(с уточнениями 25 октября 2007, 04 мая 2008, 20 и 30 декабря 2008)
В Интернете есть статьи о собаках, летавших в космос, но авторы перепечатывают их друг у друга, не удосуживаясь даже посмотреть, в каком месте находится г. Тура — пишут — в Якутии, пишут, что мороз был −40°. "Система управления выдала команду на отделение корабля, и спускаемый аппарат по расчетам баллистиков следовало искать в Якутии. Цел ли он, как приземлился после аварии на активном участке, что с собаками, которые должны были быть выброшены катапультой в своем неутепленном контейнере на якутский мороз? Ответы на эти вопросы были очень нужны. Королев настоял, и Госкомиссия отправила в Якутию поисковую группу во главе с Арвидом Палло. Этот ветеран ракетной техники воистину прошел через «огонь, воду и медные трубы» с Королевым еще в РНИИ, потом с нами во время войны в Билимбае, со мной и Исаевым в Германии, снова с Королевым в Подлипках. Теперь ему предстояло найти в безлюдной Якутии при 40°С ниже нуля [смотри ниже, что говорит о температуре Капрэлян Р.И.] остатки космического корабля.
В его группу входил специалист по обезвреживанию заряда АПО и, на всякий случай, представитель Института авиационной медицины [фамилия не указана]. Местные власти [Койначёнок Митрофан Павлович — председатель окружного Совета депутатов трудящихся, Путинцев Семен Семенович — первый секретарь окружного комитета КПСС, Севрунов Александр Ильич — первый секретарь Илимпийского районного комитета КПСС] и авиация
[Виноградов Иван Корнилович — командир Туринского ОАО] выполняли с большой готовностью все требования Палло. Спускаемый аппарат лежал невредимый. И еще одна цитата из книги Чертока Б.Е. (стр. 430-431):
На двух венерианских запусках 4 и 12 февраля 1961 года первые три ступени вели себя нормально. 9 марта состоялся пуск корабля-спутника с манекеном и собакой Чернушкой по предлагаемой для человека программе. Совершив один виток, корабль приземлился в (положенном районе, в 260 километрах от Куйбышева. Собака Чернушка была продемонстрирована Владимиром Яздовским местным колхозникам [Владимир Иванович руководил биологическими экспериментами в полетах с животными]. 25 марта 1961 года был запущен корабль 3КА с точно таким же радиооборудованием, которое было разработано Юрием Быковым для штатного пилотируемого корабля. Пуск прошел успешно. Присутствовавшие на полигоне космонавты могли убедиться в надежности радиосвязи на этапе выведения и при полете по орбите, пока корабль был в зоне видимости наших НИПов. Приземление прошло благополучно в районе Воткинска. На Землю вернулся манекен "Иван Иванович" и собака Звёздочка — так накануне пуска ее окрестили по предложению Гагарина. Почитайте статью "Звездочка и Лев" Сергея Пахомова (Ижевск). В ней командир отдельной авиаэскадрильи N 61 Ижевского аэропорта Л.К.Оккельман рассказывает о поисках Звездочки в трудных метеоусловиях].
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О пуске 22.12.1960 молчат или искажают факты практически все! Секретность описанной поисковой операции и пуска 22.12.1960 года корабля-спутника "Восток", сер. 1К №6 вызвана, на мой взгляд, причиной, высказанной в воспоминаниях генерала Н.П.Каманина "Скрытый космос", "2 января [1961]. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вот так небольшая группа людей, скрывающаяся под аббревиатурой "ЦК КПСС" стирала многочисленные страницы не только из истории освоения космоса, но и из истории России. Надеюсь, что описанные выше события, теперь перестанут быть "тайной" для многих моих земляков-эвенкийцев и любителей истории космонавтики. Я буду признателен всем, кто поможет в поиске рассказов очевидцев и участников тех волнующих событий. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Об основных участниках операции
Борисов Михаил Михайлович — командир Туринского объединенного авиационного отряда. Бывшему боевому военному летчику-фронтовику, участнику Великой Отечественной войны, было 27 лет, когда он впервые ступил на эвенкийскую землю (1950). Тогда в Туре решили организовать самолетное звено, и возглавил его Борисов. Он первым открыл авиатрассы Тура-Чиринда-Ессей, Тура-Кислокан-Эконда. За 21 год работы он облетал всю Эвенкию, знал каждый ее укромный уголок. Летал он обычно с подбором. Это когда летчик с высоты полета выбирает подходящую площадку для посадки самолета. Такой способ и нынче является высшим классом, а в те времена это был настоящий героизм. Он был ведущим пилотом и всегда передавал свой богатейший опыт всем молодым летчикам, начинавшим работать в Эвенкии — проводил по
трассам, которых они не знали. Каждый вариант Ан-2 (колесный, гидро, лыжный) имеет свои особенности, поэтому в первый полет с молодым
пилотом всегда отправлялся, как говорили, «обкатывал» его сам. И
только убедившись, что парень может летать, доверял ему машину. Борисова
знала вся Эвенкия. Охотники, оленеводы, рыбаки, геологи спокойно
трудились на своих рабочих местах, потому что знали: что бы не
случилось — на помощь всегда прилетит Борисов. В Туре именем Михаила Михайловича Борисова названа бывшая улица Портовая, на которой он жил. Источник: смотрите статью Валентины Львовой "След в небе" --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Палло Арвид Владимирович — конструктор ракетных двигателей и космических станций. За участие в работах по созданию первых отечественных образцов двигателей для новой авиационной техники, имеющих важное оборонное значение А.В. Палло в 1946 году награждается орденом Трудового Красного Знамени. С 1949 по 1957 год А.В. Палло работает начальником стендовой установки лаборатории двигателей АН СССР, в которой под руководством академика АН СССР Е.А. Чудакова проводилась отработка экспериментальных двигателей для военной авиации. С мая 1958 года А.В. Палло по запросу Сергея Павловича Королёва переведён из лаборатории двигателей АН СССР в ОКБ-1. В ОКБ-1 (впоследствии НПО "Энергия") А.В. Палло работал по пилотируемым программам для космического корабля "Восток". Сразу же после запуска (19.08.1960) корабля-спутника с Белкой и Стрелкой С.П. Королев поручил Арвиду Палло участвовать от ОКБ-1 (так в те годы называлось руководимое им предприятие) в работе поисково-эвакуационного отряда. Так начался новый период в жизни Арвида Владимировича. Он встречал Юрия Гагарина и Германа Титова. Занимаясь, освоением дальнего космоса А.В. Палло работал над созданием АМС "Луна-1", "Луна-2", "Марс-1", "Венера-1". Он был ведущим конструктором АМС «Луна-9», впервые совершившей мягкую посадку на поверхность Луны. Посадка эта тоже была мечтой С.П. Королева, которую осуществил А.В. Палло, но увы уже после безвременной кончины Сергея Павловича. С 1969 года А.В. Палло занимался долговременными орбитальными станциями «Салют», «Салют-4», С 1977 года, находясь на пенсии, А.В. Палло продолжал активно участвовать в ветеранской работе НПО. А.В. Палло был постоянным участником научных чтений и конференций, где выступал с интересными докладами и воспоминаниями. При непосредственном участии А.В. Палло в Житомирском музее Сергея Павловича Королёва создавались стенды для демонстрации космической техники. За многолетний труд А.В. Палло награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени. В 1966 году ему было присвоено звание Лауреата Ленинской премии. источники: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/218/23.shtml --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Герой Советского Союза (15.05.1975), заслуженный
лётчик-испытатель СССР (23.09.1961), подполковник. Рафаил Иванович рассказывает о событиях в декабре 1960 года: "— Зимой 1960 г. меня внезапно вызвали к Генеральному [Милю М.Л.], – вспоминает Капрэлян. – Странно – вызвали в 9-10 ч вечера, да еще накануне выходного. Бросилась в глаза необычность обстановки: время неурочное, а все службы КБ на месте, даже плановый отдел и бухгалтерия. Пока шел «на ковер», друзья сказали, что звонил сам С.П. Королев. Михаил Леонтьевич изложил суть дела. Оказалось, что при выводе на орбиту спутника с собакой произошел технический сбой. Вот тогда-то Королев и позвонил Милю. Он попросил помощи и поинтересовался, есть ли летчик, способный на такое. Не знаю, что было потом, но задание получил я. Эвакуация «шарика» заняла 2 ч и прошла без осложнений. Только при посадке случилась осечка. На аэродроме мела поземка, и подкорректировать снижение машины было невозможно. Поэтому я разъединил замок внешней подвески чуть раньше, «шарик» шлепнулся, и от обгоревшей оболочки отвалился осколок. Я его взял, завернул в газету и привез Милю как «космический сувенир». Вот так я поднял 2,1 т и перенес этот груз на 200 км [тут вообще не понятно, откуда взялось это число]". Источник: (статья Юрия Каминского о М.Л. Миле, опубликована в журнале "Техника-молодежи" №4 за 2000 год). --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Козлов [Пётр Иванович] — командир Туруханского авиаотряда в 1960 г. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Виноградов Иван Корнилович — командир Туринского авиаотряда в 1960 г. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Окунев Борис Федорович — командир экипажа Ан-2 Туринского авиаотряда в 1960 г.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О конструкторах, воспоминания которых использованы
Ивановский Олег Генрихович — ведущий конструктор первых космических кораблей «Восток» 18
января 2007 года исполнилось 85 лет лауреату Ленинской и Государственной премий СССР, Главному
конструктору по лунной тематике НПО им. С.А.Лавочкина в 1971–1983
гг., ветерану ракетно-космической отрасли Олегу Генриховичу
Ивановскому. Источник: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/230/52.shtml ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Черток Борис Евсеевич — один из заместителей С.П. Королёва Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь (Польша). Книги Б.Е.Чертока "Ракеты и люди" очень популярны у людей, интересующихся историей космонавтики и исследованиями космического пространства. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Другие известные участники операции (местные)
Горбунов Алексей Павлович — авиационный техник Туринского ОАО, позднее инженер и начальник авиационной технической базы (АТБ).
(Окончил Туринскую вечернюю школу). Ребрунов Василий Андреевич — авиационный техник Туринского ОАО, окончил Туринскую вечернюю школу в 1960 году, окончил Киевский авиационный институт, долгое время работал в Красноярском авиаотряде бортинженером самолета Ил-62. Сидоров Юрий Борисович — радист (позднее начальник радиоаппаратной) Туринской АМСГ.
Юрьев Владимир Михайлович — радист Туринской ГМС (позднее долгое время работал диспетчером Туринского ОАО), житель п. Тура с 1946 года. Почетный житель ЭАО (2002). Умер в декабре 2008 г. Львов Павел Николаевич — заведующий Экондинской начальной школой (позднее работал председателем Илимпийского районного Совета депутатов трудящихся, заместителем председателя Эвенкийского окрисполкома), проживает в п. Тура. Почетный житель ЭАО (1999).
Пермяков (?) — милиционер-таежник (фамилию требуется уточнить). Горбунова А.П., Афиногенова Е.П., Сидорова Ю.Б., Крюкова А.И., Черкашина А.И. уже нет в живых. Пока неизвестны имена и фамилии:— пилота, летавшего во время поисков СА с Борисовым М.М.; Кто знает о них что-либо, сообщите, пожалуйста!!--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Источники(Интернет и литература): http://www.vestnik.com/issues/1999/0831/win/loktev.htmЧЕТЫРЕ ВСТРЕЧИ С АРВИДОМ ПАЛЛОПалло А.В. "Поисково-эвакуационный отряд" http://epizodsspace.narod.ru/bibl/akiem/5v-vostok.html ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРАБЛЯ "ВОСТОК" В.В.Молодцов, 2001 "Космический альманах" №5 2001 год --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Есть отличная электронная библиотека! на сайте Эпизоды космонавтики Сергея Хлынина. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О животных-космонавтах можно почитать на странице
http://masterstudio.narod.ru/bucher/bucher4/kosmos.htm — интерьвью доктора медицинских наук В.Б.Малкина. и его публикацию в журнале "Источник" №6 за 1997 год: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/istochnik/1997/sobaki.html, но текст также содержит ошибки по данному полету, будьте внимательны! Третий этап исследований на животных при полетах на искусственных спутниках Земли — текст из книги В.И.Яздовского http://www.astronaut.ru/animals/text/index.htm Собака космонавт. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Есть книга Владимира Степановича Губарева "Серебристые облака", в которой рассказывается о работе группы Палло, об эвакуации СА в Туру и так далее. Читателю нужно учитывать, что это художественная, а далеко не документальная повесть — в ее тексте много вымысла (видимо во время написания большую роль играл режим секретности для этой операции), много неточностей и несуразицы вроде пролета Ан-26 над аэродромом в Туре (не было в то время ни одного такого самолета), или что Ми-4 привезли в Туру в 1958 году на пароходе и собрали на месте. Кстати, здесь добавлю, что первые 4 вертолета Ми-4 для постоянного базирования и работы прибыли в Туру своим ходом вместе с экипажами, авиатехниками и необходимым оборудованием для обслуживания вертолетов 28 января 1968 года (свидетельство инженера Сорочана В.Ф., прибывшего с этой группой для работы в Туре). По свидетельству туринского пилота Юрия Николаевича Вычужанина в декабре 1960 года в Туринском ОАО было 12 самолетов Ан-2. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- БлагодарностиУчастникам и очевидцам событий: Вычужанину Ю.Н. — старейшему пилоту Туринского ОАО, Юрьеву В.М., Львову П.Н., Мунгалову В.Г. (работавшему в 1960 году авиатехником в Туре, старейшему работнику культуры Хоменко (Курейской) Е.А.,
а так же тем, кто оказывал непосредственную помощь в подготовке страницы: обозревателю журнала "Новости космонавтики" Лисову Игорю Анатольевичу, за уточнения и полезные замечания, фотографу Сумакову В.П., авиатехникам Туринского ОАО: Жукову В.Д., Верхотурову В.А., Сидорову Е.Ю., Сорочану В.Ф., журналисту газеты "Эвенкийская жизнь" Львовой В.И. Выражаю благодарность Турчину М.Н. — помощнику Б.Е. Чертока — за присланные (24.10.2007) уточнения. |
© Александр Коваль 2004-2016 |
|