Максим Аллан Фаже (Maxime Allan Faget)


Максим ("Макс") Фаже, главный конструктор космического аппарата Mercury и главный инженер NASA для всех пилотируемых космических кораблей [США], разработанных и летавших в NASA включая космические челноки Space Shuttle.
Макс Фаже был техническим директором и директором развития в Космическом Центре им. Джонсна (Johnson Space Center) NASA в Хьюстоне, штат Техас, с 1961 до своей отставки в летом 1981 года. Фаже широко признан своими коллегами как отец "Меркурия" (Mercury), "Аполлона" (Apollo) и космического корабля "Спейс Шаттл" (Space Shuttle).

Макс Фаже родился в Стэн-Крик, Британский Гондурас (сейчас Белиз),
26 августа 1921 года.
Его отец, доктор Гай Фаже, был известным специалистом в области тропических болезней, а мать была медицинским работником. Его родители, американцы, были наняты британским правительством, чтобы служить в клиниках этой британской колонии, потому что большинство британских врачей в это время (после Первой мировой войны) все еще служили в Англии или Франции.

Макс обучался в Юниор Колледже (Junior College) Сан-Франциско в Калифорнии, но, когда его родители переехали в Луизиану, он поступил в Университет штата Луизиана (Louisiana State University — LSU), где получил в 1943 году степень бакалавра наук в области машиностроения. <...>

Макс Фаже — участник Второй мировой войны — сразу после окончания университета в 1943 году служил в ВМС США в качестве офицера-подводника. Он участвовал в активных боевых действиях до окончания Второй мировой войны.

После войны (в 1946), Макс был принят на работу в Национальный консультативный комитет по аэронавтике (НАКА, который позже был преобразован в НАСА) в Отдел исследований беспилотных самолетов. Здесь он занимается инженерными и проектными работами по созданию моделей самолетов с ракетными двигателями для их разгона до сверхзвуковых скоростей и получения аэродинамических данных.

В это время он увлекся идеями космического полета и поиском методов защиты от высоких температур и других динамических факторов, обусловленные гиперзвуковыми скоростями космических аппаратов.

В NACA, Фаже стал экспертом по нагреву и аэродинамическим свойствам тупых тел при сверхзвуковых входах [в атмосферу], прямоточным воздушно-реактивным двигателям. Он также был непосредственным участником проекта
X-15, экспериментального самолета, который летал со скоростью до М = 6 [М — число Маха, приближенно равное скорости звука].

В 1957 году, вскоре после успешного полета первого искусственного спутника Земли [СССР], Макс, в составе небольшой группы людей, включен в Космическую Целевую Группу (Space Task Group) NACA, созданную для осуществления полета человека в космос.

К лету 1958 он задумал и предложил разработку одноместного космического корабля с тупым телом для Проекта "Меркурий", цель которого состояла в том, чтобы доставить американца на околоземную орбиту. Первый рисунок этого космического корабля был создан Кэдвелом Джонсоном (Caldwell C. Johnson), главным проектировщиком технических концепций Макса Фаже, в июне 1958, за полные три месяца до того, как было сформировано само NASA.

Полный список почетных и профессиональных наград Макса Фаже занимает в его биографии до двух полных страниц.
Неполный список включает в себя медали NASA за выдающееся руководство, за отличную службу, [медаль] за исключительные технические достижения; Почетные степени доктора инженерных разработок Университетов Питтсбурга (1966) и Луизианы (1972);
Премия имени Годдарда по астронавтике (Goddard Astronautics Award) Американского института аэронавтики и астронавтики, и премия Артура С. Флемминга (Arthur S. Flemming Award).
В знак признания его работ по проектированию космических аппаратов "Меркурий" и космического корабля "Аполлон", он был введен в Национальный зал славы изобретателей [США] и в Национальный космический зал славы в 2003 году в честь столетия первого полета аппарата тяжелее воздуха [самолета] братьев Райт.

В 1970 году «За вклад в дизайн и проектирование космических аппаратов Меркурий и Аполлон".он был избран членом Национальной инженерной академии. Среди патентов Макса Фаже — капсула "Меркурий", “Воздушная капсула чрезвычайного разделения устройств" (Aerial Capsule Emergency Separation Device) (аварийно-спасательный двигательный блок (башня) "Меркурия", разработанный для использования в чрезвычайной ситуации запуска), и “Жизнеобеспечивающая Кушетка” (Survival Couch) (устройство, которое делает высокие перегрузки спускаемой капсулы "Меркурия" безопасными для астронавтов).

В начале 1970-х, он подал заявку на патент на раннюю версию многоразовых транспортных космических транспортных средств (шаттла), награда, которая не была доведена до завершения из-за многочисленных изменений вносимых впоследствии в конструкции шаттла для удовлетворения дополнительных требований. Эта ранняя концепция Макса Фаже и Кэдвела Джонсона, предусматривала моноблок ракеты-носителя и орбитального аппарата с сильно укороченными крыльями. Несколько лет спустя [шаттл "Челленджер"] Challenger был потерян из-за составных стартовых ускорителей, и [шаттл] "Колумбия" был потерян из-за его больших дельта-образных крыльев. Таким образом, по иронии судьбы, каждая авария была вызвана недостатком конструкции, которых не было в оригинальной концепции Фаже.

После своего ухода из NASA, Макс продолжал вносить свой вклад в космическую программу США. Как приглашенный профессор он читал лекции на курсах высшего уровня Университета Райса (Rice University) и Университета Хьюстона (University of Houston) по конструкциям космических аппаратов.

Кроме того, он был вице-президентом компании Eagle Engineering ("Орел инженерии") в начале 1980-х, а затем основателем и президентом [одной из первых частных] компаний Space Industries Inc. ("Космические объединенные отрасли промышленности") недалеко от Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне.
Space Industries была создана для проектирование и строительства недорогих космических станций. Промышленный космический объект по проекту Макса Фаже был сконструирован его давним коллегой Кэдвелом Джонсоном (C.C Johnson). Он должен был стать  предприятием, которое бы оставалось на орбите Земли, и был разработан в дополнение к возможностям флота шаттлов, управляемого NASA.

Хотя [этот] проект не был завершен, в значительной степени из-за потери "Челленджера" (Challenger) в 1986 году, трудовая этика Макса Фаже, его подход к решению сложных инженерных проблем и общее видение совершенства позволило коллегам включить и сохранить его и в других направлениях бизнеса. Макс по-прежнему является старшим советником компании, которой в итоге стал Veridian, публично торгуемой корпорацией с годовым доходом более $ 1 млрд. и рабочей силой около 8000 инженеров, ученых и технологов. Награда, которая [теперь] ежегодно вручается ведущим техническим сотрудникам этой компании, конечно же, является премией Макса Фаже.

Незадолго до смерти Макса Фаже спросили, какие из его достижений принесли ему наибольшее удовлетворение. Правда ли, спросили его, что он "главный конструктор" американских космических кораблей сопоставимый с Королевым ("главным конструктором" всех советских космических аппаратов)?

Макс ответил: "США — не та страна. Здесь король не назначает придворного конструктора космических кораблей". Затем он указал на картину позади его стола, на которой изображен Джон Пол Джонс (John Paul Jones), рядом с несколькими кораблями впечатляющего вида, которого часто называют отцом американского флота — одного из давних кумиров Макса. Заголовок гласил: «Я не хочу связываться ни с одним судном, которое не способно плыть быстро, потому что я намерен идти опасным путём."

Кстати, Джон Пол Джонс, по приглашению императрицы Екатерины II, служил контр-адмиралом Русского флота во время русско-турецкой черноморской кампании 1788 года в районе крепости Очаков. Одержав там блестящую победу, Джон Пол Джонс был награжден орденом Св.Анны.

"Я верю, что очень хорошо следовал совету Джонса ", сказал Макс [Фаже]. "Я больше всего горжусь вкладом в концепции и конструкцию действительно очень быстрых кораблей, кораблей, которые проходили по опасным путям с удивительным успехом".

Пережив свою жену Нэнси, скончавшуюся в 1994 году, Максим Аллан Фаже умер в возрасте 83 лет 9 октября 2004 года.
У него остались четверо детей, Энн, Кэрол, Гай, и Нанетт, невестка, два зятя и 10 внуков.


_____________________________________________________________________

Перевод А. Коваль. Публикация 26 августа 2011

Дополнительную информацию о Максиме Фаже и его коллегах можно найти на странице "О людях, создававших космический челнок"

Источники:
The National Academies Press,
John Paul Jones


© Александр Коваль
2004-2016

Главная  •  Карта сайта

Яндекс.Метрика