1 августа 2006
Почему преодоление самолетом звукового барьера сопровождается |
|||
![]() |
На сайте Элементы на эти вопросы ответил Александр Венедюхин С «хлопком» происходит недоразумение, вызванное неверным
пониманием термина «звуковой барьер». |
||
Упрощенно эти волны можно представить себе в виде сопровождающего полет самолета конуса, с вершиной, как бы привязанной к носовой части фюзеляжа, а образующими, направленными против движения самолета и распространяющимися довольно далеко, например до поверхности земли. Когда граница этого воображаемого конуса, обозначающая фронт
основной звуковой волны, достигает уха человека, то резкий скачок
давления воспринимается на слух как хлопок. Другими словами, если бы сверхзвуковой самолет с постоянной, но сверхзвуковой скоростью принялся летать над слушателем туда-сюда, то хлопок слышался бы каждый раз, спустя некоторое время после пролета самолета над слушателем на достаточно близком расстоянии. А «звуковым барьером» в аэродинамике называют резкий
скачок воздушного сопротивления, возникающий при достижении
самолетом некоторой пограничной скорости, близкой к скорости звука. Для преодоления звукового барьера ученым пришлось разработать крыло со специальным аэродинамическим профилем и придумать другие ухищрения. |
|||
|
Интересно, что пилот современного сверхзвукового самолета
хорошо чувствует «преодоление» своим летательным аппаратом звукового
барьера: при переходе на сверхзвуковое обтекание ощущается «аэродинамический удар» и характерные «скачки» в управляемости. |
||
![]() |
Все космические аппараты (здесь показан космический челнок — suttle), при выводе их на орбиту, проходят звуковой барьер. На на этих фотографиях хорошо заметно уплотнение водяных паров в воздухе в момент прохождения звукового барьера. |
||
|
|