Того мусун

О бабушка-Огонь, ты нас храни всегда.
И сделай так, чтоб были тучными стада оленьи.
Чтоб никогда коварная беда
Не ставила народ наш на колени.

Пускай охотникам в тайге добычей будет крупный зверь,
А рыбакам на озере заходит рыба в сети.
Для стариков спокойной старости отмерь.
Здоровыми пусть будут наши дети.

Пусть каждая семья очаг имеет свой,
И пусть нам не остудит сердце вьюга,
Чтоб на земле прекрасной и большой
Зла не имели люди друг на друга.

И чтоб веселый танец ёхарьё
Водил, не уставая, запевала,
Чтоб песни вдаль летели как гугары1 звон,
Ты помоги нам бабушка-Огонь.


1Гугара — погремушки-бубенцы (часть оленьей упряжи)

Слова к ритуалу "Поклонение духу огня"
(передал Жук И.П. руководитель ансамбля "Осиктакан")

Того мусун
 
Того мусун. Линогравюра. Потапова Н.Г.


Пдя — дух-хозяин огня и домашнего очага в мифах негидальцев, нанайцев; Пудя — у орочей, ульчей, удэгейцев; Того Мусун — у эвенков. Той Мураки — у эвенов, Тава Эдени — у ороков, То Эдени — у орочей.
Эвенки и нанайцы представляли Подя в облике очень старой женщины; эвены считали мужчиной и называли огонь-отец; орочи наделяли огонь целой семьей.
Подя — это старик, его жена, дети, собаки; негидальцы изображали Подя (мужа и жену) в виде антропоморфных деревянных фигурок без ног (потому что дух показывался людям из огня только по пояс) и т.д.
Подя считался главной домашней святыней. Он обладал силой изгонять злых духов, им очищали жилище, охотничье снаряжение, перед камланием — шаманские атрибуты, он способствовал благополучию, хозяйственной деятельности, удачной охоте, здоровью оленей, предупреждал о предстоящих событиях треском горящих дров, вспышек от пламени, отколовшимся угольком, полетом искр.
Почитание Подя выражалось в многочисленных запретах: нельзя бросать в очаг острые предметы или рубить дрова близко от костра, чтобы не поранить духа, проливать воду в огонь, плевать и др.
Перед трапезой Подя кормили, бросая в огонь кусочки еды. Охотники в тайге угощали Подя, прося послать зверя, поскольку от Подя успех зависел не меньше, чем от духа-хозяина охоты.
Считалось, что Поля идет впереди и, если поймает душу зверя, тот станет добычей охотника.

 

Яндекс.Метрика