Джеймс Aльфред Ван Аллен (James A. Van Allen)

основной источник: Автобиография Дж. Ван Аллена
(перевод и добавления в тексте А.Коваль),
иформация из других источников выделена синим цветом,
использована биографическая справка NASA


Джеймс Ван Аллен
Джеймс Ван Аллен
(1914-2006)

Джеймс Альфред Ван Аллен родился 7 сентября 1914 года в городке Маунт Плизант (Приятная гора) с населением 3000 человекв в штате Айова, округ Хенри. Он был вторым из 4-х сыновей в семье Альмы Олней Ван Аллен и Альфреда Морриса.
...........................................

Он очень интересовался устройством механических и электрических приборов. Самыми любимыми журналами были Популярная механика и Популярная наука.
Строил элементарные электрические двигатели, примитивные радио и другие устройства, которые в них описывались.

Когда заработала, собранная им катушка Теслы, то она приводила в ужас мать Джеймса — в момент включения катушки, её длинные волосы становились дыбом.
В средней школе любимыми предметами были математика включая стереометрию, латинский язык, грамматика, и ручной труд (деревообработка).

После окончания средней школы в родном городке в июне 1931, Джеймс, следуя наставлениям отца и матери, осенью 1931 года поступает на учебу в Уэлслианский колледж (Wesleyan College). Плата за обучение была 45 долларов за семестр. Обучался физике, химии, и математике (четыре года на каждый курс), летних курсах в области геологии, и один доступный курс по астрономии.

Его главными вдохновителями были профессор Томас Поултер (Thomas Poulter) в физике и профессор Делберт Уобб (Delbert Wobbe) в химии. Джеймс колебался перед выбором, но выбрал в конце концов физику, после того, как проф. Поултер предложил ему на полставки место асситента на кафедре физики.

В его исследовательской лаборатории высокого давления Ван Аллен учился дуть стекло, работать на токарном станке и машине, измельчающей твердые вещества для изготовления серебряного припоя, пайке и сварке металлов. Здесь Ван Аллен приобрел почтительное отношение к физике и химии и интуитивно использовал эти науки на своем жизненном пути и в экспериментальных исследованиях.

Уже в 20 лет Ван Аллен изготавливал геофизическое оборудование для антарктической экспедиции, которая проводилась во время Второго Международного Полярного года.

Сначала он помог построить своему учителю простой сейсмограф, а после проверки его работы, изготовил затем магнитометр по заявке департамента Земного Магнетизма института Карнеги в Вашингтоне. "Это был один из самых красивых инструментов, которые я когда-либо видел", – говорил Ван Аллен.

Осенью 1932 года, он усовершенствовал свой инструмент для точнейших измерений геомагнитного поля, кроме этого, теперь с помощью встроенного в прибор теодолита, можно было определять по Солнцу широту и долготу места наблюдения.

Другой прибор для геофизических исследований, который сделал Ван Аллен в студенческие годы, позволял наблюдать и фиксировать следы метеорных частиц на небе и являлся прекрасным дополнением к двум первым приборам. Его учитель, профессор Поултер, использовал приборы Ван Аллена в своей первой Антарктической экспедиции, а во время второй Антарктической экспедиции и систему для наблюдения и исследования множества метеорных следов.

Церемония окончания Уэслианского коледжа (Wesleyan College) шт. Айова в 1935 году включала торжественные выступления профессора Томаса Поултера (Т. Poulter) и адмирала Ричарда E. Бирда (Richard E. Byrd). Адмирал вручал выпускникам дипломы об окочании колледжа.

Джеймс Ван Аллен окончил колледж с высочайшим отличием, был первым студентом и должен был выйти к трибуне. Профессор Поултер, отодвинув адмирала, хотел тепло поздравить Джеймса, но тот был так сконфужен большим вниманием к своей особе, что схватив диплом, убежал прочь.

Ван Аллен продолжил свое образование в Университете штата Айова, изучая Введение в теоретическую физику, Электричество и Магнетизм, Введение в Квантовую механику слушая оригинальные лекции первоклассных и выдающихся преподавателей по классической механике, статистике, по уравнениям с частными производными, в лабораториях по атомной физике.

Здесь он вновь преуспел в создании самых различных приборов, чем снискал себе заслуженный авторитет среди студентов, преподавателей и ученых (например, у выдающегося астрофизика ХХ века Ханса Бете (лауреат Нобелевской премии 1967) — одного из создателей современной квантовой электродинамики, ядерной физики и физики ударных волн, теории эволюции звезд).

В 1936 Ван Аллен получает в университете Айовы степень магистра наук (MS), а в 1939 степень доктора философии (PhD) в физике.

Во время Второй мировой войны он создавал и испытывал на Тихом океане оригинальные радиовзрыватели для оружия, использованного в войне, для ВМС и ВВС, а после окончания войны начал высотные исследования при помощи ракет "Фау-2".

Карьера Ван Аллена сделала важный поворот в 1955, когда ему и нескольким другим американских ученым предложили разрабатывали научно-исследовательский спутник для его запуска в рамках программы проводимой США в течение Международного геофизического года (IGY) в период 1957-1958.



Ван Аллен в Смитсоновском Национальном музее Авиации и Космоса в Вашингтоне.
Модель Эксплорера 1 — на заднем плане
(фото NASA)

Проводя исследования с помощью этого ИСЗ (Explorer 1), запущенного 31 января 1958 года, Ван Аллен открыл окружающие нашу планету радиационные пояса, образованные заряженными частицами солнечного ветра. Такие зоны, имеющиеся и вокруг других планет, носят теперь его имя. После этого успеха Ван Аллен стал очень знаменит и продолжил свою плодотворную работу в изучении космоса.


Ван Аллен, справа, обсуждает с Джоном Симпсоном результаты работы приборов Пионера-11 при полете к Юпитеру, в декабре 1974.
Пионер-10 и -11 были первыми космическими кораблями, которые путешествовали через пояс
астероидов
(фото NASA)


Ван Аллен в его офисе в университетском городке
Университета Айова, 1990.
Photo by Tom Jorgensen, University of Iowa Office of University Relations


Ван Аллен и его группа были авторами приборов, установленных на многих других космических аппаратах НАСА, включая радиационные детекторы первых лунных зондов зимой 1958/1959 года,

детекторы энергичных заряженных частиц на АМС "Маринер-2", совершившей в декабре 1962 пролет Венеры, АМС "Маринер-4", направленной к Марсу и сфотографировавшей его, детектор на "Эксплорере-35", выведенном на орбиту спутника Луны.

 


Ван Аллен автор почти 200 научных работ. Как руководитель кафедры физики и астрономии
в Университете Айовы,
он подготовил к защите
на степень докторов философии в физике множество молодых ученых
(фото University of Iowa
)

Детекторы заряженных частиц Джеймса Ван Аллена на борту АМС "Пионер-10" и "Пионер-11", впервые исследовавших Юпитер, внесли вклад в открытие магнитосферы Юпитера и радиационных поясов Юпитера и Сатурна. Установленные на этих станциях приборы были также использованы для изучения галактических космических лучей в Солнечной системе. Он создавал орбитальную геофизическую обсерваторию и участвовал в разработке космического зонда Galileo, достигшего Юпитера в 1995 году.

Изучая космос, Ван Аллен практически всю жизнь провёл в своём родном штате Айова. С 1951 по 1985 год он возглавлял кафедру физики университета штата и до самой смерти продолжал читать лекции и вести научную работу.

Открытия Ван Аллена имеют большое практическое значение для космонавтики.
Ученый участвовал в создании и запуске многих спутников, всю жизнь занимался исследованиями магнитосферной физики, возникшей как наука благодаря его работе, и с огромным энтузиазмом относился к преподаванию.

Его удостоили многими наградами США и стран мира.

Выдающийся астрофизик Джеймс Альфред Ван Аллен скончался 9 августа 2006 года.


(фото NASA)

 

на страницу о Первом ИСЗ

на страницу об "Эксплорере-1"



источники:

1. Автобиография Дж. Ван Аллена (англ.)
2. http://www.nasa.gov/vision/universe/features/james_van_allen.html
3. Биографическая справка NASA
4. Википедия: Биографическая справка о Дж. Ван Аллене
5. Биографический справочник НАСА
6. http://www-pw.physics.uiowa.edu/van90/VanAllenBio_LudwigOct2004.pdf
7. http://www.astrolib.ru/rsn/2006/08/10/


Главная    Школа    Ученику    Учителю    Карта сайта

Яндекс.Метрика