25-й полёт шаттла Индевор (Endeavour)

(миссия STS-134)

 

Перевод: Александр Коваль [публикация 06.06.11]
______________________________________________________________________________

 

Подготовка и старт

 

«Индевор» (англ. Endeavour — «стремление», «попытка») — многоразовый транспортный космический корабль НАСА, пятый и последний космический челнок.



Барк «Индевор» — корабль Королевского военно-морского флота Великобритании. Спущен на воду в 1764 году, выведен из состава флота в марте 1775 года.
Bark Endeavour (реконструкция)

Флаг-символ Endeavour
Флаг-символ космического корабля Endeavour
credit: ru.wikipedia.org





Взамен погибшего 28 января 1986 при 10-м запуске шаттла «Челленджер», предполагалось достроить до пригодности к космическим полётам экспериментальный шаттл «Энтерпрайз», но из соображений дешевизны в начале 1987 года было принято решение о сборке нового шаттла (санкцию на строительство выдал президент США Рональд Рейган).

31 июля 1987 г. NASA выдало контракт фирме Rockwell International на строительство нового шаттла; 6 июля 1990 г. собранный корабль передали на электроиспытания, 24 апреля 1991 г. выкатили с завода, и 7 мая он прибыл в Космический центр имени Кеннеди.

В конструкцию пятого корабля было внесено множество доработок с целью повышения его летных качеств и безопасности. Самой заметной из них стал тормозной парашют диаметром 12.2 м — как на «Буране». «Индевор» был также снабжен подвесками для установки дополнительных баков системы электропитания и увеличения длительности полета до 20 суток и имел более совершенные бортовые компьютеры. Всего были модернизированы 16 основных систем.

Для выбора названия нового корабля впервые объявили конкурс среди школьников США.
10 мая 1989 г. президент Джордж Буш-старший подвел его итоги: корабль был назван «Индевор» (Endeavour — «Попытка» [хотя более подходит перевод «Стремление»]) в честь корабля британского мореплавателя Джеймса Кука.

На нем Кук в августе 1768 г. отправился в южную часть Тихого океана, для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца. и других астрономических наблюдений, позволивших точно установить расстояние от Земли до Солнца, также корабль участвовал в экспедициях по исследованию Новой Зеландии. В 1769 г. он первым обогнул этот остров, достиг восточного побережья Австралии, побывал на Гавайях.

Жизнь корабля закончилась на рифе под Род-Айлендом.
В память о его тезке на борту шаттла «Индевор» была установлена доска от капитанского мостика корабля «Индевор».

Источник: Мировая энциклопедия пилотиремой космонавтики, изд. «РТСофт», 2005

 

В NASA «Индевор» имеет обозначение OV-105 (Orbiter Vehicle — 105). Первый полёт «Индевор» совершил 7 мая 1992 года (миссия STS-49). В 1993 году на «Индеворе» была совершена первая экспедиция по обслуживанию космического телескопа «Хаббл». В декабре 1998 года «Индевор» доставил на орбиту первый американский модуль Unity для МКС.

По окончании эксплуатации шаттл «Индевор» будет выставлен в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе

 


Илл. universetoday.com Credit NASA

 

Индевор во время подготовки к миссии STS-134 в Космическом центре Кеннеди NASA во Флориде 23 февраля 2010
источник снимка: ru.wikipedia.org

 

28 апреля 2011

29 апреля стартует шаттл "Индевор" (Endeavour), экипаж которого 26 апреля прибыл на космодром Космического центра Кеннеди во Флориде.


Экипаж STS-134 на космодроме Космического центра
Кеннеди 26.04.11. Image credit: NASA




Первая версия AMS-01 была установлена на станции "Мир" в 1998 году. Image credit: NASA
о Магнитном Альфа Спектрометре на Википедии


Это будет 25-я и заключительная миссия знаменитого космического корабля.
В экипаж, под командованием Марка Келли (Mark Kelly), входят пилот Грэгори Джонсон (Gregory H. Johnson) специалисты миссии (Майкл Финк (Michael Fincke), Грэг Шамитофф (Greg Chamitoff), Эндрю Фьюстел (Andrew Feustel) и астронавт Европейского космического агенства (ESA) Роберто Виттори (Roberto Vittori).

Во время 14-дневной миссии Endeavour (англ. – cтремление, попытка) доставит на МКС Магнитный Альфа Спектрометр (AMS). AMS-02 — это современный прибор для изучения физики элементарных частиц, построенный, проверенный и управляемый международной группой ученых, представляющих 56 институтов из 16 стран (в том числе и России), объединенная и финансируемая Министерством энергетики США (United States Department of Energy — DOE).

Стоимость этого нового научного оборудования составляет
$2 млрд.

Научная группа проекта AMS находится в Космическом центре Джонсона (JSC), откуда ведет наблюдение и управляет всеми действиями по установке полезного груза и гарантирует, что груз безопасен и готов к запуску на шаттле и развертыванию его на МКС (ISS). В экспериментах с AMS будут использованы уникальные свойства космического пространства для углубления наших знаний о Вселенной и пониманию ее происхождения.

Шаттл доставит также запасные части, включая две S-band антенны для связи, бак с газом под высоким давлением и дополнительные запасные части для двурукого канадского робота, телеуправляемого устройства, являющегося частью мобильной обслуживающей системы Декстр (Dextre).

Полет "Индевора" станет 36-ой миссией шаттла к Международной Космической станции.

источники: universetoday.com, NASA

---------------------------------------------------------------------------------------------

30 апреля 2011

Запуск шаттла "Индевор" (Endeavour) отложен на 72 часа (до понедельника)


Endeavour в 23:22 мск 29.04.2011. Кадр NASA TV

Руководитель запуска шаттла Майк Лейнбах (Mike Leinbach) отменил сегодняшнюю попытку запуска STS-134 из-за проблемы, связанной с обогревателем вспомогательной силовой установки (Auxiliary Power Unit) 1. Потребуется по крайней мере 72 часа для оценки проблемы и ее решения инженерами.

Во время обратного отсчета сегодня, инженеры обнаружили сбой в одной из двух схем обогревателя, связанные с (APU) 1. Обогреватели предотвращают от замерзания на орбите гидразина (компонент топлива). Попытки включения обогревателя не были успешными и инженеры теперь считают, что проблема может быть связана либо с блоком управления, который является переключателем, он расположен в кормовой оконечности "Индевора", либо короткое замыкание в проводах, ведущих в переключатель или из него.

<...>

Источник: NASA

---------------------------------------------------------------------------------------------

1 мая 2011

Старт "Индевора"отложен во второй раз

увеличить картинку
Диаграмма показывает местоположение всех 3 APU шаттла Credit: NASA


APU шаттла Endeavour.
Кадр Spscevidcast SpacePod 30.04.11


 

 

 

 

 

 

 

 

Инженеры NASA проводят осмотр проблемного узла вспомогательной силовой установки
(APU
1) шаттла "Индевор".

По сообщению NASA на 20-45 мск новая дата запуска шаттла будет определена командами инженеров в понедельник 2 мая.

Из-за обнаруженных неисправностей полет шаттла будет возможен ближе к концу недели.

Шесть астронавтов "Индевора" возвращаются в Космический центр Джонсона в Хьюстон, где они проведут несколько дней дополнительного обучения прежде, чем возвратятся на мыс Канаверал для следующей попытки старта.

 

 

 

 

Источник: universetoday.com (здесь еще фото)

---------------------------------------------------------------------------------------------

2-4 мая 2011

Инженеры NASA занимаются ремонтом шаттла, а мы, попутно, можем посмотреть, что находится внутри космического корабля


04.05.11. Photo credit: NASA/Kim Shiflett. Увеличить фото

увеличить снимок
Отсек авионики в кормовом отсеке шаттла Endeavour 01.05.2011. Credit: NASA/Kim Shiflett

 

 

 

 

 

 

 

4 мая инженеры NASA продолжили поиск неисправностей в проблемных переключателях.

На снимке слева: техник в секции кормовой части шаттла "Индевор" проверяет Сборку Контроля за Грузом 2 (LCA-2) для ее замены.

В NASA на стартовой площадке 39A Космического центра Кеннеди, техник в кормовой части шаттла "Индевор" пробирается через платформу для начала работ по ее удалению и замены проблемной секции (ALCA-2), расположенной в кормовой части шаттла.

Схемы расположения узлов авионики шаттла, поясняющие возникшие проблемы, можно посмотреть здесь и здесь

Основная проблема, кажется, заключена в блоке выключателей агрегата контроля за грузом, расположенном в хвостовой части (ALCA-2), они управляют отбором мощности, которой не хватало для нормальной работы обогревателя вспомогательной силовой установки (APU). Работы по устранению неисправностей завершатся не раньше 8 мая.

 

Источник: NASA

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------

10 мая 2011


Майк Мозес (слева) и Майк Лейнбах — руководители старта "Индевора". Credit: Ken Kremer

LCA-2
Вскрытый блок LCA-2. Credit: NASA/Kim Shiflett

 

 

 

 

 

Определены дата и время старта шаттла "Индевор" — в понедельник 16 мая в 8:56 по восточному времени (EDT) (16:56 мск).

Главный руководитель программы запуска шаттла Майк Мозес (Mike Moses) и непосредственный директор запуска Майк Лейнбах (Mike Leinbach) объявили о дате в брифинге для журналистов в понедельник 9 мая в Космическом центра Кеннеди NASA во Флориде.

Для проверки Cборки контроля за грузом 2 (LCA-2) был вскрыт расположенный в кормовой части шаттла "Индевор" пятый отсек авионики.

LCA-2 распределяет энергию девяти системам шаттла. В Логистическом центре шаттлов [проблемный] LCA-2 был заменен, и все системы были повторно проверены.

 

 

 

 

 

 

 

Источники: NASA, universetoday.com

---------------------------------------------------------------------------------------------

13 мая 2011


credit: NASA

Командир шаттла "Индевор" Марк Келли (Mark Kelly) (на снимке первый слева) 12 мая 2011 вновь прилетел со своим экипажем на мыс Канаверал из Хьюстона. Напомню, в состав экипажа входят (далее на снимке) специалисты миссии Грэг Шамитофф (Greg Chamitoff) и Эндрю Фьюстел (Andrew Feustel), астронавт Европейского космического агенства (ESA) Роберто Виттори (Roberto Vittori), специалист миссии (Майкл Финк (Michael Fincke), пилот Грэгори Джонсон (Gregory H. Johnson).

"Индевор" (Endeavour) стартует 16 мая в 8:56 по восточному времени (EDT) (16:56 мск). Это будет его финальный 17 суточный полет.
Ознакомиться с планом работ астронавтов во время миссии STS-134 по дням от старта до посадки можно на этой странице в разделе Mission Timeline

Посмотреть список основных операций и экспериментов в период 16–22 мая 2011 года на Международной космической станции можно здесь — Новости космонавтики (15 мая 2011)

Источники: NASA, universetoday.com

---------------------------------------------------------------------------------------------

16 мая 2011


Вид на боковой стек шаттла "Индевор" и проходов доступа (слева для заправки оранжевого топливного бака, справа — для прохода астронавтов из Белой комнаты Главного центра в кабину экипажа на шаттле. Credit: Ken Kremer

 

Заправка внешнего топливного бака шаттла "Индевор" в количестве около 535 000 галлонов (≈ 2 025 000 л) очень холодных жидких кислорода и водорода высшего качества началась вовремя 15 мая в 23:36 по восточному времени (EDT). Часы начали отсчет времени в обратном порядке.

Прогноз благоприятной погоды для времени старта "Индевора" в 8:56 по восточному времени (16:56 мск) оценивается в 70%. Пока нет никаких проблем, которые задержали бы запуск. Телевидение NASA будет вести прямые репортажи во время запуска.

До старта остается около 5,5 часов, но за процессами подготовки можно наблюдать уже сейчас здесь или здесь.

Ожидается, что старт непосредственно на космодроме и вблизи него будут наблюдать около 1 млн. человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------

 

В ожидании старта. Голубое небо ранним утром 16 мая 2011 на мысе Канаверал Credit: space.com

16 мая 2011 на стартовой площадке

Экипаж Endevour в миссии STS-134 перед стартом

Экипаж Endevour в миссии STS-134 позирует перед журналистами перед стартом
credit: launchphotography.com

 

До старта 38 минут...

До старта 38 минут... Кадр Ustream TV (NASA)

снятие защитного купола с внешнего топливного бака непосредственно перед стартом

"Индевор" (Endeavour) благополучно стартовал по расписанию в 8:56 по восточному времени для своей заключительной миссии к Международной космической станции. Во время миссии шаттл доставит Магнитный Альфа спектрометр (АМС) и запасные части для МКС.


отделение боковых ракет от внешнего топливного бака с шаттлом


отделение шаттла от внешнего топливного бака

Низкая облачность, к сожалению, не дала возможности зрителям посмотреть разделение боковых ракетных двигателей. Но эти операции вплоть до отдения шаттла от внешнего топливного бака можно увидеть на повторах
TV-репортажей NASA.

Как видим, на момент кадра по Интернет-каналу, за стартом наблюдало более
107 250 пользователей по всему миру (здесь нужно учитывать, что перед мониторами компьютнров могли находиться несколько человек).

Всего же по NASA TV за стартом шаттла Endeavour наблюдали 4 712 776 пользователей

Фото дня: cтуденты запечатлели старт челнока Endeavour с высоты 20 км


 

 

Запуск челнока вызвал традиционно высокий интерес со стороны многочисленных профильных СМИ, которые со всех сторон осветили мероприятие. Но среди всех особо выделяется студенческая программа Quest for Stars, которая проводится при поддержке Космического научно-исследовательского центра Челленджер (Challenger Center for Space Science Education) и Коалиции исследования космоса (Coalition for Space Exploration).

Целью программы был запуск воздушного шара с фото- и видеокамерами, GPS-маяком и  радиопередатчиками на борту, который должен с большой высоты запечатлеть последний старт шаттла Endeavour.

Наполненный гелием шар под названием Senatobia-1 взмыл в небо неподалеку от городка Гейнсвиль во Флориде за полтора часа до старта челнока. 90-минутной «форы» шару хватило, чтобы подняться на высоту 20 км  и сделать уникальные кадры первых минут полета шаттла.

<...>

источник: 3dnews.ru (здесь еще несколько фото и видео)

 

 

 

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------

После выхода корабля Endeavour на орбиту астронавты снимают скафандры. Грэгори Джонсон (Gregory Harold Johnson) ловит "уплывший" от него в невесомости ботинок.


кадр NASA TV

Стыковка шаттла с МКС намечена на 18 мая.

Сайт Мембрана: Главная нагрузка корабля в данном рейсе – почти восьмитонный детектор космических частиц Alpha Magnetic Spectrometer (AMS-02). О приборе и его значении для физики и космологии мы уже рассказывали. Скажем только, что AMS-02 — это своего рода Hubble в мире космических лучей.

AMS-02 должен быть установлен на главной ферме МКС. Здесь он останется до конца жизни самой станции, то есть до 2020 года или больше. От орбитального дома он будет получать электроэнергию, но управлять супердетектором будут с Земли. Так что после своего подключения он не добавит никаких хлопот экипажу МКС.
AMS-2 предназначен для поиска антиматерии и "темной" материи во Вселенной (подробнее о приборе смотрите на сайте Мембрана).

Сайт Новости космонавтики и ИТАР-ТАСС передают, что шаттл "Индевор", который вчера отправился в космос, впервые доставит на МКС малышей-кальмаров для проведения экспериментов. Как рассказала ответственная за проект Джеми Фостер из университета Флориды, изучение поведения живущих на этих существах бактерий поможет ученым понять, как микроорганизмы переносят состояние микрогравитации.

---------------------------------------------------------------------------------------------

17 мая 2011

Осмотр теплозащитного экрана экипажем шаттла

С помощью автоматизированной руки 17 мая астронавты
осмотрели состояние поверхности шаттла на предмет выявления возможных повреждений. Photo credit: NASA TV
Вот так осматривают всю поверхность шаттла автоматизированной рукой (модель) посмотреть
можно здесь

---------------------------------------------------------------------------------------------

18 мая 2011

Стыковка корабля Endeavour с МКС (ISS) запланирована в 14 часов 15 минут московского времени (10:15 GMT).

Командир Марк Келли (Mark Kelly) и пилот Грегори Джонсон (Gregory Johnson) будут управлять шаттлом «Идевор» при его подходе к станции и последующей стыковкой с ней.

Приблизительно за час до стыковки после ряда включений реактивных двигателей для точной настройки траектории шаттла, он подойдет к точке приблизительно на 600 футов (≈ 180 м) ниже станции.

Таким увидела "Индевор" видеокамера МКС
18 мая в 11:38 (мск). Photo credit: NASA TV
 
В 13:32 мск МКС находилась над территорией Лаоса
кадр REAL TIME SATELLITE TRACKING [ISS (ZARYA)]
Вид на "Индевор" со станции в 13:15 мск 18 мая 2011
Кадр NASA TV

После чего, командир Марк Келли выполнит манёвр RPM (Rendezvous Pitch Maneuver — встречный наклонный манёвр), совершая при этом колебания шаттла в 1-2 градуса "покачивая крыльми"), что позволит членам экипажа МКС сделать сотни детальных фотографий щита высокой температуры (днища) шаттла и других областей потенциального интереса для аналитиков, чтобы они могли детально изучить и определить целостность тепловой системы защиты шаттла.

Как только переворот (RPM) шаттла будет закончен, командир Келли будет медленно состыковывать шаттл  «Индевор» со станцией. Меньше чем два часа спустя, в 16:36 (мск), будут открыты люки между двумя космическими кораблями.

Наряду с командиром Марком Келли и пилотом Грегори Джонсоном, специалисты по программе полета шаттла Майкл Финк, Грэг Хамиттов, Эндрю Фьюстел и Роберто Виттори от Европейского космического агентства присоединятся к членам 27-й Экспедиции на МКС: ее командир — Дмитрий Кондратьев и бортинженеры Андрей Борисенко и Александр Самокутяев — космонавты России, Паоло Несполи из Европейского космического агентства, а Кади Колеман и  Рон Гаран из NASA.

Совместная работа будет продолжаться почти 12 дней.

источник: NASA

---------------------------------------------------------------------------------------------

18 мая 2011

Завершение стыковки шаттла и МКС: вид со стыковочной TV камеры шаттла. Стыковочный узел шаттла раположен внизу, стыковочный узел МКС вверху снимка.


Кадры NASA TV

Индевор состыковался с МКС в 14:15 мск


вид от TV камеры МКС


Завершение процессов стыковки у входа на станцию контролирует
Паоло Несполи — астронавт Европейского космического агентства


Астронавты на станции готовятся к приему гостей у входа 15:15 мск


командир шаттла Марк Келли в 16:10 мск первым вошел в МКС

 

---------------------------------------------------------------------------------------------

19 мая 2011

Результаты осмотра шаттла на предмет выявления повреждений тепловой обшивки корабля

Во время манёвра RPM (Rendezvous Pitch Maneuver — встречный наклонный манёвр) виден нос, передняя нижняя сторона и кабина экипажа шаттла "Индевор" перед началом стыковки с МКС 18 мая 2011 (3-й день полета).
Члены команды 27-й экспедиции получили эту фотографию на расстоянии приблизительно 600 футов (180 метров).
Credit: NASA. Посмотреть, как происходил этот Pitch Maneuve можно здесь: NASA Video (3:59)

Менеджеры NASA говорят: "Наиболее вероятно, что повреждения не окажет никаких последствий, но пока мы должны продолжить анализ некоторых участков, чтобы окончательно удостовериться в этом".

"Я не обеспокоен теми повреждениями, что мы видим здесь", сказал Лерой Кэйн (LeRoy Cain), руководитель группы управления миссией "Индевора", журналистам в четверг (19 мая). "Они [повреждения]не вызывают тревоги, и наша группа спокойна".

NASA всегда очень внимательно относится к состоянию защиты от высокой температуры шаттла во время всех миссий начиная с трагической гибели в 2003 шаттла "Колумбия". Часть обломков [от покрытия] топливного бака тогда повредила защитную поверхность "Колумбии" во время запуска, что привело к разрушению крыла шаттла во время его возвращения. Погибли семь астронавтов. С тех пор, астронавты шаттлов провели несколько осмотров своих космических кораблей в космосе, чтобы удостовериться, что челноки безопасны для возвращения. В случае необходимости существуют несколько методов и доступных инструментов для ремонта.

Повреждение на "Идеворе" не имеют такого масштабе как это было во время несчастного случая с "Колумбией".

NASA опубликовало это изображение 19 мая 2011. На нем показано расположение поврежденных плиток обшивки на "животе" космического корабля "Индевор", вызванных ударами осколков [пенной обшивки внешнего топливного бака] во время его запуска 16 мая 2011. Credit: NASA

"Фотографии поверхности, защищающей "Индевор" от высокой температуры, получены во время обычного осмотра астронавтами шаттла после запуска, и сделанные членами экипажа космической станции перед стыковкой с шаттлом вчера, показали семь областей повреждения", сказал Кэйн.

"Из тех семи областей менеджеры миссии уже отсеяли пять, так как они не представляют угрозы", добавил Кэйн. Менеджеры миссии почти уверены, что шестая [поврежденная] область будет отсеяна", сказал он.

Но одна область приблизительно 3,2 дюйма (8,1 сантиметров) длиной и 2,5 дюйма шириной (6,4 см) все еще может иметь потенциальную опасность, и требует для убедительности дальнейшего исследования.

Это изображение NASA, представленное 19 мая 2011 на брифинге, показывает основное повреждение плитки на шаттле "Индевор" (Endeavour). Инженеры изучают его, чтобы определить, какие дополнительные проверки или ремонт являются необходимыми после стыковки с МКС во время миссии STS-134. Фото: NASA TV

Источник: space.com

По словам специалистов NASA (22 мая 2011) это повреждение (трещина) недостаточно глубоко, чтобы представлять опасность.

 

Подготовка и старт

______________________________________________________________

Ссылки по теме:
Шаттл "Индевор",
"Фотографии запусков" (в большом разрешении) launchphotography.com
space.com, collectspace.com

 


© Александр Коваль
2004-2016

Главная • Карта сайта