Вернер фон Браун

Вернер Магнус Максимилиан Фрайхерр фон Браун

(Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun)

Первоначально за основу была использована биографическая справка NASA,
дополненная затем иформацией из других источников (она выделена синим цветом)
(перевод и добавления в тексте Коваль А.П.)

 

Вернер фон Браун
Вернер фон Браун (1912-1977)

Вернер фон Браун родился 23 марта 1912 в Вирзице в Германии (ныне Выжиск, Польша). Род фон Браунов обосновался в Восточной Пруссии еще в ХVI веке и в 1699 году за военные заслуги получил баронский титул.

Отец — барон Магнус фон Браун, бывший заместитель рейхсканцлера, председатель правительства Восточной Пруссии и директор Рейхсбанка — долго оставался влиятельным лицом в общественной жизни Германии. До школы воспитанием Вернера занималась в основном мать, баронесса Эмми, урожденная фон Квисторн, чей род восходил к самому Рюрику.

Вернер фон Браун был одним из наиболее значимых создателей ракет и исследователей космического пространства в 1930-1970 гг.

В молодости любил читать научно-фантастическую литературу: Жюля Верна, Герберта Уэллса. Однажды прочел классический научный труд — книгу Германа Оберта (Oberth, Hermann) немецкого основоположника теоретической космонавтики, изданную в 1923 году в Мюнхене-Берлине, "Die Rakete zu den Planetenraumen" ("Ракета в межпланетное пространство"). Эта книга увлекла его и заставила овладеть мастерством вычислений, тригонометрией и физикой так, что он смог понять физические принципы полета ракеты.

[В книге рассмотрены: основное уравнение движения ракеты и условия её функционирования; схема и конструктивные особенности составной ракеты; различные виды жидкого топлива и системы его подачи; методы охлаждения камеры сгорания РД и управления ракетой в полёте; некоторые психо-физиологические условия полёта человека в космосе; проекты перспективных орбит, станций и др. Книга послужила стимулом к экспериментальной работе и ряду публикаций в области ракетной техники и космонавтики.]

Академик АН СССР Б.В.Раушенбах в своей книге "Герман Оберт" делает акцент на значении этой работы: "Книга Оберта 1923 г. была Первой в мировой литературе, в которой с такой полнотой и научной добросовестностью была показана техническая реальность создания больших жидкостных ракет и обсуждены возможные ближайшие цели их практического использования.

Герман Оберт
Герман Оберт (1894-1989)

Особый интерес возбуждают очень детально проработанные чертежи ракет, ничего похожего в те годы у других пионеров космонавтики обнаружить нельзя... Оберт не ограничился одним частным, хотя и очень важным вопросом теории движения ракет.

В его книге впервые дано целостное изложение проблем космонавтики от теории движения и вариантов конструкции жидкостной ракеты до действия перегрузок и невесомости на человеческий организм, формулирования возможной практической пользы от освоения космического пространства и даже обсуждения аварийных ситуаций и методов выходов из них.

По широте, глубине и систематичности изложения проблем грядущей космонавтики книга Оберта не имела себе равных в начале 20-х годов нашего столетия"

С подростковых лет, фон Браун проявил острый интерес к полетам в космическое пространство, вступил в Немецкое ракетное общество [Verein fur Raumschiffarht (VfR)] в 1929, где познакомился с настоящими специалистами-ракетчиками.

В 1932 получил степень бакалавра в Берлинском технологическом институте, в этом же году был принят в Артиллерийское управление вооруженных сил Германии, где руководил работами по созданию баллистических снарядов на жидком топливе, а в 1934 фон Браун получил степень доктора философии в Берлинском университете.

Уже в 1935 году фон Браун предложил Управлению вооружений проект жидкостной ракеты, позволяющей достичь дальности стрельбы в 50 км (экспериментальная ракета под индексом А-3). ...Все 4 летные испытания А-3) оказались неудачными из-за отказов в системе управления. Однако впервые была решена принципиально новая задача: вертикальный старт свободно стоящей на стартовом столе ракеты (Черток Б.Е.).

Подготовка ракеты Фау-2 к пуску
Подготовка ракеты Фау-2 к пуску
фото: исторический справочник

В 1937 фон Браун стал одним из руководителей Немецкого военного ракетного исследовательского центра в Пенемюнде на побережье Балтийского моря [исторически это место (остров Узедом) стало стартовой площадкой в начале великой ракетной гонки ХХ века].

Был главным конструктором ракеты V-2 (Фау-2), применявшейся для обстрела Великобритании и Нидерландов во время Второй мировой войны.

V-2 изготовливались иностранными рабочими, военнопленными, заключенными концлагерей на огромном подземном заводе Миттельверк (Mittelwerk) близ Нордхаузена в Тюрингии (начало его строительства — июль 1943). Проектная мощность выпуска до 30 ракет V-2 (А-4) в сутки. К середине 1944 года завод выпускал уже до 600 V-2 (А-4) в месяц.

Строительство и производство ракет на этом заводе, одна из самых мрачных и трагических страниц в истории немецкой ракетной техники.

Детище "ракетной команды" фон Брауна, работавшей в секретных лабораториях в Пенемюнде (Peenemunde) — ракета V-2 (А-4) после окончания Второй мировой войны была немедленно использована в программах исследования космоса в Соединенных Штатах и Советском Союзе.


Ракета работала на жидком топливе, имела длину приблизительно 46 футов и весила 27 000 фунтов, летала на скоростях свыше 3 500 миль в час и доставляла 2 200-фунтовую боеголовку к цели на расстоянии в 500 миль (данная информация взята с с сайта NASA).


Ниже представлены основные характеристики ракеты V-2 (A-4) в привычных единицах измерения (они более правдоподобны!) из книги Чертока Б.Е. Ракеты и люди. том I.

Основные характеристики ракеты V-2 (A-4)

Cтартовый вес

12,9-13 т

Максимальная тяга двигателя  
у земли 26 т
на большой высоте 30 т

Общая длина

13,9 м

Диаметр 1,6 м

Масса боевой части

900-1000 кг

Максимальная дальность полета

250-300 км

Масса топлива (80%-ный этиловый спирт)

3,6 т

Масса окислителя (жидкий кислород)

5 т

Время работы двигателя 64-65 с
Максимальная скорость 1500 м/с
Максимальная высота над землей 95 км
Скорость при встрече с целью

800 м/с

Стоимость ракеты А-4 [Фау-2], несмотря на применение бесплатного труда заключенных, составляла свыше 300 000 рйхсмарок! За штуку! Не считая стоимости наземного оборудования, содержания войсковых частей, топлива и окислителя (Черток Б.Е.)

Первые полеты Фау-2 состоялись в октябре 1942, а использование против целей в Европе, началось в сентябре 1944. К началу 1945 для фон Брауна стало очевидным, что Германия не сможет победить в борьбе против Союзников (СССР, США, Великобритании), и он начал планировать свое существование в послевоенный период.

Фон Браун планировал сдачу американцам 500 подчиненных ему главных ракетчиков, вместе с документацией и испытательным оборудованием, прежде, чем союзники захватят V-2 и все оборудование для производства ракет.
2 мая 1945 фон Браун и большинство [окло 120] его сотрудников сдались в плен оккупационным властям США. В ходе спланированной в США операции под кодовым названием "Скрепка", они были вывезены из побежденной Германии в Америку и были размещены в Форте Блисс (Fort Bliss), шт. Техас.

В течение пятнадцати лет после Второй мировой войны, фон Браун трудился в армии Соединенных Штатов, создавал управляемые баллистические ракеты, запуская их на испытательном полигоне (White Sands Proving Ground) шт. Нью-Мексико. [Пуски V-2 с полигона Уайт-Сэндз в рамках проекта «Гермес» (Hermes) начались 16 апреля 1946 г.]

В 1950 году команда фон Брауна перебралась в Арсенал Redstone [одна из ракет фон Брауна носит такое же название] возле Хантсвилла, шт. Алабама, где приступили к строительству на базе баллистической ракеты "Редстоун" армейской баллистической ракеты Юпитер-С (Jupiter).

двенадцать главных немецких ракетчиков в Редстоунском арсенале в США

Двенадцать главных немецких ракетчиков,
сменивших Центр Пенемюнде III Рейха на Редстоунский арсенал в США

(июнь 1959 года) Слева направо:
Эрнст Штулингер (Ernst Stuhlinger), директор управления научно-исследовательских работ,
Хельмут Хользер (Helmut Hoelzer), директор вычислительного центра,
Карл Хэймбург (Karl L. Heimburg), директор испытательной лаборатории,
Эрнст Гесслер (Ernst Geissler), директор аэробаллистической лаборатории,
Эрих Нойберт (Erich W. Neubert), директор лаборатории надежности и системного анализа,
Вальтер Хоссермарн (Walter Haeussermarn), директор лаборатории наведения и управления,
Вернер фон Браун (Wernher von Braun), главный конструктор, директор отделения разработок,
Вилльям Мразек (William A. Mrazek), директор лаборатории конструкции и механики,
Ханс Хойтер (Hans Hueter), директор лаборатории наземных систем,
Эберхарт Реес (Eberhard Rees), заместитель директора отделения разработок,
Курт Дебус (Kurt Debus), директор лаборатории пуска ракет,
Ханс Маус (Hans H. Maus), директор лаборатории производства и сборки

(фото NASA)

До 1955 года, когда фон Браун стал гражданином США, упоминать о нем в печати запрещалось. Он постоянно находился под наблюдением разведки — сначала в Эль-Пасо, потом в Хантсвилле, где под его руководством американские инженеры колдовали над вывезенными из Германии "Фау-2".

В 1960 году, его ракетный центр переводится из подчинения Армии в недавно созданное государственное учреждение — Управление по аэронавтике и исследования космического протранства — NASA и получает задание на строительство ракет "Сатурн" (Saturn). Вскоре фон Браун стал первым директором Центра космических полетов имени Маршалла (Marshall Space Flight Center) NASA и главным конструктором "Сатурна-5" (Saturn V) мощной ракеты-носителя, которая предназначалась для пилотируемых полетов американцев на Луну по программе "Аполлон".
Он был руководителем работ по созданию искусственных спутников Земли серии «Эксплорер» и космического корабля "Аполлон".

Вернер фон Браун и Герман Оберт
Вернер фон Браун и Герман Оберт

Фон Браун стал одним из самых видных исследователей космоса в Соединенных Штатах в течение 1950-ых годов. Вершины своей карьеры Вернер фон Браун достиг в 1972 году — он стал заместителем директора NASA и начальником космодрома на мысе Канаверал. Однако уже в 1972 году в условиях экономического спада ему предложили отменить дорогостоящие полеты на Луну и заняться более выгодными программами — запуском разведывательных и технических спутников.

Видимо, фон Браун не послушался, поскольку вскоре его отправили в отставку. Тут же лунные полеты были прекращены, не состоялась и готовившаяся фон Брауном отправка пилотируемого корабля к Марсу. На прóводах было сказано много теплых слов, но барон, как всегда, ничем не выдал своих чувств. Он стал вице-президентом перспективной компании "Фэйрчайлд спейс индастриз" (Fairchild Space Industries) в г. Германтауне шт. Мэриленд, производящей аэрокосмическую технику.

Работа была необременительной, и фон Браун много времени проводил с семьей. На публике он, как и раньше, почти не появлялся, и гости в его особняке бывали нечасто. За все годы в Америке он так и не приобрел близких друзей.

В 1973 году Вернер фон Браун переносит операцию по поводу рака. В 1974 году он работает над проектом спутника, а свободное время отдает полетам на планере. В мае 1976 года проходит курс лечения в больнице, а в декабре уходит с работы. В июне 1977 года фон Брауна поместили в госпиталь Александрии, штат Вирджиния, с тяжелым заболеванием почек. Курс интенсивной терапии оказался бесполезным, и 16 июня "ракетный барон" умер. Похоронили его в Хантсвилле торжественно, но без особой пышности. С тех пор его слава никем не оспаривается, но продолжает оставаться в тени.

Вернер фон Браун

Вернер фон Браун и Saturn-5
фото NASA (исторический справочник)

на страницу о Первом ИСЗ

на страницу об "Эксплорере-1"

Дополнение (13 августа 2010):

"50-летие тайны фон Брауна" — так названы страницы истории Ричарда Хогланда (Richard C. Hoagland) о создателях и открытиях первого американского искусственного спутника Земли Explorer I. Здесь много интересных фотографий и схем (на английском языке).

Часть I, Часть II. Третья часть готовится автором к публикации



источники:

1. Краткая биография Вернера фон Брауна (рус.)
2. Краткая биография Вернера фон Брауна (англ.)
3. Биография и фото В. фон Брауна (рус.)
4. Труды Германа Оберта в России
6. В. Бурдаков. "Полчаса с Обертом" (части 1-7) "Калининградская правда", №16, 12.02.2004
7. Черток Б.Е. "Ракеты и люди" (том I), (Глава 2 — описание работы советских специалистов-ракетчиков в послевоенной Германии, подробно о ракетном центре в Пенемюнде, об атомном проекте Германии). М., "Машиностроение", 1994
8. Афанасьев И.Б., Лавренов А.Н. "Большой космический клуб". — М.: Издательский дом "Новости космонавтики", Издательство "РТСофт", 2006.
9. Биографический справочник НАСА
10. Биография Вернера фон Брауна (History NASA) (англ.)
11. Вернер фон Браун (ru.wikipedia)


Главная   Карта сайта


Статистика посещаемости