранной группы (10 человек) изучили и предложили для агентства ряд целей, среди которых были лунные посадки. Целевая группа пилотируемой посадки на Луну (Manned Lunar Landing Task Group), сформированная в октябре 1960 года и возглавляемая Джорджем Лоу, своими исследованиями определила цели лунных посадок и спланировала технические требования. В январе 1961 года, Группа планирования пилотируемой лунной программы, председателем которой был Джордж Лоу, начала готовить свой документ с подробным изложением плана программы, включая стоимость и график расходов. Результаты работы Группы планирования послужили технической базой для объявления президентом Джоном Кеннеди в мае 1961 года решения о посадке человека США на Луну до конца этого десятилетия. В начале 1963 года, когда Джордж Лоу стал одним из двух заместителей директора OMSF, он взял на себя ответственность за ракеты-носители и программы по космической медицине, а также программ развития космических аппаратов. В том же году он был назначен заместителем действующего (т.е. исполняющего обязанности) Администратора ведомства – Джорджа Мюллера. В качестве заместителя Мюллера, Джордж Лоу возглавил общее руководство и направление программ Mercury, Gemini, Apollo и передовые программы пилотируемых полетов, в центрах, непосредственно связанных с этими программами. Джордж Лоу и Вернер фон Браун на фоне 37 блокпоста в Центре управления полетами, Хьюстон, 1963. Фото NASA В феврале 1964 года, Джорджу Лоу был передан Центр пилотируемых космических аппаратов НАСА в Хьюстоне, штат Техас (ныне Johnson Space Center). В качестве заместителя директора Роберта Гилрута, Джордж Лоу исполнял функции генерального менеджера Центра. В это время он несет полную ответственность за усилия по космическим аппаратам Gemini и Apollo, а также за развитие будущих программ, таких как приложения Apollo (позже программы Skylab), Lunar Receiving Laboratory, за научные эксперименты в космосе. Джорджу Лоу также удалось курировать отбор и подготовку астронавтов к полетам. Фото NASA: Лица ключевых управленцев выражают разочарование после того, как миссия GT-VI ("Джемини-Титан-VI") была отменена из-за очевидного отказа (взрыв) двигателя спутника-мишени "Аджена Д", этот спутник — вторая ступень РН "Atlas – Agena-D" на орбиту не вышел. С ним должен был стыковаться "Джемини VI". В апреле 1967 года после пожара в капсуле Apollo (204), Джордж Лоу был назначен менеджером в Офисе программ космических аппаратов Аполлон (Manager of the Apollo Spacecraft Program Office – ASPO). Чтобы создать и держать Аполлон в готовности к полетам он курировал подробную реконструкцию, разработку, производство и испытание почти 4 миллионов частей, которые составляли Аполлон командный и служебный лунные модули. Роберт Гилрут и Джордж Лоу перед спускаемым аппаратом командного модуля "Аполлона", 1968. В обязанности Джорджа Лоу входило управление бюджетом по программам, продолжение расследований полетных аномалий, а также координация информации, изменений и процедур среди инженеров и ученых ASPO, подрядчиков, и других центров NASA. Под его руководством, были успешно выполнены восемь полетов Apollo. Среди этих миссий
Джордж Лоу был назначен заместителем директора (администратора) НАСА президентом Ричардом Никсоном в декабре 1969 года. В период когда администраторами NASA были Томас О. Пейн, а затем Джеймс К. Флетчер, Джордж Лоу служил в агентстве "генеральным менеджером" с ведущей ответственностью за обеспечение внутренней деятельности. Он наблюдал за центром и агентством планирования, составлением бюджета и его использованием, управлял персоналом и объектами, а также отвечал за развитие и функционирование множества программ и проектов, от спутниковых систем до программы Спейс Шаттл. Используя свои замечательные знания и умения в управлении и планировании, Джордж Лоу также прилагает свои усилия как руководителя NASA для перехода (по завершению программы "Аполлон") к новой цели 1970-х и 1980-х [программе Space Shuttle]. Во время своего пребывания в качестве исполняющего обязанности администратора (т.е. действующего директора) с сентября 1970 по май 1971 года, Джордж Лоу управляет множеством внешних контактов NASA и разрабатывает новые. В их числе переговоры и соглашения по космосу с Советским Союзом, заложившие основу для совместного полета кораблей Аполлон и Союз в июле 1975 году, а также других совместных космических проектов.
Второй визит в координационно-вычислительный центр (КВЦ) ЦНИИМаш делегации NASA, 1973. Джордж M. Лоу пристально контролирует ход
Экспериментального Проекта Аполлон-Союз (ЭПАС), Хотя Джордж Лоу ушел из НАСА на пенсию в 1976 году, он продолжил свою связь с агентством, предлагая свои услуги в качестве консультанта. В этом качестве он участвовал в таких мероприятиях, как рецензирование программы Спейс Шаттл, установленных оценочных заседаний в NASA, и переходной группы NASA после избрания президентом (США) Рональда Рейган. Последний видом деятельности Джорджа Лоу – председатель группы, участвующей в оценке сильных и слабых сторон NASA в 1980 году.
Весной 1976 года Джордж Лоу принял предложение Политехнического института Ренсселлера (RPI), из стен которого он вышел инженером, и стал его 14-ым президентом, прослужив в этой должности до своей смерти в июле 1984. За восемь лет пребывания в должности, он активно работал в различных высших научных, промышленных и государственных консультативных советах, в частности занимал должность первого председателя влиятельного Комитета по науке, технике и государственной политики (COSEPUP), учрежденного Национальной академией наук и инженерии. Джордж Лоу получил множество почетных званий и наград (государственных, NASA и Политехнического института Ренсселлера) за его руководство и вклад в космические программы страны, местного и национального правительств.
Источники:
Сыромятников Владимир Сергеевич
Свой весомый вклад в безопасность полетов астронавтов и космонавтов на шаттлах внесла школа советских конструкторов космической техники. С 1995 года на внешней шлюзовой камере шаттлов устанавливались российские стыковочные агрегаты, созданные под руководством доктора технических наук В.С. Сыромятникова. Владимир Сергеевич Сыромятников родился 7 января 1933 года в г.Архангельске. В 1936 году перезжает с родителями в Ленинград, а 1945 в Москву. В 1950 году он пытается поступать на мехмат в МГУ, но, как бы сейчас сказали, недобрал баллов. Благодаря тому, что экзамены в МГУ проводились в июле, он в августе сдает экзамены и становится студентом электромеханического факультета (специальность приборостроение) МВТУ 10 апреля 1956 года по распределению он прошел через проходную НИИ-88 в Подлипках и стал работать в ОКБ-1 С.П. Королева. Молодой специалист начал свою работу в группе, отрабатывающей рулевые машины для нелетавшей еще ракеты Р-7 (все работы этой группы курировал Б.Е. Черток). Сыромятников получил отличную конструкторскую подготовку по различным электро-механическим устройствам от ракеты Р-7, первого искусственного спутника Земли (ПС) и первых пилотируемых космических кораблей, до создания стыковочных узлов первых космических аппаратов "Союз".
Беспилотным кораблям "Союз" как и всем неафишируемым космическим аппаратам в то время присваивали название "Космос" с определенным номером. Первая автоматическая стыковка кораблей "Космос-186" и "Космос-188" состоялась в октябре 1967, вторая — в апреле 1968 ("Космос-212" и "Космос-213"). Стыковка автоматического корабля "Союз-2" и пилотируемого "Союз-3" (командир Г.Т. Береговой) 25 октября 1968 года не состоялась из-за ошибок космонавта в пилотировании при сближении кораблей и перерасхода топлива во время второй попытки такого сближения. События происходили вне зоны радиовидимости на теневой стороне Земли. Первая в мире стыковка пилотируемых кораблей "Союз-4" (командир В.А. Шаталов) и "Союз-5" (командир Б.В. Волынов, инженеры А.С. Елисеев и Е.В. Хрунов) в космосе состоялась 16 января 1969 года. Эта стыковка стала важной вехой в жизни В.С. Сыромятникова, поскольку первые корабли "Союз" являлись конструктивной основой для будущих лунных кораблей Л1 и Л3, разрабатываемых в СССР для полетов к Луне с помощью ракеты-носителя Н1.
Сыромятников все же окончил мехмат МГУ в 1962 году и его практически без экзаменов приняли в заочную аспирантуру ИМАШа (Институт машиноведения): лаборатория нуждалась в аспиранте, который без отрыва разрабатывал бы космические механизмы с узлами трения, предназначенными для работы в глубоком вакууме длительное время. Созанный им в это время прибор — измеритель износа шестерен — ИИШ-1 был запущен к космос два раза. Его первый вариант отработал всего 70 часов вместо 500 часов по его предварительным расчетам. После определения причин остановки электродвигателя и нахождения решения для их устранения, второй аппарат, на запущенном на высокоэллиптическую орбиту спутнике связи «Молния» "отышачил" (как говорили разработчики) более 700 часов — в 10 раз больше! С июля 1969 года он становися участником различных международных конференций, на которых совершенствует свой английский на профессиональном и бытовом уровне, знакомится с учеными разных стран (Англии, Франции, Германии, США).
Благодаря книгам воспоминаний Владимира Сергеевича мы многое узнали о становлении и развитии американской космонавтики. Он был лично знаком и находился в тесном профессиональном контакте с несколькими членами легендарной Группы, озадаченной космосом (так переводил Сыромятников ее название — Space Task Group): Робертом Гилрутом, Максом Фаже, Джорджем Лоу, Кристофером Крафтом, Кэдвелом Джонсоном, Гленом Ланни. Это сотрудничество охватывает более 20 лет. Теперь из этих книг мы знаем множество подробностей, прежде скрытых, о подготовке полета КК "Аполлон-Союз" и исторической стыковке на орбите, объединившей народы двух стран 15 июля 1975. В 1969 в результате активной переписке академиков М.В. Келдыша, А.А. Благонравова с руководителями NASA Джорджем Лоу, Х. Драйденом и Т, Пейном в СССР и США начали рассматривали возможность стыковок американских и советских космических кораблей.
Все фотографии из книги B.C. Сыромятникова
"100 рассказов о стыковке... Часть 2"
После успешных испытаний этого устройства во время исторического полета кораблей "Аполлон-Союз" в июле 1975 года АПАС Сыромятникова устанавливается на всех американских космических системах, а более совешенный механизм, пройдя обкатку на шаттле "Атлантис" в 1995 в его стыковке со станцией Мир, был установлен на все другие шаттлы. В 1979 году состоялась успешная защита его докторской диссертации.
Владимир Сергеевич Сыромятников умер 20 сентября 2006 г. в г. Москве. Теперь мы говорим о нем, что это известный в мире специалист по космической технике, в области разработки и испытаний космических аппаратов, автоматических систем, космической робототехники, больших космических конструкций, основатель и руководитель отечественной школы стыковочных узлов космических аппаратов, получившей мировое признание. Владимир Сергеевич руководил работами по созданию систем стыковки в программах «Союз-Аполлон», «Мир-Шаттл», МКС и ATV, ставшие красивыми завершающими штрихами, дополнившими конструкцию Многоразового космического корабля Space Shuttle, "Золотые украшения" от В.С. Сыромятникова на МКС и шаттле
Замечательный русский конструктор участвовал во многих амбициозных проектах, таких как «Солнечный парусный корабль» (был техническим директором), эксперименты серии «Знамя», система искусственного освещения из космоса и российско-американском эксперименте с тросовыми системами «Электродинамическая тросовая система».
Звания и награды
Автор более 120 изобретений и многих научных трудов. Скончался 19 сентября 2006 года.
Книги В.С. Сыромятникова 1. Сыромятников В.С. Стыковочные устройства космических аппаратов. Москва, «Машиностроение», 1984 Так получилось, что все три книги Владимира Сергеевича, — к которым он имел прямое отношение, вышли в 1984 году. Сыромятников В.С.:
2. Бобков В.Н., Сыромятников В.С. Космические корабли. – М.: брошюра общества «Знание», 1984. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия»; № 11) Сыромятников В.С.: Мне позвонил В. Ермаков и предложил написать брошюру под названием «Пилотируемые космические корабли». Это предложение было неожиданным с нескольких точек зрения: во-первых, я не был специалистом, который проектировал корабли в целом; во-вторых, никогда не писал подобные канцелярские книги; в-третьих, предложение было просто неожиданным. Я искренне колебался и изложил свои сомнения В. Ермакову. «Твою кандидатуру предложил В. Глушко, - сказал он, — значит, Валентин Петрович тебе доверяет». Пришлось искать компромисс, я нашел его в виде соавтора: им стал мой приятель В. Бобков — изначальный конструктор-проектант космических кораблей «Восток» и «Союз», который хотя и не являлся главным идеологом этих разработок, зато был компоновщиком изделий, интегратором, как говорят американцы. К тому же Валентин Николаевич [Бобков] обладал замечательной способностью излагать технические детали с большой точностью, хорошо владел графикой, имел уникальный личный архив в виде многочисленных рисунков и моделей. В. Бобков был у нас в КБ признанным авторитетом среди проектантов. Его соавторство, как мне представлялось, должно было заполнить пробелы как по существу представления этой широкой темы, так и в графическом материале, а также в имидже авторов книги. В. Бобков безусловно внес вклад в подготовку материала: он детально просмотрел рукопись, составленную мною, внес в нее поправки, уточнил цифры, а главное, подготовил рисунки. В брошюре, рассчитанной на массового читателя, были систематически описаны все пилотируемые космические корабли, на которых летали наши космонавты и американские астронавты, начиная с Ю. Гагарина и А. Шепарда. Их не так уж много было создано за 30 с небольшим лет полетов в космос: «Восток» и «Восход», «Меркурий» и «Джемини», «Союз» и «Аполлон», и, наконец — Спейс Шаттл. Мне кажется, в книге удалось не только описать, как устроены эти уникальные аппараты, которые поднимали человека за пределы Земли в космос, но и рассказать, почему они были сконструированы так, а не иначе. <...>». 3. Н. Хенли, X. Кумамото «Надежность технических систем и оценка риска». Перевод с англ. В.С. Сыромятникова и Г.С. Дёминой, под общей редакцией д-ра технических наук В.С. Сыромятникова. Москва, «Машиностроение», 1984 Сыромятников В.С.: <...> В книге приведено немало примеров и задач, в основном связанных с ядерными реакторами, хотя недостаток практического опыта и конструкторской практики авторов ощущался. Она вышла за год с небольшим до Чернобыля. Книга так и не появилась на прилавках магазинов, весь тираж был раскуплен по предварительным заказам. Потребность в хороших теоретических руководствах для практической работы во многих областях техники, в которых надежность и безопасность имеют первостепенное значение, в те годы была большая». 4. Сыромятников B.C. 100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле. Часть 1: 20 лет назад. — М.: Университетская книга, Логос, 2003
5. Сыромятников B.C. 100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле. Часть 2: 20 лет спустя. — М.: Университетская книга, Логос, 2008 Вторая часть книги была подготовлена к печати Екатериной Владимировной Сыромятниковой, дочерью Владимира Сергеевича, уже после его его кончины. Первая часть книги, охватывает период от зарождения отечественной космонавтики до 1974 года. Во второй части книги описаны два крупных периода в развитии нашей космонавтики: с 1975 по 1992 год и с 1992 года до начала XXI века. ______________________________________________________________ Ссылки по теме: Курс видеолекций о создании шаттлов (22), от идеи создания шаттла до технических подробностей включительно прочитанный астронавтом шаттла, профессором Массачуссетского технологического института Джефом Хоффманом (Jeff Hoffman) и профессором Ароном Коэном (Aaron Cohen), который был Менеджером проектов Space Shuttle Orbiter смотрите на сайте Массачуссетского технологического института (англ) Шаттл: история создания, цели, задачи (форум) "100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле. Часть 2: 20 лет спустя",
М., Логос, 2008
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Александр Коваль 2004-2016 |
|