(с уточнениями 25 октября 2007, 4 мая 2008, 5 января 2011)
Смотрите новые страницы — развитие этой темы — в публикации 22 декабря 2010 — 50 лет со дня полета
В 2007 году исполняется 50 лет начала Космической эры человечества. 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени в СССР был запущен Первый Искусственный Спутник Земли (ИСЗ). Его запуск и благополучное функционирование — результат самоотверженного труда большого количества конструкторов, инженеров, рабочих, ученых-механиков, математиков, физиков, химиков, радиотехников и др. В вершине этой интеллектуальной пирамиды стоял Сергей Павлович Королёв — Главный конструктор космических кораблей (КК). В то время мир находился в состоянии холодной войны и запуск первого ИСЗ имел политическую подоплеку: всем была доказана возможность доставки боевого (ядерного) заряда на любое расстояние в пределах земной поверхности. Именно такое доказательство лежало в узком кругозоре политиков и военных. Но С.П. Королёв мыслил гораздо шире: он думал о мирном освоении космического пространства — полетах человека, полетах долговременных орбитальных станций (ДОС) со сменяемыми экипажами, о метеорологических спутниках, спутниках связи, автоматических межпланетных станциях (АМС) для исследований свойств космоса, Луны и планет Солнечной системы. Пилотируемым полетам в СССР предшествовали пуски ракет-носителей и космических аппаратов (КА) с животными: собаками, крысами, мышами, черепахами, мухами дрозофилами и другими биологическими объектами. 1960 год в истории освоения космоса можно назвать годом интенсивной подготовки первого полета человека в космос. И он, по воспоминаниям участников испытаний ракет-носителей и космических аппаратов, был для них очень тяжелым. Олег Генрихович Ивановский — ведущий конструктор КК "Восток": "Не был для нас счастливым 1960 год. Не был. "... Хотя катастрофу потерпела ракета Р-16 — конкурент Р-9, мы все были подавлены масштабами случившегося. Слишком много друзей, знакомых и просто хороших людей было среди погибших. Кто бы ни был главным конструктором, ракета была не его, а наша. Все мы были гражданами и патриотами своей страны." (см. подробности в книге Черток Б.Е. "Ракеты и люди", т.2. Машиностроение, 1996, стр.396-410), [Трагедия унесла жизни 126 человек.
См. указанную выше книгу Б.Е.Чертока, опубликованные документы, списки погибших и фото с места катастрофы: --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В конце декабря 1960 года земля Эвенкии соприкоснулась с деятельностью С.П. Королева.В опубликованной литературе и в Интернете есть различные описания этого события, но большинство из них либо очень краткие, либо далеки от истины. Во всех источниках одни и те же данные противоречат друг другу, ни в одном из них нет, например, координат места посадки СА. Говорится о них (с ошибкой!) только в книге Ивановского О.Г. Поэтому приходится по крупицам восстанавливать реальную картину событий. К большому сожалению, до сих пор не известны многие имена тех, кто участвовал в поисках и эвакуации спускаемого аппарата четвертого корабля-спутника "Восток" в районе п. Тура, проводившейся с 22 декабря 1960 года по 11(12) января 1961 года. Хотя многое еще предстоит выяснить, попробую рассказать о том, что знаю сам, опираясь на заслуживающие доверие (хотя и с замечаниями) источники: воспоминания А.В. Палло, О.Г. Ивановского, Б.Е.Чертока и др. 01.12.1960. Время - 7:26. Космодром Байконур, стартовый комплекс №1. Пуск ракеты-носителя "Восток 8К72", которая вывела на околоземную орбиту Третий корабль-спутник (00065 / 1960 Ро1) [это непонятные номера]. Советский космический корабль типа "Восток-1", сер.№3 [по другим источникам порядковый номер корабля-спутника — 1К №5, время пуска 07:30] выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 64,97 град.; период обращения - 88,47 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 180 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 249 км. Пуск произведен по программе подготовки пилотируемого полета в космос. На борту корабля находились собаки Пчелка и Мушка. 02.12.1960. Предпринята попытка посадки спускаемого аппарата Третьего корабля-спутника. Из-за нерасчетной траектории, спуск корабля произошел в нерасчетном районе. Было принято единственно правильное решение подорвать спускаемый аппарат. [Корабль-спутник был взорван автоматичской системой подрыва объекта (АПО), поэтому никто решения о взрыве не принимал, см. ниже объяснение Чертока Б.Е.]. Находившиеся на борту собаки погибли. 22.12.1960. Время - 7:45. Космодром Байконур, стартовый комплекс №1. Пуск ракеты-носителя "Восток 8К72К", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский Корабль-спутник ["Восток-1", сер. 1К №6] (1960). Пуск произведен в рамках программы "Восток" по подготовке пилотируемого полета в космос. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вот это событие и стало контактом Эвенкии с С.П. Королевым и его людьми. Сообщения ТАСС не было, а о людях, принимавших в нем непосредственное участие, тем более, не говорилось никогда. Ярослав Голованов, написавший о Сергее Павловиче Королёве самую хорошую, на мой взгляд, книгу "Королев: Факты и мифы", на самой первой странице посвящает ее "Тем сотням и тысячам,
которых в сообщениях ТАСС Как точно сказано! Многое неизвестно, но еще есть возможность восстановить эти события для истории. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О координатах места посадки спускаемого аппаратаСА был обнаружен экипажем туринского самолета Ан-2, командиром которого был Михаил Михайлович Борисов (впоследствии его наградили за это золотыми часами), примерно в 65 км ЮЮЗ Туры (на плоской карте). Обратимся теперь к воспоминаниям руководителя поисково-эвакуционного отряда (ПЭО) Арвида Владимировича Палло. В них он описывает как создавался ПЭО, эвакуацию собак Стрелка и Белка, и СА после полета Второго корабля-спутника в августе 1960 и другие эпизоды деятельности ПЭО, включая эвакуацию Ю.А. Гагарина и второго космонавта СССР — Г.С.Титова. Воспоминания А.В. Палло (выделены другим цветом) более точные, но немного суховатые (нет, например, даже инициалов многих участников операции). Я буду дополнять их выдержками из книги О.Г. Ивановского "Ракеты и космос в СССР. Записки секретного конструктора", 2005. Глава "Тура-60", в которую он добавил рукопись Палло со своими комментариями, а так же тем, что мне удалось найти. Олег Генрихович Ивановский:В непростых событиях истории нашей отечественной космонавтики, происходивших в декабре 1960 года, мне участвовать не пришлось. Королев включил меня в группу специалистов, командированных в одно из экзотических мест. Но об этой командировке разговор особый. Поскольку произошло «снижение по нерасчетной траектории» была ли это забота только ракетчиков? Нерасчетная траектория спуска могла быть и по вине корабля. [Борис Евсеевич Черток]:"…В спускаемый аппарат был заложен заряд тротила. Система АПО – аварийного подрыва объекта – должна сработать в том случае, если приземление прогнозируется вне территории Советского Союза. Чтобы аппарат не попал во враждебные руки, он должен быть разрушен еще до входа в атмосферу. По пути к Земле атмосфера окончательно уничтожит его и все возможные государственные тайны. Это было придумано только для беспилотных кораблей. Что касается собак, то их в данном случае приравнивали к прочему секретному оборудованию корабля…" --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О.Г. Ивановский: Последний в 1960 году пуск корабля был произведен 22 декабря. Полет должен был продолжаться сутки. В полет были отправлены две собачки – Шутка и Комета [так называет их и Черток Б.Е. Имена собак Борис Евсеевич взял из фундаментального труда по истории корпорации "Энергия" (эта поправка сделана 25.10.2007 вместо предыдущего текста), Палло А.В. называет их Жулька и Альфа, что (так я думаю) ближе к истине] и полный набор мелкой живности. [Для Жульки это был третий полет в космос!]. В начале полет шел прекрасно, но двигатель блока «Е» – третьей ступени, в начале своей работы решил отказать! Автоматика управления выдала команду на отделение корабля от ракеты. Баллистики прикинули и сообщили, что корабль войдет в плотные слои атмосферы где-то над Якутией. Арвид Владимирович Палло:
"...Следующая работа оказалась одной из сложных. Спускаемый аппарат [Четвертого корабля-спутника "Восток"] с собачками Жулька и Альфа приземлился (это стало известно потом) в тайге у полярного круга, недалеко от города Тура на Нижней Тунгуске. Вся группа – Палло, Козюпа [Олег Иванович Козюпа - инженер-проектант и член поисково-спасательной службы, сотрудник О.Г. Ивановского], Лобнев [Алексей Александрович (Алексеевич?) Лобнев - инженер-проектант и член поисково-спасательной службы] и представитель из ленинградского НИИ, специалист по системе АПО – Комаров, решила заночевать в одной комнатушке, «арендованной» в воинской части. Но поздно вечером дежурный сержант передал им телеграмму: «Палло и Комарову с необходимым инструментом и оборудованием срочно вылететь на аэродром «Безымянка», близ города Энгельс. Там будет ждать Ту-104. Королев».
Самолет для перелета уже был готов. Вылетели. И действительно, в «Безымянке» ждал снятый с рейса на Алма-Ату Ту-104. С двумя «спецпассажирами» он тут же вылетел. Командир экипажа, с подозрением покосившись, неохотно заявил, что ему приказано лететь то ли в Новосибирск, то ли в Красноярск – указания последуют позже, в полете. Проснулись в Новосибирске. Что? Зачем? Почему? Полная неизвестность. Рядом стоял с работающими моторами самолет Ил-14. К [нашему] самолету подошли военные в форме КГБ и предложили срочно пересесть со своим имуществом в Ил-14, вылетающий в Красноярск. «Это для вас. Перегружайтесь скорее и – счастливого пути». – Все, что услышали в Новосибирске. Взлетели. В полете ясности не прибавилось. Прилетели в Красноярск. (из воспоминаний Палло: "...В Красноярске начальник аэропорта сообщил, что дальнейшее наше следование будет на Ил-14 ГВФ, в сопровождении капитана УКГБ [Управление КГБ] Хабирова. На КП ВВС встретились с представителем Уральского военного округа, который сообщил, что
дальше летят вместе, но на другом самолете. Куда? Точно не известно, то ли в Туруханск, то ли в Туру, узнают в аэропорту Подкаменной Тунгуски). Вылетели в полночь, уже 24 декабря.
(из воспоминананий Палло: "...Пролетая над аэродромом "Подкаменная Тунгуска" решили связаться с начальником аэропорта. Он сообщил, что у него сосредоточились две группы: Николаенко (самолеты ВВС) и капитана Чернавского (НИИ-4) Для уточнения дальнейшего следования приземлились здесь. Вскоре в Подкаменную Тунгуску прибыл самолет с представителями различных систем корабля-спутника из Ленинграда и Москвы.) Было уже около трех часов ночи. На аэродроме, к своему удивлению, увидели целую группу военных, вертолеты, самолеты... Только здесь, наконец, узнали о целях своей сверхскоростной авиа-эстафеты. Где-то в этом районе были обнаружены радиосигналы, похожие на пеленгационные спускаемого аппарата. Узнали и кое-какие подробности. Оказалось, что пуск ракеты-носителя прошел нормально. Первая и вторая ступени справились со своей задачей, а вот третья подвела. Корабль не получил нужной скорости, на орбиту не вышел, и, видимо, по очень крутой траектории вошел в атмосферу. Собачки, находившиеся в спускаемом аппарате, вероятно, погибли. Перегрузки должны были быть существенно больше допустимых... Но если принимались радиосигналы значит спускаемый аппарат цел. Может быть, и собачки еще живы… Но сигналы принимали только одной станцией, и по ним можно было определить только направление к месту нахождения передатчика, второй-то засечки нет. Точка посадки не известна, «Пищало» где-то в направлении Туруханск–Тура. Капитан Хабиров предложил мне и Комарову лететь вместе с ним в направлении Туры. В полете он сообщил, что УКГБ, помимо поисковой партии ВВС, ведет самостоятельный поиск. По пути следования наше визуальное наблюдение не дало результатов. [Ивановский пишет, что Палло и Комаров вылетели на Ил-14 в Туру. Приземлились в Туре в 10.00 [14.00 местного 24 декабря]. [Время, которое приводится в тексте А.В. Палло, скорее всего московское]. На КП встретились с начальником аэропорта Виноградовым [Иваном Корниловичем] и майором УКГБ Никифоровым [у Ивановского в тексте майор НКВД?!]. В 10.10 [14.10 местного] поступает радиосообщение с самолета Ан-2 [командир Борисов М.М.], что "видят цель".
Подключаюсь к радиопереговорам. С самолета видят "два парашюта на деревьях и шар с двумя отверстиями". Ясно, что это спускаемый аппарат. (то же событие у Ивановского: "...Минут через десять [после приземления в Туре], пришла радиограмма с самолета Ан-2, и чуть позже с самолета Ил-14 ВВС, что они видели «цель». Палло подключился к разговору с пилотом Ан-2 и понял, что он видел спускаемый аппарат, который приземлился в тайге приблизительно в 65 километрах юго-западнее Туры.) Координаты того места: 63 градуса 42 минуты северной широты, 90 градусов 50 минут восточной долготы.
В это время в Туру прибыл вертолет Ми-4 из Туруханска. Прошу начальника аэропорта срочно доставить меня и Комарова к месту посадки СА. Пилот вертолета [видимо, это Козлов [Пётр Иванович] — командир Туруханского авиаотряда] отказался в связи с окончанием светового дня. Пришлось обратиться к майору Никифорову о содействии, объяснив, что на борту СА контейнер с собаками, и в системе АПО был часовой механизм взрывного устройства, взведенный на определенный срок срабатывания и выдачи команды на подрыв спускаемого аппарата, и не известно исполнил ли этот механизм команду «отбой», поскольку посадка была аварийной. С трудом дается указание - меня, Комарова и Хабирова срочно вертолетом доставить к СА. Взлетели. В 10.50 [14.50 местного] мы вылетели и приземлились примерно в 800-900 м от СА - ближе площадки не просматривалось. Ни лыж, ни компаса нет. По пояс в снегу пошли к СА но, подойдя на 80-100 м, потеряли направление. Пришлось по рации вертолета запросить пилота Ан-2 летать в направлении "вертолет-цель", пока мы не подойдем. С громадным трудом стали пробираться и как только добрались (в 11.50 [15-50 местного]) первое, что бросилось в глаза – это висевший на дереве парашют, совершенно целый корпус шара, два открытых люка и в одном – «капсула» с собачьей кабиной. Она не катапультировалась. Отрывная плата с электроразъемами не отделена и на ней висел целый пук переплетенных обугленных проводов. [Радиопередатчик "Маяк" корпусом СА прижат к кустарнику, а с деревьев висят расходящимся веером стропы парашюта.] Подошли осторожненько, прислушались – собачки признаков жизни не подавали. Прежде всего, нужно было отключить электрические цепи от взрывного устройства. Это можно было сделать, только забравшись внутрь аппарата через люк. Через люк... Но в люке не катапультированная капсула, в ней кабина с собачками, а под капсулой пиротехническое устройство – пушка, которая должна была выстрелить этой капсулой, но не выстрелила. (Первой задачей было обесточить систему АПО). Решили так, к аппарату пойдут двое и попытаются, забравшись внутрь, отключить нужные электрические разъемы. Двое – это Палло и Комаров. Пошли не вместе, по очереди. Палло, как старший, пошел первым и решил, прежде всего отключать пиротехническую пушку. Комаров возразил: первым должен пойти он и отключить взрывное устройство. Приказывать Палло не стал, чтобы не обижать товарища. Кому идти первому разыграли на спичках – и то и другое было одинаково опасно. Выпало первому идти Комарову. Он пошел, Палло встал за дерево. Комаров пролез в люк головой вниз, только ноги наружу торчали. Через пару минут вылез. «Отключил!» Отключать пушку пошел Палло, а Комаров встал за дерево. Арвиду через люк нужно было добраться почти до самого дна аппарата. Пришлось ему снять куртку и пролезать туда вниз головой… (Тут невольно я вспомнил аналогичную "процедуру", когда сам на стартовой площадке, на заправленной ракете, по часовой готовности вот так же вниз головой, в таком же шаре добирался, за злополучным куском не пристегнутой ткани перед пуском корабля с Белкой и Стрелкой. Но тогда было тепло, август, а не январь в сибирской тайге!). (Во время нашей работы собаки не подали голоса), рассмотреть собачонок через обмерзший иллюминатор кабинки не удалась, снять же кабину можно было только вытащив капсулу из корабля. Но не тут-то было: (из воспоминаний Палло: "Ночью меня дважды вызывал на радиопереговор С.П. Королев, интересуясь, живы ли собаки. Я ему ничего утешительного сказать не смог ответить, так как они голоса не подавали и их через замерзший иллюминатор не было видно, к тому же переговорам мешали сильные помехи от сполохов северного сияния. Радиосвязь прекратилась..."). Королев сообщил, что в Туру прилетит представитель вертолетного конструкторского бюро М.Л. Миля. Это было очень кстати, поскольку местные вертолетчики поднимать из тайги аппарат категорически отказались.
А.Ф.[Алексей Филиппович] Тополь, Новиков, М.Ф.[Михаил Федорович] Решетнев [конструктор] из Красноярска, Горшков, Наумкин, пилот самолета Ан-12 Серов и аэродромный специалист подполковник Калинин. После проведенного совещания решили доставлять аппарат в Туру вертолетом. Осмотревшись [25 декабря на месте посадки СА] и повздыхав, Капрелян согласился попытаться поднять наш аппарат и отвезти его в Туру, подвесив на тросе, если он по весу…
(текст Палло: Представители КБ Миля Мацицкий, Троицкий, Аруин и шеф-пилот Капрелян приняли решение транспортировать СА в Туру вертолетом Ми-4, для чего: Принятые «мероприятия», были разбиты на две части: промышленно-технические и лесотехнические... Первая часть реализовалась наличными силами. А вот кто лес будет валить? Чем? Как? Кто-то предложил обратиться за помощью к делегатам юбилейного съезда, посвященного тридцатилетию Эвенкийского автономного [национального] округа, проходившего в те дни в Туре [проходило торжественное заседание 24 декабря в субботу]. На следующий день [25 декабря] на вертолетах [два Ми-4 по свидетельсту очевидца] в тайгу добрались человек 15 лесорубов с инструментами и довольно быстро прорубили двухсотметровую просеку шириной метров пятьдесят.
Палло, капитан Чернавский и Алексей Тополь, решили остаться в тайге на ночь. Мероприятие, скажем прямо, весьма рискованное при местном климате и времени года. Не дай Бог пурга — и люди пробудут в таежном «плену» на неопределенное время. До города-то 65 километров. Тем не менее, остались. (то же самое у Палло: Учитывая короткое дневное время, решили: группе, подготавливающей СА к транспортировке в Туру, заночевать в тайге, с тем, чтобы транспортировку выполнить в дневное время. Утром 25 декабря в Туру прилетели еще несколько человек, и среди них — медик А.А. [Армен Арамович] Гюрджиан , он подготавливал всех собак и других животных к полетам, (принимал так же непосредственное участие в подготовке полета собаки Лайка в 1957 году)], [начальник отдела ] ведущий конструктор [скафандров] с завода 918 [с 1994 года этот завод имеет название ОАО НПП (научно-производстенное предприятие) «Звезда»] — Ф.А. [Федор Анатольевич] Востоков, капитан Чернавский, ленинградцы — «АПО-шники» Салин и Хаит [у Палло Силин и Хайт]. Все вылетели к месту посадки корабля. (...к СА полетели Палло, Востоков, Гюрджиан, Тополь, Хайт, Силин и др.)
Прилетели. Начали снимать капсулу с собачьей кабиной.
Затем демонтировали и ликвидировали заряд системы АПО, подготовили площадку для посадки вертолета вблизи СА. Капрэлян прилетел на Ми-4 утром [26 декабря]. До Туры добрались благополучно. Но дальше как? Капрэлян, напереживавшись сверх всякой меры, видимо, неточно рассчитал или просто не увидел из-за поднятого вертолетными лопастями снега, отцепил наш аппарат метров на пять выше, чем хотелось. Удар о снег большого вреда не причинил, но принцип... Палло пришлось сказать Капреляну несколько не очень ласковых слов. Тот обиделся, улетел в Москву [на чем: на втором вертолете или Ли-2?], сказав, правда, на прощанье, что дальше везти шар уже могут его товарищи, или местные вертолетчики, пользуясь его, Капрэляна опытом, или прямо из Туры на самолете, если только подходящий для этого самолет сможет сесть и взлететь с Туринского аэродрома... В Туре СА сдали под охрану капитану Черновскому и стали подготавливаться к дальнейшей его транспортировке. Для обеспечения эвакуации остались: По мнению командира экипажа Ан-12 [Серов], специально прилетевшего в Туру, местный аэродром для такой операции мог подойти, но ... требовалось согласие командования ВВС. Представитель этого командования [подполковник Калинин] решительно отказался от посадки в Туре, предложив везти аппарат в Туруханск на санях трактором или на оленях... Пилотирование Ми-4 Капрелян передал летчику Козлову [Петру Ивановичу] (начальнику аэропорта Туруханск), много летавшему на вертолетах в условиях Кавказа. Погода в Туре стала портиться, и мы лишь 5 января вылетели эшелоном в Учами. После раздумий был принят такой план: впереди полетит начальник аэропорта Туры Виноградов [Иван Корнилович] Пришлось командовать со стороны. А как? Кричать? Без толку, за ревом двигателя пилот не услышит... Радио нет. Решили на пальцах: Палло показывал пилоту один палец – один метр высоты, два пальца - два метра, согнутый палец – полметра. Вот так, в век атома и космических достижений... Перелетали надо льдом реки по 100-200 километров, садились для дозаправки вертолетных баков, каждый раз, отцепляя и прицепляя груз. Добрались до небольшого поселка Тутончаны. 5 января 1961 г. Летели эшелоном. Впереди Ан-2 - Виноградов с группой приема Ми-4 на земле. Затем - Ми-4, Козлов. Замыкающим - Ан-2 (Окунев) с топливом и охраной. Учами. 7.35 - сброс СА [11.35 местного], заправка топливом при температуре воздуха -45 град.С. Тутонганы [Тутончаны] - посадка в 10.00 [14.00 местного] при температуре воздуха –47 град.С. После посадки некоторое время прогревали вертолет, но температура воздуха резко понизилась, и прогрев прекратили. К вечеру температура спустилась до –57 - –60 град.С, и так продержалась до 9 января. До Туруханска оставалось еще километров 200 [437 км по фарватеру реки]. Но здесь погода решила доказать, что сибирский январь – это январь! Температура стала падать, и вскоре термометр уже ничего не мог показать – ниже минус 60 градусов по Цельсию шкалы не было… И так трое суток. Самолеты и вертолет в таких «нечеловеческих» условиях работать отказались. Можно было отдохнуть. Разместились в местной школе, благо начались каникулы, получили во временное пользование штук тридцать оленьих шкур – на них спали, ими и укрывались. Решили заранее прогреть двигатель вертолета бензиновой печью ["воздухогрейка"]. Но из этого ничего не получилось - бензин не загорался. Из Туруханска самолетом доставили электропечь [9 января, воскресенье] Перед вылетом Туруханск нас предупредил, что по трассе возможен сильный туман. Но ждать?.. Чего ждать? Опять шестидесятиградусного мороза?
Палло летел на первом самолете, и, высовывая руку, отмашкой предупреждал пилота вертолета о зигзагах речного русла.
Через два дня прилетел Ан-12 с нашим представителем А.А.Лобневым. Погрузив корабль в контейнер, его отправили в Москву.
|
© Александр Коваль 2004-2016 |
|