С.П. Королев и Эвенкия. Точка соприкосновения (продолжение)

(с уточнениями 25 октября 2007, 04 мая 2008, 20 и 30 декабря 2008)

В Интернете есть статьи о собаках, летавших в космос, но авторы перепечатывают их друг у друга, не удосуживаясь даже посмотреть, в каком месте находится г. Тура — пишут — в Якутии, пишут, что мороз был −40°.
Эти авторы первоначально использовали тексты из книги Чертока Б.Е., где он высказывает предположение о месте посадки СА и морозе, который там мог быть:

"Система управления выдала команду на отделение корабля, и спускаемый аппарат по расчетам баллистиков следовало искать в Якутии. Цел ли он, как приземлился после аварии на активном участке, что с собаками, которые должны были быть выброшены катапультой в своем неутепленном контейнере на якутский мороз? Ответы на эти вопросы были очень нужны.

Королев настоял, и Госкомиссия отправила в Якутию поисковую группу во главе с Арвидом Палло. Этот ветеран ракетной техники воистину прошел через «огонь, воду и медные трубы» с Королевым еще в РНИИ, потом с нами во время войны в Билимбае, со мной и Исаевым в Германии, снова с Королевым в Подлипках. Теперь ему предстояло найти в безлюдной Якутии при 40°С ниже нуля [смотри ниже, что говорит о температуре Капрэлян Р.И.] остатки космического корабля.

Койначенок Митрофан Павлович
Койначёнок М.П.
(13.12.1980)

Севрунов Александр Ильич
Севрунов А.И.
(13.12.1980)

В его группу входил специалист по обезвреживанию заряда АПО и, на всякий случай, представитель Института авиационной медицины [фамилия не указана]. Местные власти [Койначёнок Митрофан Павлович — председатель окружного Совета депутатов трудящихся, Путинцев Семен Семенович — первый секретарь окружного комитета КПСС, Севрунов Александр Ильич — первый секретарь Илимпийского районного комитета КПСС] и авиация [Виноградов Иван Корнилович — командир Туринского ОАО] выполняли с большой готовностью все требования Палло.
Вскоре поисковые вертолеты обнаружили по указанной им трассе недалеко от городка Тура цветные парашюты.
[На КК "Восток" с животными применялись полосатые парашюты — одна полоса белая, другая оранжевая (свидетельство участника пусков Турчина М.Н.)].

Спускаемый аппарат лежал невредимый.

Группа Палло с большой осторожностью приступила к открытию люков и разъединению всех электрических цепей, памятуя поговорку, что «сапер ошибается только один раз». Катапульта не выбросила контейнер с собаками из спускаемого аппарата. Этот случайный отказ спас жизнь собакам — внутри защищенного теплоизоляцией СА они себя отлично чувствовали [?? Я сильно в этом сомневаюсь! Если бы это было так, то они подали бы голос еще тогда, когда Комаров и А.В. Палло 24 декабря обезвреживали взрывные устройства в СА], несмотря на четырехдневное ожидание при сорокаградусном якутском морозе [во время эвакуации температура воздуха на месте посадки СА была −54°С].

Собаки были извлечены, завернуты в тулуп и срочно отправлены в Москву как самый ценный груз. Палло еще несколько дней руководил эвакуацией спускаемого аппарата с помощью вертолетов." (стр. 413)

И еще одна цитата из книги Чертока Б.Е. (стр. 430-431):

"... Из пяти кораблей-спутников, запущенных в 1960 году для отработки систем, взлетели четыре. Из этих четырех на орбиту вышли три, а приземлились два. Из двух вернувшихся только один приземлился нормально! До пуска человека было совершенно необходимо иметь еще два-три успешных беспилотных.

Чернушка
Чернушка после полета
9 марта 1961

На заднем плане
Ада Равгатовна Котовская — врач-физиолог
Научно-исследовательского испытательного института авиационной медицины. Сейчас (апрель 2007) д.м.н., профессор, заведующая Лабораторией физиологии ускорений и силы тяжести ГНЦ РФ Института медико-биологических проблем.
А.Р. Котовская участвовала в отборе и подготовке космонавтов на кораблях "Восток", "Восход", "Союз"

Звездочка, Чернушка, Малышка, Жулька
Звездочка [Удача], Чернушка,
Малышка, Жулька [Шутка]


Макет космонавта "Иван Иванович"
после полета 9 марта 1961 года

На двух венерианских запусках 4 и 12 февраля 1961 года первые три ступени вели себя нормально.

9 марта состоялся пуск корабля-спутника с манекеном и собакой Чернушкой по предлагаемой для человека программе. Совершив один виток, корабль приземлился в (положенном районе, в 260 километрах от Куйбышева.

Собака Чернушка была продемонстрирована Владимиром Яздовским местным колхозникам [Владимир Иванович руководил биологическими экспериментами в полетах с животными].

25 марта 1961 года был запущен корабль 3КА с точно таким же радиооборудованием, которое было разработано Юрием Быковым для штатного пилотируемого корабля. Пуск прошел успешно.

Присутствовавшие на полигоне космонавты могли убедиться в надежности радиосвязи на этапе выведения и при полете по орбите, пока корабль был в зоне видимости наших НИПов. Приземление прошло благополучно в районе Воткинска. На Землю вернулся манекен "Иван Иванович" и собака Звёздочка — так накануне пуска ее окрестили по предложению Гагарина.

[Собаку звали Удача. Перед пуском подумали, а вдруг будет неудача, и решили переименовать ее. 28 сентября 2006 года в Ижевске состоялось торжественное открытие памятника собаке-космонавту, созданного ижевским скульптором Павлом Медведевым. Поиск Звёздочки после приземления тоже проходил в непростых условиях.

Почитайте статью "Звездочка и Лев" Сергея Пахомова (Ижевск). В ней командир отдельной авиаэскадрильи N 61 Ижевского аэропорта Л.К.Оккельман рассказывает о поисках Звездочки в трудных метеоусловиях].

"Собака — друг человека". Эта истина оказалась справедливой и для космонавтики. Путь человеку в космос был проложен простыми дворняжками."

 

 

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О пуске 22.12.1960 молчат или искажают факты практически все!
В "Энциклопедии космонавтики" (изд. 1985), где говорится о якобы всех беспилотных запусках "Востоков" (стр. 67), об этом нет ни слова!
В воспоминаниях многих руководителей медицинских экспериментов, перечисляются множество имен животных, кроме Жульки и Альфы, и об этом полете ни слова, как будто его вообще не было!
Интересно, вставили ли в новое издание Энциклопедии космонавтики правдивые сведения?
Даже сам Черток Б.Е., скорее всего из-за секретности, для своих воспоминаний назвал их другими именами (так якобы написано в истории корпорации "Энергия")!

Секретность описанной поисковой операции и пуска 22.12.1960 года корабля-спутника "Восток", сер. 1К №6 вызвана, на мой взгляд, причиной, высказанной в воспоминаниях генерала Н.П.Каманина "Скрытый космос",
(том I):

"2 января [1961].
Сообщения ТАСС о полете космического корабля 22.12.1960 года нет и, по-видимому, уже и не будет. Все потуги Королева хоть частично зафиксировать этот полет провалились. Отказавшись сообщать о полете, ЦК КПСС тем самым признал серьезный провал этого пуска."

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот так небольшая группа людей, скрывающаяся под аббревиатурой "ЦК КПСС" стирала многочисленные страницы не только из истории освоения космоса, но и из истории России.

Надеюсь, что описанные выше события, теперь перестанут быть "тайной" для многих моих земляков-эвенкийцев и любителей истории космонавтики.

Я буду признателен всем, кто поможет в поиске рассказов очевидцев и участников тех волнующих событий.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Об основных участниках операции

Борисов Михаил Михайлович
Борисов М.М.
(1923-1971)

Борисов Михаил Михайлович — командир Туринского объединенного авиационного отряда.

Бывшему боевому военному летчику-фронтовику, участнику Великой Отечественной войны, было 27 лет, когда он впервые ступил на эвенкийскую землю (1950). Тогда в Туре решили организовать самолетное звено, и возглавил его Борисов.

Он первым открыл авиатрассы Тура-Чиринда-Ессей, Тура-Кислокан-Эконда. За 21 год работы он облетал всю Эвенкию, знал каждый ее укромный уголок. Летал он обычно с подбором. Это когда летчик с высоты полета выбирает подходящую площадку для посадки самолета. Такой способ и нынче является высшим классом, а в те времена это был настоящий героизм.

Он был ведущим пилотом и всегда передавал свой богатейший опыт всем молодым летчикам, начинавшим работать в Эвенкии — проводил по трассам, которых они не знали. Каждый вариант Ан-2 (колесный, гидро, лыжный) имеет свои особенности, поэтому в первый полет с молодым пилотом всегда отправлялся, как говорили, «обкатывал» его сам. И только убедившись, что парень может летать, доверял ему машину.

Борисов многих научил своей замечательной профессии. Его бывшие ученики летают на больших самолетах на российских и международных авиалиниях.

"Любить свою работу, любить свою машину, быть смелым, дерзким, не бросать в беде друзей", — так говорил командир эскадрильи Борисов. Характер у него был спокойный, выдержанный. Подчиненные знали, если Михалыч отчитает, то за дело. Он любил и берег своих «орлят». Относился к ним по-отечески заботливо.

Борисова знала вся Эвенкия. Охотники, оленеводы, рыбаки, геологи спокойно трудились на своих рабочих местах, потому что знали: что бы не случилось — на помощь всегда прилетит Борисов.

Ему было всего 48 лет. Он мог бы еще летать, учить молодых, дождаться внуков и правнуков. Но жизнь распорядилась по-своему. 13 августа 1971 года замечательного летчика, прекрасного человека в результате несчастного случая не стало.

В Туре именем Михаила Михайловича Борисова названа бывшая улица Портовая, на которой он жил.

Источник: смотрите статью Валентины Львовой "След в небе"

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Арвид Владимирович Палло
Палло А.В.
(1912-2001)

Палло Арвид Владимирович — конструктор ракетных двигателей и космических станций.

Cвой трудовой путь начал в 1936 г. Непосредственным руководителем Палло был С.П. Королев.
Когда С.П. Королева репрессировали, А.В. Палло продолжил работать над осуществлением мечты своего руководителя и в качестве ведущего конструктора активно участвовал в летных испытаниях планера конструкции Королева с жидкостным ракетным двигателем (ракетоплан РП-318-1 с планером СК-9). Испытания показали, что человек летать с ракетным двигателем может. И в отчете об испытаниях Палло не побоялся назвать автором планера репрессированного Королева, за что позднее вышедший на свободу Королев высказал Палло свою глубокую благодарность.
Успешная отработка РП-318-1 открыла дорогу для отработки самолета с ЖРД, способного поднять человека в стратосферу. И вскоре Арвид Палло стал ведущим конструктором двигательной установки при летных испытаниях первого самолета с ЖРД, знаменитого истребителя-перехватчика БИ-1.

Следующий этап – поездка в поверженную Германию в составе группы советских специалистов. Палло пробыл в Германии полгода. Там при его активном участии был восстановлен один из стендов по испытаниям ЖРД и проведены запуски собранных немецких ракет «Фау-2». Накопленные знания и опыт пригодились Арвиду Владимировичу в последующей работе в КБ Л.С. Душкина и АН СССР.

За участие в работах по созданию первых отечественных образцов двигателей для новой авиационной техники, имеющих важное оборонное значение А.В. Палло в 1946 году награждается орденом Трудового Красного Знамени. С 1949 по 1957 год А.В. Палло работает начальником стендовой установки лаборатории двигателей АН СССР, в которой под руководством академика АН СССР Е.А. Чудакова проводилась отработка экспериментальных двигателей для военной авиации.

С мая 1958 года А.В. Палло по запросу Сергея Павловича Королёва переведён из лаборатории двигателей АН СССР в ОКБ-1. В ОКБ-1 (впоследствии НПО "Энергия") А.В. Палло работал по пилотируемым программам для космического корабля "Восток".

Сразу же после запуска (19.08.1960) корабля-спутника с Белкой и Стрелкой С.П. Королев поручил Арвиду Палло участвовать от ОКБ-1 (так в те годы называлось руководимое им предприятие) в работе поисково-эвакуационного отряда. Так начался новый период в жизни Арвида Владимировича. Он встречал Юрия Гагарина и Германа Титова.

Занимаясь, освоением дальнего космоса А.В. Палло работал над созданием АМС "Луна-1", "Луна-2", "Марс-1", "Венера-1". Он был ведущим конструктором АМС «Луна-9», впервые совершившей мягкую посадку на поверхность Луны. Посадка эта тоже была мечтой С.П. Королева, которую осуществил А.В. Палло, но увы уже после безвременной кончины Сергея Павловича.

С 1969 года А.В. Палло занимался долговременными орбитальными станциями «Салют», «Салют-4»,
«Салют-6»., был заместителем ведущего конструктора ДОС "Салют-4".

С 1977 года, находясь на пенсии, А.В. Палло продолжал активно участвовать в ветеранской работе НПО. А.В. Палло был постоянным участником научных чтений и конференций, где выступал с интересными докладами и воспоминаниями. При непосредственном участии А.В. Палло в Житомирском музее Сергея Павловича Королёва создавались стенды для демонстрации космической техники.

За многолетний труд А.В. Палло награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени. В 1966 году ему было присвоено звание Лауреата Ленинской премии.

источники: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/218/23.shtml

Рядовой космической отрасли. К 95-летию А.В. Палло.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Капрэлян Рафаил Иванович (1909-1984)
Капрэлян Р.И.
(1909-1984)

Капрэлян Рафаил Иванович

Герой Советского Союза (15.05.1975), заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961), подполковник.
Родился 5 мая 1909 года в городе Баку (Азербайджан). В 1926 окончил Бакинский промышленно-экономический техникум. В 1927-1929 учился в Азербайджанском политехническом институте. В 1932 окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ. В 1932 работал инженером в Главном Управлении ГВФ, в 1932-1933 - в Ленинградском институте инженеров ГВФ.
В 1934 окончил Батайскую лётную школу ГВФ. В 1934-1935 - лётчик-инструктор Ленинградского института инженеров ГВФ. В 1935-1941 работал пилотом в ГВФ.

В армии с 1941. Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941-мае 1943 - командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. В феврале-августе 1942 был в плену, откуда сбежал и воевал у партизан. В мае 1943-феврале 1944 - инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (АДД), в марте 1944-мае 1945 - командир 89-го транспортного авиационного полка (АДД). Всего за время войны совершил 89 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта. С 1945 - в запасе.

В 1945-1947 - пилот ГВФ. В 1947 - заместитель начальника авиагруппы Главного Управления Гидрометеослужбы.
С сентября 1947 по июнь 1950 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Участвовал в испытаниях Ту-4 (1947-1948); провёл испытания опытных винтов на Ту-4;испытания радиолокационного оборудования на В-25; испытания системы антиобледенения на Ту-4; испытания радиолокационного оборудования для слепой посадки и ряд других испытательных работ на тяжёлых самолётах по тематике института.

В 1950-1953 работал на авиазаводе № 82 (Тушино). В 1953-1968 - лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провёл испытания Ми-6 (1957), Ми-10 (1960); участвовал в испытаниях Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-10К. Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 -вторым пилотом): в 1956 - 2 рекорда: скорости и грузоподъёмности на Ми-4; в 1957 - 2 рекорда грузоподъёмности на Ми-6; в 1959 - 1 рекорд грузоподъёмности на Ми-6; в 1962 - 3 рекорда грузоподъёмности на Ми-6.
Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.

Рафаил Иванович рассказывает о событиях в декабре 1960 года:

"— Зимой 1960 г. меня внезапно вызвали к Генеральному [Милю М.Л.], – вспоминает Капрэлян. – Странно – вызвали в 9-10 ч вечера, да еще накануне выходного. Бросилась в глаза необычность обстановки: время неурочное, а все службы КБ на месте, даже плановый отдел и бухгалтерия.

Пока шел «на ковер», друзья сказали, что звонил сам С.П. Королев. Михаил Леонтьевич изложил суть дела. Оказалось, что при выводе на орбиту спутника с собакой произошел технический сбой.
Поисковые партии нашли контейнер — шар с обгоревшей оболочкой — в самом центре Красноярского края, в забытом богом и людьми месте — районе Туры, что на берегу Нижней Тунгуски. Его надо вывезти — но как? Ясно, ни самолетом, ни наземным транспортом — кругом тайга, глубокий снег, метели. Остается вертолет. Разговор об этом с «Аэрофлотом» ничего не дал — его вертолетчикам запрещено возить грузы свыше 1,2 т, а аппарат весил 2,1!

Вот тогда-то Королев и позвонил Милю. Он попросил помощи и поинтересовался, есть ли летчик, способный на такое. Не знаю, что было потом, но задание получил я. Эвакуация «шарика» заняла 2 ч и прошла без осложнений. Только при посадке случилась осечка. На аэродроме мела поземка, и подкорректировать снижение машины было невозможно. Поэтому я разъединил замок внешней подвески чуть раньше, «шарик» шлепнулся, и от обгоревшей оболочки отвалился осколок. Я его взял, завернул в газету и привез Милю как «космический сувенир».
Михаил Леонтьевич был человеком смелым, новаторских решений и... очень суеверным — всегда страшно переживал за исход испытаний, не позволял летать по понедельникам и в последний день месяца. Повертев в руках осколок, он вдруг решил, что эта штука из космоса должна, как говорят, испускать смертоносные лучи, и швырнул мне обратно. Хорошо хоть, что успел пригнуться.

Вот так я поднял 2,1 т и перенес этот груз на 200 км [тут вообще не понятно, откуда взялось это число]".
— Но ведь это близко к повторению мирового рекорда? – спросил я [Ю. Каминский].
— Думаю, да. Ведь работали мы не на специально подготовленной площадке, на серийной машине, да еще в сибирский мороз в 54 град..."

Источник: (статья Юрия Каминского о М.Л. Миле, опубликована в журнале "Техника-молодежи" №4 за 2000 год).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Козлов [Пётр Иванович] — командир Туруханского авиаотряда в 1960 г.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Виноградов Иван Корнилович — командир Туринского авиаотряда в 1960 г.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Окунев Борис Федорович
Окунев Б.Ф.

 

Окунев Борис Федорович — командир экипажа Ан-2 Туринского авиаотряда в 1960 г.
Стаж его работы в Эвенкии в декабре 1960 составлял около 10 лет. Налетал более 500 000 км без аварий. Заместитель секретаря партийной организации Туринского ОАО.

Фотография и данные из газеты "Советская Эвенкия" № 100 (2921) 4 сентября 1960г

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О конструкторах, воспоминания которых использованы

Ивановский Олег Генрихович в музее НПО им. С.А.Лавочкина
Ивановский О.Г.

Ивановский Олег Генрихович — ведущий конструктор первых космических кораблей «Восток»

18 января 2007 года исполнилось 85 лет лауреату Ленинской и Государственной премий СССР, Главному конструктору по лунной тематике НПО им. С.А.Лавочкина в 1971–1983 гг., ветерану ракетно-космической отрасли Олегу Генриховичу Ивановскому.

Судьба Олега Генриховича Ивановского неотделима от судьбы нашей страны. Великую Отечественную войну он встретил 22 июня 1941 г. в погранвойсках, а завершил в 8-й кавалерийской дивизии у стен Праги 14 мая 1945 г. 24 июня 1945 г. ему посчастливилось пройти по Красной площади на параде Победы.

В 1947 г. он поступил на работу в НИИ-88. В 1950 г. там было создано ОКБ-1 по разработке ракет дальнего действия, главным конструктором которого был назначен С.П.Королев. Олегу Генриховичу повезло – он стал работать в этом прославленном коллективе. В 1957 г. О.Г.Ивановскому поручили возглавить ответственное направление в группе М.С.Хомякова – ведущего конструктора по 1-му ИСЗ, где он отвечал за подготовку и проведение испытаний того самого спутника, который был успешно запущен 4 октября 1957 года.

В 1959 г. Ивановский был назначен ведущим конструктором первых космических кораблей «Восток».
В исторический день 12 апреля 1961 г. он вместе с ведущим конструктором скафандров Ф.А.Востоковым на верхней площадке ферм обслуживания ракеты помогал Юрию Гагарину пройти от лифта до кресла космического корабля «Восток» и участвовал в закрытии люка. Эти документальные кадры, снятые на Байконуре за 2 часа до старта, обошли весь мир.

С 1961 по 1965 гг. О.Г.Ивановский работал в аппарате Совета Министров СССР, в комиссии по военно-промышленным вопросам. В конце 1965 г. он был назначен заместителем главного конструктора Г.Н.Бабакина и стал осваивать лунное направление. Вместе со своими коллегами Олег Генрихович работал над созданием лунных автоматических станций. Разработанные в НПО им. С.А.Лавочкина «Луноход-1» и «Луноход-2» прошли многие километры по Луне.

После завершения лунной тематики (последняя наша станция «Луна-24» в 1976 г. доставила с Луны грунт, извлеченный с большой глубины специальным грунтозаборным устройством «лебединой песней» Олега Генриховича стала астрофизическая обсерватория «Астрон», которая более 8 лет успешно проработала на орбите.

В 1983 г. О.Г.Ивановский ушел на пенсию и стал заведующим музея на предприятии НПО им. А.С.Лавочкина.

Источник: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/230/52.shtml

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Черток Б.Е.

Черток Борис Евсеевич — один из заместителей С.П. Королёва

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь (Польша).
После окончания в 1940 году Московского энергетического института трудился в авиационной промышленности.
С 1946 года работал в Калининграде сначала заместителем главного инженера НИИ-88, затем на руководящих должностях в ОКБ-1 и его филиале.
В 1966 году стал заместителем Главного конструктора, руководителем комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ).

С 1974 по 1992 год - заместитель Генерального конструктора Головного конструкторского бюро НПО "Энергия".
С 1992 года - главный научный консультант ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева".

Соратник и заместитель С.П.Королёва. Учёный в области систем управления космическими аппаратами, навигации и космического приборостроения, академик РАН, профессор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий.
Награждён многими правительственными наградами, в том числе двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Книги Б.Е.Чертока "Ракеты и люди" очень популярны у людей, интересующихся историей космонавтики и исследованиями космического пространства.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Другие известные участники операции (местные)

Гобунов Алексей Павлович
Горбунов А.П.
(февраль 1983
)
Сидоров Юрий Борисович и Крюков Анатолий Иосифович
Сидоров Ю.Б. и Крюков А.И. (предположительно
вторая половина 50-х годов)

Горбунов Алексей Павлович — авиационный техник Туринского ОАО, позднее инженер и начальник авиационной технической базы (АТБ). (Окончил Туринскую вечернюю школу).

Афиногенов Евгений Петрович — авиационный техник Туринского ОАО.

Ребрунов Василий Андреевич — авиационный техник Туринского ОАО, окончил Туринскую вечернюю школу в 1960 году, окончил Киевский авиационный институт, долгое время работал в Красноярском авиаотряде бортинженером самолета Ил-62.

Пальчиков Михаил Сергеевич — начальник Туринской АМСГ в 1960.

Сидоров Юрий Борисович — радист (позднее начальник радиоаппаратной) Туринской АМСГ.

Крюков Анатолий Иосифович — радиотехник (позднее инженер) Туринской ГМС.

Юрьев Владимир Михайлович
Юрьев В.М.
(август 2007)
Черкашин Александр Иванович
Черкашин А.И.
(середина 70-х)
Львов Павел Николаевич
Львов П.Н.
(начало 60-х)

Юрьев Владимир Михайлович — радист Туринской ГМС (позднее долгое время работал диспетчером Туринского ОАО), житель п. Тура с 1946 года. Почетный житель ЭАО (2002). Умер в декабре 2008 г.

Львов Павел Николаевич — заведующий Экондинской начальной школой (позднее работал председателем Илимпийского районного Совета депутатов трудящихся, заместителем председателя Эвенкийского окрисполкома), проживает в п. Тура. Почетный житель ЭАО (1999).

Черкашин Александр Иванович — В первой половине 70-х годов работал директором Илимпийской районной киносети.

 

 

Пермяков (?) — милиционер-таежник (фамилию требуется уточнить).

Горбунова А.П., Афиногенова Е.П., Сидорова Ю.Б., Крюкова А.И., Черкашина А.И. уже нет в живых.

Пока неизвестны имена и фамилии:

— пилота, летавшего во время поисков СА с Борисовым М.М.;

— пилота, летевшего на Ми-4 с Козловым Петром Ивановичем во время транспортировки СА в Туруханск;
— пилотов второго вертолета Ми-4, участвовавших в операции эвакуации СА;
— пилота, летевшего с Виноградовым И.К. во время транспортировки СА в Туруханск;
— пилота, летевшего с Окуневым Б.Ф. во время транспортировки СА в Туруханск.

Кто знает о них что-либо, сообщите, пожалуйста!!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Источники

(Интернет и литература): http://www.vestnik.com/issues/1999/0831/win/loktev.htm

ЧЕТЫРЕ ВСТРЕЧИ С АРВИДОМ ПАЛЛО

Палло А.В. "Поисково-эвакуационный отряд"

Космос: хронология СССР и России, 1960,

Черток Б.Е. "Ракеты и люди. Фили. Подлипки. Тюратам". (том II). М., "Машиностроение", 1996, (другие тома выходили: 1995 (том I), 2002 (тома III и IV).
Эти книги с исправлениями и дополнениями сейчас переиздаются.
Первый том вышел в IV квартале 2006, второй — в I квартале 2007, третий том вышел в начале октября 2007.

Электронный вариант гл. 7 из указанной книги "Человек в космосе! (Некатастрофические аварии)".

Иванов А. (псевдоним Ивановского О.Г.) "Первые ступени. (Записки инженера)"
(2-е изд.), М., "Молодая гвардия", 1975

Ивановский О.Г. "Ракеты и космос в СССР. Записки секретного конструктора". М., "Молодая гвардия", 2005

Голованов Я.К. "Королев. Факты и мифы". М., "Наука" 1994.

"Космонавтика". Энциклопедия. (главный редактор В.П. Глушко) М., "Советская энциклопедия", 1985.

Эпизоды космонавтики

http://www.astronaut.ru/

http://www.kocmoc.info/dssf/e1960.htm

журнал "Новости космонавтики" №4 (291), апрель 2007, том 17, №1 (300), январь 2008, том 18.

Сайт журнала http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/

Абрамов И.П., Дудник М.Н., Сверщек В.И., Северин Г.И., Скуг А.И., Стоклицкий А.Ю., "Космические скафандры России", ОАО НПП "Звезда", Москва, 2005 г.

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/akiem/5v-vostok.html ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРАБЛЯ "ВОСТОК" В.В.Молодцов, 2001 "Космический альманах" №5 2001 год

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Есть отличная электронная библиотека! на сайте Эпизоды космонавтики Сергея Хлынина.
Здесь представлено множество книг и других изданий посвященных освоению Космоса с 1918 года по наше время, в том числе книги Чертока Б.Е., Каманина Н.П., книга Ярослава Голованова "Королев: Факты и мифы" и другие.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О животных-космонавтах можно почитать на странице
http://masterstudio.narod.ru/bucher/bucher4/kosmos.htmинтерьвью доктора медицинских наук В.Б.Малкина.
и его публикацию в журнале "Источник" №6 за 1997 год:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/istochnik/1997/sobaki.html, но текст также содержит ошибки по данному полету, будьте внимательны!

Третий этап исследований на животных при полетах на искусственных спутниках Земли — текст из книги В.И.Яздовского http://www.astronaut.ru/animals/text/index.htm

Собака космонавт.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Есть книга Владимира Степановича Губарева "Серебристые облака", в которой рассказывается о работе группы Палло, об эвакуации СА в Туру и так далее.
(Губарев В.С. Серебристые облака: Повести о космонавтах и тех, кто всегда остается на Земле – М.: Сов. Россия, 1982. - 208 с.: ил.). В Интернете есть ее электронная версия. Снят фильм "Корабль пришельцев" по мотивам этой книги.

Читателю нужно учитывать, что это художественная, а далеко не документальная повесть — в ее тексте много вымысла (видимо во время написания большую роль играл режим секретности для этой операции), много неточностей и несуразицы вроде пролета Ан-26 над аэродромом в Туре (не было в то время ни одного такого самолета), или что Ми-4 привезли в Туру в 1958 году на пароходе и собрали на месте.

Кстати, здесь добавлю, что первые 4 вертолета Ми-4 для постоянного базирования и работы прибыли в Туру своим ходом вместе с экипажами, авиатехниками и необходимым оборудованием для обслуживания вертолетов 28 января 1968 года (свидетельство инженера Сорочана В.Ф., прибывшего с этой группой для работы в Туре).

По свидетельству туринского пилота Юрия Николаевича Вычужанина в декабре 1960 года в Туринском ОАО было 12 самолетов Ан-2.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарности

Участникам и очевидцам событий: Вычужанину Ю.Н. — старейшему пилоту Туринского ОАО, Юрьеву В.М., Львову П.Н., Мунгалову В.Г. (работавшему в 1960 году авиатехником в Туре, старейшему работнику культуры Хоменко (Курейской) Е.А., а так же тем, кто оказывал непосредственную помощь в подготовке страницы:
Хлынину Сергею Павловичу приславшему главу "Тура-60" из книги Ивановского О.Г., Иванову Ивану А.,

обозревателю журнала "Новости космонавтики" Лисову Игорю Анатольевичу, за уточнения и полезные замечания,

фотографу Сумакову В.П., авиатехникам Туринского ОАО: Жукову В.Д., Верхотурову В.А., Сидорову Е.Ю., Сорочану В.Ф., журналисту газеты "Эвенкийская жизнь" Львовой В.И.

Выражаю благодарность Турчину М.Н. — помощнику Б.Е. Чертока — за присланные (24.10.2007) уточнения.
Бондаренко В.Г. — начальнику Красноярского управления государственного авиационного надзора за сведения о Козлове Петре Ивановиче.

вернуться на первую страницу


Главная   Карта сайта

Яндекс.Метрика