Финальный полёт космического челнока Атлантис (STS-135)

 

Перевод: Александр Коваль [публикация страницы 21.07.11]
______________________________________________________________________________

22 июля 2011

Это беспрецедентное изображение шаттла Атлантис во время его торможения в атмосфере при посадке вчера на космодром КЦК. Снимок сделан командой 28-й Экспедиции на Международной Космической станции. Хорошо заметно свечение раскаленной плазмы, окутывающей корабль при входе в плотные слои атмосферы. Это свечение ослабевает по мере снижения скорости корабля. На заднем плане заметно свечение неба над Землей.

Полноразмерный снимок 4256×2832 здесь

Подробную статистику шаттлов можно посмотреть в Новостях космонавтики (за 22.07.11)

---------------------------------------------------------------------------------------------

21 июля 2011;

И в заключение сегодняшнего репортажа три фото (NASA TV) во время встречи экипажа администрацией, инженерами и техниками Космического Центра Кеннеди:

Директор NASA Чарлз Болден (Charles Bolden) от имени всех работающих в NASA, собравшихся гостей, представителей СМИ, тепло поздравил вернувшихся астронавтов: командира Криса Фергюсона (Chris Ferguson) — пожимает ему руку, пилота Дуга Хёрли (Doug Hurley) (в красной бейсболке) и специалистов по программе полета: Сэнди Магнус (Sandy Magnus) (вторая слева) и Рекса Уолхейма (Rex Walheim) с блестяще выполненной программой полета.

Командир Атлантиса Кристофер Фергюсон благодарит всех, кто принимал участие в обслуживании последнего полета шаттла за отлично подготовленный корабль. Экипаж гордится тем, сказал он, что мы стали частью великой национальной истории. Он сказал также, что будет счастлив, когда какой-нибудь мальчишка, глядя на стоящий в музее Атлантис, захочет создать в будущем нечто подобное...

Традиционное фото Экипажа и Корабля на память.
История без преувеличения великого проекта Spase Suttle успешно завершена 21 июля 2011 года.


фото NASA

Вот небольшая статистика полетов кораблей многоразового использования США по завершающейся сегодня программе Space Shuttle с учетом налета Атлантиса:

  • STS-135 является 135-й и заключительной космической миссией шаттлов и
    33-й полет «Атлантиса» (Atlantis).

  • Два твердотопливных ракетных ускорителя для запуска Атлантиса миссии STS-135 были собраны из сегментов поднимавших в воздух ранее миссий 59 шаттлов, включая STS-1, первой миссии космических челноков.

  • Три главных двигателя шаттла «Атлантис» работали до этого в 27 полетах, включая первый (STS-132) и последний полет (STS-135)

  • На STS-135 летали четверо астронавтов, впервые после четырех членов экипажа космического челнока с STS-6 в апреле 1983 года.

  • 355 человек 852 раза участвовали в 135 космических полетах многоразовых кораблей, начиная с STS-1 «Колумбия», запущенного 12 апреля 1981 года.

  • В миссиях посещения [космических станций] были представлены шестнадцать стран: Бельгия, Канада, Франция, Германия, Израиль, Италия, Япония, Мексика, Нидерланды, Россия, Саудовская Аравия, Испания, Швеция, Швейцария, Украиня и Соединенные Штаты.

  • Пять шаттлов пролетели всего 542 398 878 миль (≈872 719 790 км).

  • Более 2000 экспериментов: по биологи, материаловедению и астрономии были проведены на космических челноках вне Земли.

  • Многоцелевой модуль снабжения Рафаэлло (Raffaello), летавший на «Атлантисе», был в космос всего три раза (STS-100, STS-108 и STS-114), прежде чем полететь на. STS-135

  • Шаттлы стыковались с двумя орбитальными космическими станциями: в период с 1994 по 1998 год — девять миссий со станцией «Мир» (СССР/Россия), 37 миссий летали к Международной космической станции.

  • Шаттлы приземлялись в Космическом центре Кеннеди во Флориде 78 раз; на базе военно-воздушных сил «Эдвардс» (Edwards Air Force Base) в Калифорнии 54 раза, и один раз в испытательном центре «Белые пески» в Нью-Мексико.

источник: collectspace.com

---------------------------------------------------------------------------------------------

21 июня 2011

Подготовка к выходу астронавтов

Шаттл Атлантис успешно приземлился 13:56 мск.

Выглядело это, скажу прямо, не так эффектно, как в прошлую посадку "Индевора". Прожектора освещали полосу и сам шаттл недостаточно ярко.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Атланитис завешил орбитальное движение. За 13 дней он пролетел 25 000 000 миль в космосе и совершил 4 848 оборота вокруг Земли.

Кадр NASA TV. Положение Атлантиса на карте в 12:05 мск. Тормозной импульс запланирован на 12:49:04 мск. Двигатели шаттла будут включены в течение трех минут, 16 секунд для плавного уменьшения скорости Атлантиса на 331 фут в секунду (≈101 м/с). Приземление ожидается в 13:56:58 мск. в Космическом центре Кеннеди, NASA на 15 взлетно-посадочной полосе.

Телевидение NASA ведет прямую трансляцию посадки последнего шаттла в программе Spase Shuttle

---------------------------------------------------------------------------------------------

21 июня 2011

По сообщению Группы метеорологии космического полета прогноз погоды остается "очень благоприятным" для приземления шаттла Атлантис в Космическом центре Кеннеди во Флориде в заданное время — 5:56:58 утра (EDT)
(13:56:58 мск.) примерно за 40 минут до восхода Солнца.

Это наиболее вероятная траектория схода с орбиты, снижения и посадки для Атлантиса.

(кредит илл. collectspace.com) Здесь же вы можете посмотреть запуск микроспутника "PicoSat" на небольшом видео.

---------------------------------------------------------------------------------------------

20 июля 2011


кадр NASA TV

Экипаж Атлантиса завершил рабочий день и готовится к возвращению домой. Астронавты провели тренировку приземления на ноутбуке, выполнили контроль системы управления полетом и проверили реактивные двигатели системы управления. Все они работают хорошо.

Астронавты также развернули из емкости грузового отсека шаттла маленький, восьмифунтовый (≈3,6 кг), 5"×5"×10" (размеры в дюймах) (12×12×25 сантиметров) спутник для демонстрации технологии, названной PicoSat. Этот [микро] cпутник будет передавать данные исследователям о работе его собственных солнечных батарей для анализа и возможного использования на будущих космических аппаратах.
PicoSat был 180-ым и заключительным полезным грузом, развернутым в истории шаттлов.

Цифровые изображения обзора щита высокой температуры Атлантиса переданы на Землю. О заключительной оценке сообщат позже.

---------------------------------------------------------------------------------------------


credit: NASA

Вчера после расстыковки астронавты завершили осмотр системы теплозащиты шаттла в 10:30 EDT (18:30 мск) с помощью 50-метровой руки-робота, оснащенной системой датчиков, способных проводить с высокой точностью трехмерное сканирование областей высокого нагрева во время начального входа в атмосферу — передние кромки крыла и крышку носа (кокпит).

Сегодня менеджеры и инженеры управления полетами продолжат рассматривать полученные данные для проверки целостности теплового щита.

Сегодня астронавты шаттла Атлантиса активизировали одну из трех вспомогательных силовых установок APU 1 и выполнили контроль поверхностей управления полетом орбитального аппарата. Этот стандартный тест перед сходом с орбиты уверяет команду и управленцев на Земле, что элевоны — аэродинамические органы управления Атлантиса и тормоз скорости обеспечат необходимый контроль, как только шаттл войдет в атмосферу для приземления в четверг.

Скоро будут проверены 44 реактивных двигателя системы управления Атлантисом, чтобы проверить их способность управлять шаттлом прежде, чем он войдет в атмосферу.

Для посадки Атлантиса 21 июля в Космическом центре Кеннеди подобраны два варианта:

Орбита 200
Уход с орбиты — 4:49:04 утра (EDT) (12:49:04 мск.)
Приземление — 5:56:58 утра (EDT) (13:56:58 мск.)

Орбита 201
Уход с орбиты — 6:25:44 утра (EDT) (14:25:44 мск.)
Приземление — 7:32:55 утра (EDT) (15:32:55 мск.)

источники: NASA

---------------------------------------------------------------------------------------------


кадр NASA TV

Такой Международную космическую станцию после расстыковки увидела камера Атлантиса вчера 19 июля 2011.

---------------------------------------------------------------------------------------------

19 июля 2011


credit NASA TV

В 2:28 утра (EDT) (10:28 мск), шаттл Atlantis отстыковался от Международной космической станции. это произошло на высоте 243 миль (≈391 км) над Тихим океаном, к востоку от Крайстчерча (Новая Зеландия). Atlantis провел восемь дней, 15 часов и 21 минуту в состыкованном с МКС состоянии.

Более 37 миссий шаттлов были посвящены сборке и поддержанию космической станции. Шаттлы были состыкованы со станцией 276 дней, 11 часов и 23 минут — почти 40 недель.

Вид Атлантса со станции после расстыковки

Пилот Даг Хёрли (Dug Hurley) сейчас уводит Атлантис на расстоянии до 600 футов (≈183 м) от передней части комплекса, где он остановит движение на 27 минут и подождет, пока космическая станция развернется на 90° и будет видна Атлантису в продольной оси.

Вид на станцию из Атлантиса в 11:40 мск.

Вид на Атлантис в 11:55 мск

Это обеспечит специалистам миссии Рексу Уолхейму и Сэнди Магнус возможность привязки цифровых фотографий станции из углов перемещения, которые никогда не видели раньше во время ее облетов. Хёрли будет перемещать Атлантис в точку в 600 метров над станцией, а затем за нею. Затем, включая двигатели Атлантиса, будет перемещаться ниже станции, и в 4:18 (12:18 мск) утра он выполнит окончательное разделение от станции и уход от нее.

После этого экипаж Атлантиса будет сфокусирован на подготовке к посадке в Космическом центре Кеннеди рано утром в четверг 21 июля. Время посадки изменилась незначительно, в 5:56 утра EDT (13:56 мск).

Ночь перед расстыковкой


Photo credit: NASA TV

Видео прощания экипажей (12 мин 17 сек) смотрите здесь

Астронавты прикрепляют флаг США на выходном люке стыковочного узла, через который они через несколько минут покинут МКС. Перед этим они обменялись своими впечатлениями друг о друге и программе Space Shuttle, которая завершается в эти дни. В память о шаттлах на стенку (вверху слева) был прикреплен макет последнего челнока — "Атлантиса" (Atlantis), много поработавшего для создания МКС.

Экипажи Атлантиса и Международной космической станции впервые за восемь дней оказались разделены закрытыми люками. Они заснули, завершая сегодняшний трудовой день (18 июля), в ходе которого состоялось возвращение астронавтом Сандрой Магнус многоцелевого логистического модуля "Рафаэлло" (Raffaello) в грузовой отсек Атлантиса с помощью манипулятора "Канадарм-2" (Canadarm-2). Затем состоялись эмоциональные торжественные проводы экипажа Атлантиса.


Снимок NASA: во время одной из последних общих встреч в российском модуле МКС "Звезда"

Астронавты проснутся в 21:59 ПО ВОСТОЧНОМУ ВРЕМЕНИ (5:59 мск. 19 июля во вторник и рано утром (по восточному времени) начнут расстыковку шаттла и МКС. По сообщению Роскосмоса для проведения этой операции управление ориентацией МКС будет передано системе управления движением и навигации российского сегмента. Заключительное время пребывание в Космосе космический корабль Атлантис проведет в своем свободном полете. Как известно, программу полета шаттла продлили на сутки.
"После завершения всех работ у шаттла останется энергии еще как минимум на 30 часов", так прокомментировал это решение 12 июля заместитель руководителя программы Лирой Кейн. "Миссия продвигается отлично, и мы хотели бы завершить ее на мажорной ноте", - добавил он. Чем конкретно займутся астронавты в этот лишний день, не сообщается. Приземление запланировано на 21 июля.

источники: NASA и Lenta.ru

---------------------------------------------------------------------------------------------

18 июля 2011

На этом снимке NASA специалист по программе полета STS-135 Сэнди Магнус (Sandy Magnus) любуется панорамным видом, открывающимся из многооконного Купола с борта МКС на Землю.
Завершается её уже четвертая миссия на космических челноках. Она грустит. Можно легко понять чувства этой умной, смелой и сильной женщины при расставании с Космосом...

Сандра Холл Магнус (Sandra Hall Magnus) имеет учёные степени бакалавра физики (1986) и магистра электротехники (1990) Университета Миссури, доктора наук в Школе материаловедения и машиностроения (1996) Технологического института Джорджии.

Она астронавт 16-го набора NASA.


Участвовала в полёте STS-112 (Атлантис) (7-18 октября 2002) в качестве специалиста по полезной нагрузке, а также в полётах шаттлов Индевор (STS-126), Дискавери (STS-119).
Входила в 18-й долговременный экипаж МКС (в ноябре 2008 года доставлена на МКС шаттлом Индевор (STS-126) и в марте 2009 года возвращена на Землю шаттлом Дискавери (STS-119). Выше представлены эмблемы её миссий.

Сегодня, в 11-й день полета, астронавты на борту МКС начали сбрасывать давление в переходном отсеке, который соединяет многоцелевой модуль "Рафаэлло" (Raffaello) со стоящим перед землей стыковочным узлом модуля "Гармония" (Harmony). Процесс, как ожидают, займет приблизительно 90 минут. Как только он окончится, пилот Атлантиса Дуг Харлей (Dug Hurley) и cпециалист по программе полета Сэнди Магнус (Sandy Magnus), используя автоматизированную руку МКС, удалят Raffaello от "Гармонии" и перенесут его в грузовой отсек Атлантиса для возвращения на Землю.

А на этом кадре из видео NASA показана часть кабины Атлантиса. Съемку астронавты сделали вчера в 10-й день полета.
Видео интересно потому, что в нем хорошо показано устройство кабины Атлантиса и пути, по которым астронавты попадают на борт станции и в ее модули. Показаны виды Земли и Атлантиса, пристыкованного к МКС. Показан модуль "Рафаэлло", о котором говорилось выше

Смотрите здесь, все эти кадры уходят в ИСТОРИЮ и больше не повторятся.
Размер видео 6 мин 35 сек.

---------------------------------------------------------------------------------------------

16 июля 2011

Сегодня 4-й компьютер общего назначения (General Purpose Computer — GPC) шаттла Atlantis был активирован и предоставлен инженерам Центра управления полетами для выполнения диагностических тестов.
Данный компьютер, находящийся в режиме ожидания с момента восстановления работоспособности компьютеров общего назначения №1 и №2 после их сбоя в начале миссии, был снова добавлен в общий набор, наряду с GPC 1 и GPC 2. Диагностические тесты помогут инженерам узнать, что стало причиной такого сбоя.

---------------------------------------------------------------------------------------------

11 июля 2011

На 13 часов мск. выяснилось, что угрозы столкновения космического мусора с МКС больше нет.

В ночь на 11 июля диспетчеры полета Атлантиса начали контролировать сообщения из служб Стратегического командования Министерства обороны США, что часть орбитальных осколков может подойти к комплексу станция-шаттл в полдень во вторник. Осколки — часть спутника "КОСМОС-375", являются одной из более чем 500 000 частей космического мусора, отслеживаемых на орбитах у Земли. Команда шаттла ожидает, что обновленная информация прослеживания после вчерашней стыковки поможет определить, необходим ли маневр, используя двигатели шаттла, чтобы избежать столкновения с осколками.

источник: NASA

---------------------------------------------------------------------------------------------

10 июля 2011

После проведения операций сближения командир Крис Фергюсон успешно состыковал шаттл Атлантис с МКС в 19:07 мск. ко второму стыковочному узлу модуля "Гармония". Во время стыковки два космических корабля летели на высоте приблизительно 386 км, к востоку от Новой Зеландии.

Данная операция стала 12-ой и заключительной стыковкой Атлантиса с МКС. Это был 46-ой шаттл, состыковывающийся с космической станцией, девять из них к российской станции Мир и 37 к Международной Космической станции. Атлантис выполнил семь из девяти стыковок с станцией Мир. Это было 86-ой операцией свидания шаттла и 164-ой “операцией сближения” в истории Программы Space Shuttle, в которых шаттл провел операции в непосредственной близости с другим космическим кораблем.


кадры NASA TV

Экипаж Атлантиса уже присоединился к 28 экспедиции на МКС: командиру Андрею Борисенко, бортинженерам Александру Самокутяеву и Сергею Волкову — космонавтам России, Сатоши Фурукава из Японии, Рону Гарану и Майку Фоссуму из NASA.

Объединенная команда из 10 астронавтов и космонавтов более недели будет дооснащать МКС необходимыми для жизни материалами и оборудованием, чтобы станция могла существовать, когда шаттлы прекратят свои полеты.

источник: NASA

---------------------------------------------------------------------------------------------

10 июля 2011

Видео, полученное во время обзора поверхности шаттла, было передано в Центр управления полётом в Хьюстоне, где эксперты внимательно изучают его, чтобы определить, понес ли теплозащитный экран какой-нибудь ущерб во время старта и выхода на орбиту в пятницу.

Сегодня — третий день полета астронавтов начинается в 11:29 московского времени. Стыковка с МКС намечена на 11:06 (EDT) (в 19:06 мск)

источник: NASA

---------------------------------------------------------------------------------------------

9 июля 2011

После запуска с исторической стартовой площадки 39A Космического центра имени Кеннеди в 11:29 (EDT) (в 19:29 мск), экипаж космического корабля Атлантис начал проводить тщательную подготовку по операциям стыковки с МКС на ее орбите в 11:06 (EDT) (в 19:06 мск) в воскресенье.

Командир Крис Фергюсон (Chris Ferguson) (это его третий полет), пилот Дуг Харлей (Doug Hurley) (третий полет) и специалисты по программе полета: Сэнди Магнус (Sandy Magnus) (третий полет) и Рекс Уолхейм (Rex Walheim) (второй полет) активизируют автоматизированную руку шаттла с 50-футовым (≈15 м) удлинителем оснащенного набором специальных датчиков на конце и проведут с ее помошью стандартный обзор поверхности (теплозащитных плиток), передних кромок крыльев шаттла, носового колпака и систем орбитального маневрирования Атлантиса.

Сегодня вечером телевидение НАСА также передаст два специальных видео, запись одного из которых (разделения внешнего топливного бака и корабля) экипаж сделал из четвертого окна Атлантиса.

источник: NASA

Ознакомиться с планом работ астронавтов миссии STS-135 можно здесь (флэш)

---------------------------------------------------------------------------------------------

8 июля 2011

Атлантис вышел на орбиту.

Показан момент разделения Атлантиса и внешнего топливного бака

Атлантис стартовал на 3 минуты позднее зпланированного времени: в 19:29 мск.

Стартовая команда закрыла люк, проверка герметичности окончена в 18:07 мск.

С 16 часов мск. астронавтов начали усаживать в кабину экипажа Атлантиса, техники помогают им пристегиваться, одеть шлемы и перчатки. Посадка заканчивается через один час.

На фото командир экипажа Крис Фергюсон

NASA ведет прямой TV-репортаж в Интернете.

---------------------------------------------------------------------------------------------

8 июля 2011

NASA открыло специальную информационную страницу для освещения финальной миссии STS-135 шаттла Atlantis, старт которого намечен на 11:26 по восточному времени США (19:26 московского времени).

Информационная страница NASA

---------------------------------------------------------------------------------------------

7 июля 2011

Перед финальным стартом Атлантиса рекомендую отличное слайд-шоу
по 30-летней истории эксплуатации космических челноков США.

Начальная страница "Программа Шаттл", а смотреть слайд-шоу здесь

---------------------------------------------------------------------------------------------

6 июля 2011

Космические исследования

5 июля в 13:00. ПО ВОСТОЧНОМУ ВРЕМЕНИ в Космическом Центре им. Кеннеди (KSC) начался обратный отсчет времени для миссии STS-135


credit photo: Ken Kremer

Менеджеры NASA (KSC) информируют СМИ о полезном грузе шаттла и старте миссии STS-135 к Международной Космической станции.
Слева: испытательный директор NASA Джереми Грэбер (Jeremy Graeber), менеджер миссии по полезному грузу Джо Делай (Joe Delai) и представитель службы погоды Кэти Винтерс (Kathy Winters).

Технических проблем для старта нет, однако 750 000 зрителей могут быть разочарованы, потому что погода в день запуска, 8 июля, выглядит решительно рискованной. Штормовая погода и мощные ливни расположились перед KSC NASA.


Атлантис на стртовой площадке 39А KSC 5 июля 2011
credit photo: Ken Kremer

После прилета в KSC во Флориду из Хьюстона вчера, астронавты STS-135 сегодня (5 июля) рассматривают свою документацию полета и осуществляют проверку.

На стартовой площадке 39A, технический персонал закончил проверку в кормовой части шаттла Атлантис и провел заключительные подготовки главной системы ракетных двигателей.

<...>

Во время 12-дневной миссии STS-135 на МКС будут доставлены примерно 9500 фунтов (≈4300 кг) грузов и оборудования, которые заявляют менеджеры шаттла НАСА, "абсолютно необходимы", чтобы поддерживать стабильную работу МКС в течение следующего года.

Представитель службы погоды Кэти Винтерс предполагает, что шанс благоприятной погоды составляет только 40% из-за вероятной угрозы ливней и гроз, развивающихся вдоль фронта морского бриза в районе Космического центра Кеннеди в течение пятницы и времени старта Атлантиса в 11.26 утра.

В случае одного дня задержки в субботу, возможности для благоприятных погодных условий увеличиваются до 60%. Для двухдневной задержки до 10 июля, возможности приемлемой погоды поднимаются до 70%.

После 10 июля, старт миссии STS-135 могут отсрочить до 16 июля, потому что НАСА будет вынуждено уступить место операции запуска шаттла, чтобы позволить ВВС запустить военный навигационный спутник 14 июля с мыса Канаверал. Это если ВВС не смягчаются — из уважения к трем четвертям миллиона людей, ожидающих старта и занимающих места на берегу побережья Флориды, шоссе и гостиниц — и не предложат НАСА возможность запустить Атлантис в течение нескольких дней, начиная с 11 июля — в случае задержки запуска.

источники: NASA, universetoday.com

---------------------------------------------------------------------------------------------

25 июня 2011

Космические исследования

8 июля в свой финальный полет отправится космический челнок "Атлантис". По его завершении NASA закрывает свою программу полетов в космос на кораблях этого типа

фото А. Соловьев, Н. Бударин, 1995

  • За 26 лет эксплуатации в 32 полетах он провел в космическом пространстве 293 дня (293 дня, 18 часов, 29 минут, 37 секунд), пролетел 120 650 907 миль (≈ 194 127 310 км), совершил 4 648 оборотов вокруг Земли;

  • На его борту летали 203 человека из разных стран;

  • 4 мая 1989 (миссия STS-30) с борта "Атлантиса" на траекторию 15-месячного путешествия к Венере и ее изучения был запущен межпланетный зонд "Магеллан" (Magellan);

  • 18 октября 1989 (миссия STS-34) с борта "Атлантиса" для изучения Юпитера был запущен межпланетный зонд "Галилео" (Galileo);

  • Atlantis 7 раз состыковывался со станцией "Мир" (Россия).

    Первая стыковка с шаттлом "Атлантис" (STS-71) состоялась 29 июня 1995.
    Впервые на орбитальную космическую станцию (ОКС) "Мир" американцами были доставлены российские космонавты Анатолий Соловьев (командир) и Николай Бударин (бортинженер) — члены 19-й основной экспедиции (ЭО-19) на станции "Мир".
    4 июля 1995 (в день Независимости США) эти космонавты временно отстыковали транспортный корабль "Союз ТМ-21" от нее, сделали этот снимок (здесь показан его фрагмент) и запечатлели расстыковку шаттла со станцией. Этим полетом "Атлантиса" была доказана возможность стыковок шаттлов с орбитальными космическими комплексами.
    Полноразмерный снимок (3000×2400 px) можно посмотреть здесь
    (Photo credit: NASA).

  • 11 раз шаттл использовался для доставки на Международную косическую станциию (ISS) блоков, сегментов и технического оборудования для ее сборки;

  • С помощью "Атлантиса" были развернуты 14 спутников

  • 11 мая 2009 "Атлантис" участвовал в последнем техническом обслуживании Космического Телескопа Хаббл (КТХ) на его орбите

Источники: ru.wikipedia.org, Flight of Atlantis (OV-104) (PDF 471 Кб) и др.

Примечание:

Сыромятников Владимир Сергеевич
Сыромятников В.С.

Унифицированные стыковчные узлы для американских шаттлов были созданы под руководством выдающегося конструктора, основоположника советской космической стыковочной техники, доктора технических наук, профессора Владимира Сергеевича Сыромятникова (1933-2006). Он был действительным членом Российской академии космонавтики и Международной академии астронавтики, в мае 2006 года был избран членом-корреспондентом Российской академии наук.

Его Андрогинный Переферический Аппарат Стыковки (АПАС-75) для стыковки советских и американских космических кораблей начал разрабатываться во второй половине 1971 года и прошел успешную обкатку во время исторического Экспериментального Полета "Аполлон" — "Союз"(ЭПАС) 17-19 июля 1975 года.

В дальнейшем этот аппарат дорабатывался для стыковочных узлов космического корабля "многоразового использования" "Буран" (CCCP) и орбитальной космической станции "Мир" (АПАС-89), а на шаттлах, Международной Космической Станции и ATV — Automated Transfer Vehicle — автоматических грузовых космических кораблях Европейского космического агентства (ESA) сейчас используется версия АПАС-95, опробованная в 1995 на "Атлантисе" в миссии STS-71.

Источники: В.С. Сыромятников "100 рассказов о стыковке и о других приключениях в космосе и на Земле. Часть 2: 20 лет спустя", М., Логос, 2008
ru.wikipedia.org

---------------------------------------------------------------------------------------------

20 июня 2011

На двух самолетах Т-38 экипаж шаттла "Атлантис" прибыл в Космический Центр Кеннеди во Флориде для тренировок и подготовки финальной миссии (STS-135) космических кораблей многоразового использования NASA

На снимке во время встречи с представителями СМИ слева направо:
специалист по программе полета Сэнди Магнус (Sandy Magnus), пилот Дуг Харлей (Doug Hurley), командир Крис Фергюсон (Chris Ferguson) и специалист по программе полета Рекс Волхейм (Rex Walheim).
Старт "Атлантиса" намечен на 8 июля

credit: NASA TV

источники: The Final Space Shuttle Mission: STS-135, видео (11:13)

---------------------------------------------------------------------------------------------

3 июня 2011

1 июня шаттл "Атлантис" установлен на стартовой площадке

Во время посадки шаттла "Индевор" на стартовую площадку 39A с помощью специального гусеничного тягача выкатывали космический челнок "Атлантис", старт которого намечен на 8 июля.


credit: NASA TV


credit: NASA TV


credit: NASA TV

Командир "Атлантиса" Христофер Фергюссон присутствовал на всех этапах вывоза и установки своего корабля.

Общее время транспортировки из цеха вертикальной сборки и установки шаттла на стартовую позицию составило примерно 7 часов. Расстояние от здания вертикальной сборки до стартового стола равно 3,4 мили (≈ 5,7 км)


credit: NASA TV

"Атлантис" установлен на стартовой площадке LC-39A Космического центра Кеннеди для его дальнейшей подготовки к историческому полету, завершающему эпоху космических челноков (Space Shuttle) NASA.

Историческая миссия STS-135 возложена на экипаж из четырех астронавтов:

Кристофера Фергюсона (Christopher J. Ferguson) (в центре справа) – командир; Дугласа Харлея (Douglas G. Hurley) (в центре слева) – пилот; Рекса Уолхейма (Rex J. Walheim) и Сандры Магнус (Sandra H. Magnus) – специалистов миссии.

Image credit: NASA

______________________________________________________________

Ссылки по теме:

 


© Александр Коваль
2004-2016

Главная • Карта сайта