ЭВЕНКИЙСКИЕ СКАЗКИ

Эти сказки эвенкийского народа, были опубликованы 50 лет назад (1956) Иваном Ивановичем Суворовым. Теперь впервые они публикуется в Интернете по брошюре «Народное творчество в Эвенкии». (Популярный очерк), Красноярск, 1961.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась изустной передачей преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. Нередко все это сменялось веселыми играми и хороводным танцем, которые длились по два-три вечера подряд.

В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любят вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью своих бывших эксплуататоров — купцов и богачей. Они чаше всего рассказывают сказки о животных. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Для этих сказок характерны конкретность и выразительность.

Например, в сказке «Лиса и медведь», лиса подобно людям тайги предлагает медведю место для ночлега на высоком открытом месте, где ветер отгоняет весь гнус, но вместе с тем это же предложение служит для нее уловкой, чтобы убить медведя. Медведь здесь рисуется доверчивым и простодушным.

ЛИСА И МЕДВЕДЬ

Было лето. Комаров много было. Медведю от них здорово доставалось. Бегал в чашу, бегал на озеро — не отстают комары. Лису встретил. Она его опрашивает:
– Чего, дедушка, бегаешь?
– Комары заедают... – ответил медведь.
– Побежим на скалу. Там ветерок... Уснем спокойно...
Согласился медведь. На скалу прибежали, спать легли. Лиса на краю обрыва, а медведь рядом. Мишка сразу захрапел. А лиса немного полежала и кричит:
– Ой, Миша! Упаду! Подвинься!
Медведь немного подвинулся и опять заснул. А лиса в это время через, медведя перепрыгнула на другую сторону. Легла возле медведя, полежала еще и опять кричит:
– Ой, упаду! Подвинься еще!..
Медведь спросонок двинулся, а там край скалы был. В пропасть полетел. Разбился. А лиса в лес убежала.

Рассказал эвенк Н.А. Кочени, 25 июня 1938 г., ф. Стрелка-Чуня

В сказке «Спор оленей» проводится идея, что человек являешься защитником полезных животных. Это выражается в споре оленей, после которого часть животных ушла к человеку и сохранилась от хищников, а другая часть осталась дикой и беззащитной.

СПОР ОЛЕНЕЙ

Сначала олени все дикими были. Волки давили их. Медведи задирали. Комары кусали. Заступиться некому было. Только ноги спасали.
Собирались они однажды на горе, где ветер комаров сдувает. Спорить стали. Один олень и поворчит:
– Хватит так жить. Надо к человеку идти. У него хорошо будет.
А второй отвечает:
– Нет. Человек работать заставит. Спина заболит...                    
–  Ну что ж. Поработать заставит — отдохнуть даст.
Спи у костра, о комарах, и волках не думай, – возражает первый.
Спорили, спорили, так ни к чему и не пришли. Разбежались. Одни, дикие, в лес, другие к человеку поскакали.
С тех пор у него живут. Много их теперь стало, а диких меньше половины осталось. Прогадали они.

Рассказал И.А. Аюльчин, 24 декабря 1936 г., ф. Чемдальск

В образе лисы из сказки «Как лиса купца обманула» рисуется человек, который обманывает жадного купца, чтобы потом летом оказать помощь бедным эвенкам. Лиса здесь изображена защитницей народа от эксплуататоров -купцов.

КАК ЛИСА КУПЦА ОБМАНУЛА

Давно это было. Жил на Катанге-реке купец. С эвенками торговал. У него много коров было. Купец очень жадный был. Задумала лиса его обмануть. Отправилась в лес. Спилила березу. Отрубила от нее чурбан. Обтесала его, приделала ручку и пошла к купцу.
Вышел купец навстречу, спрашивает:
– Что это у тебя, лисонька?
– O! Это маслобойка! Потрешь по ней палочкой, а из нее масло выходит. Да так много, что и коров не нужно...
Захватила купца жадность:
– А ну, покажи, как масло получается?
Села лиса и давай палочкой по чурбану тереть. Терла, терла и говорит:
– Посмотри-ка, купец. Не могу никак разглядеть какие это птицы над рекой летают?
Купец взглянул на реку, а лиса в это время из кармана кусок масла достала, на чурбан положила да как закричит:
– Смотри! Смотри! Много ли потерла, а масла уже сколько!
Видит купец — и, впрямь масло.
– Продай маслобойку! – уговаривает купец..
– А что дашь?
– Что попросишь, все отдам, – отвечает купец.
– Если отдашь всех коров, продам.
– Ладно... Согласен!
Забрала лиса коров и в тайгу угнала. Там их бедным эвенкам отдала. А купец сел возле чурбана и давай по нему палочкой тереть. Тер день — нет масла. Другой тер — тоже нет, а на третий — догадался... За лисой побежал. Да уж поздно было. Не мог догнать.

Рассказал К.А. Потэ, 29 октября 1940 г., ф. Эконда

Многие сказки являются попытками объяснить происхождение того или иного явления природы и жизни. Например, в сказочке «Медведь и собака» дается ответ на вопрос, почему собачка — друг человека и почему медведь зимою спит в берлоге.

МЕДВЕДЬ И СОБАКА

Медведь и собака пришли к человеку. Медведь просит:
– Человек, дай топор!
– А зачем он тебе?
– Избу рубить.
– А мне лук дай, – говорит собака.
Дал человек им топор и лук. Смотрит, что дальше будет. Посмотрел медведь на собаку с луком и испугался. Стал ее уговаривать:
– Собака, брось лук.
– А ты топор кинь...
– Ладно, брошу. Без дома лучше обойдусь. Лапами берлогу рыть буду.
– Согласна. Я и без лука тебя найду, – отвечает собака.
Понравилась человеку собачка. Говорит ей:
– Оставайся у меня. Будь другом моим.
Та согласилась. С тех пор медведь в берлоге живет, а собака с человеком дружит.

Рассказала Д.В. Пикунова, 6 июня 1938 г., ф. Чемдальск




© Александр Коваль
2004-2016
Яндекс.Метрика