Выступления академика Б.Е. Чертока

на XXIV Планетарном конгрессе АУКП 5 сентября 2011 года

и пресс-коференции в РИА Новости 1 сентября 2011

 

 

С 5 по 9 сентября 2011 года в Москве состоялся XXIV Планетарный конгресс Международной Ассоциации участников космических полетов (Association of Space Explorers — ASE).

«Он всех позвал нас в космос», сказал о Юрие Гагарине лунный первопроходец астронавт Нейл Армстронг. Эта фраза  стала девизом его участников. Свыше 150 космонавтов и астронавтов из 35 стран мира в течение недели обсуждали вопросы строительства Международной космической станции, безопасности полетов и исследования Вселенной, а также перспективные программы национальных космических агентств.

Почетным гостем конгресса стал патриарх отечественной космонавтики Борис Евсеевич Черток. Правая рука главного конструктора Сергея Королева. На следующий год (1 марта 2012) Борис Евсеевич будет праздновать свое столетие.

Проблема, которую затронул академик, касалась пилотируемой космонавтики.  Сегодня все чаще звучит вопрос, а надо ли вообще человека отправлять в космос, когда есть автоматы?


кадр телеканала Россия 24

Выступая в первый день работы 24-го Планетарного Конгресса АУКП, академик РАН Борис Черток твердо заявил, что "пилотируемая космонавтика должна существовать и будет существовать".
Как отметил ученый, после экономического кризиса космические государства задумываются над необходимостью пилотируемой космонавтики.

«Если сказать честно, открытия, которые последнее время делают в фундаментальной науке, делают не космонавты, а ученые, благодаря автоматам». Такими приборами и обсерваториями, как "Хаббл", "Кеплер" и им подобными.

По мнению Бориса Евсеевича новый вектор пилотируемой космонавтики – это строительство базы на Луне, где одними автоматами не обойтись. Луна должна стать еще одним континентом землян. Б.Е. Черток предложил рассмотреть этот вопрос с позиции стратегии развития всей космонавтики. "Одной из стратегических задач является превращение Луны в базу, позволяющую разрабатывать ее ресурсы и строить на ней научные обсерватории", - считает академик.

«Поэтому пилотируемая космонавтика есть и будет существовать», - сказал он.
Начать  лунную стройку необходимо в ближайшие десять лет. Ресурсов и накопленного опыта у современной космонавтики вполне хватает.

Опыт космонавтов и астронавтов, побывавших в космосе, показывает, что они могут работать там в качестве монтажников, ремонтников, сборщиков самой сложной аппаратуры. И в перспективе решающее значение пилотируемая автоматика сыграет именно для строительства базы на спутнике Земли. "В процессе создания необходимых баз и жизненных условий на Луне не обойтись без активного участия человека", - отмечает ученый. По его словам, "строить большую конструкцию чисто автоматически, без участия человека, можно, но человек во много раз повышает надежность использования таких больших и сложных сооружений".
Борис Черток верит, что присоединение Луны к Земле - дело времени. "Вскоре появится еще одна часть света - Луна", - заявляет ученый.

По материалам Роскосмоса и ИТАР-ТАСС

 

 

Пресс-коференция в РИА Новости 1 сентября 2011 года

 

Академик РАН, д-р технических наук Борис Евсеевич Черток дал ответил на вопросы в РИА-Новости 1 сентября 2011
Академик Б.Е. Черток. Фото РИА Новости

Космическая отрасль России всегда была и остаётся гордостью нашей промышленности. Однако последнее время неудачи и катастрофы идут одна за другой: крушение космического корабля "Прогресс", невыход самых современных спутников на запланированную орбиту. Каково будущее отечественной космической отрасли? С чем связаны неудачи последнего времени? На чём базировалась мощь космической промышленности в советское время, и что изменилось сегодня? Как легендарный учёный и конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва, академик РАН, доктор технических наук Борис ЧЕРТОК оценивает сегодняшнее положение космической отрасли?

 

Ответы на вопросы

Александр, Москва: Борис Евсеевич, как Вы считаете, с чем связаны неудачи нашей космической отрасли (крушение космического корабля "Прогресс", невыход нескольких спутников на запланированную орбиту) в последнее время?

Борис Черток: Что в последнее время? В космической отрасли я ничего нового, интересного пока не обнаружил. Я бы сказал, по сравнению с тем, что было раньше, в нашей космической отрасли такие внештатные ситуации, отказы очень редки. Поэтому мне представляется, что наша космическая отрасль, в части особенно пилотируемых программ добилась довольно хороших результатов, и мы имеем достаточно надежные космические корабли. Я имею в виду "Союз" и "Прогресс". И совсем неплохие, очень древние, самые, можно сказать, надежные в мире, наши носители на базе ракеты Р-7, которая в свое время обеспечила выход в космос первого в мире спутника, а затем она же обеспечила и первый в мире полет человека в космос. И если мы имеем один отказ третьей ступени на этой ракете-носителе, которая несла корабль "Прогресс", то мне представляется с точки зрения статистики и надежности ничего катастрофического нет.

Алексей, Самара: А как часто в советское время происходили катастрофы, соизмеримые масштабам крушению космического корабля "Прогресс"?

Борис Черток: В советское время аварий, катастроф было в десять раз больше. Я сам участник, так сказать, организации таких катастроф. И на моей совести, скажу в порядке самокритики, несколько очень сложных и тяжелых, правда, без всяких человеческих жертв, только за счет автоматов отказов. Вот у меня в кабинете висит панорама лунной поверхности. Так чтобы получить эту панораму и обеспечить впервые в мире мягкую посадку на поверхность Луны и посмотреть, что собой представляет лунный грунт, мы потратили восемь ракет-носителей и космических аппаратов. Потому что до этого имели непрерывные отказы. И эти отказы рассматривались на уровне Правительства. Там, в частности, на заседании военно-промышленной комиссии меня как технического руководителя собирались даже снять с работы и наказать строго. За меня заступился Сергей Павлович Королев и сказал: "Не надо сейчас никого наказывать, идет процесс познания, идет процесс освоения космического пространства. Я вам обещаю, что следующая посадка даст нам панораму лунной поверхности". И действительно следующий пуск оказался благополучным, и эта панорама ныне украшает мой кабинет.

Ольга Смирнова: Есть ли у современной космической отрасли ресурсы для того, чтобы вообще исключить катастрофы и внештатные ситуации, подобные крушению "Прогресса" и невыходам спутников на орбиту?

Борис Черток: Прежде всего, наша космическая отрасль должна разработать или для нее кто-то на самом высоком для страны уровне, будем говорить так, обязан разработать стратегию развития, что является сегодня в космической отрасли основным главным определяющим, на что надо направлять основные средства. Я не говорю о заказах Министерства обороны, оно само обязано в этом деле разбираться, может быть, лучше меня. Но стратегия должна быть разработана и утверждена на высочайшем уровне политического руководства страны. И Президент, и Премьер-министр обязаны разобраться в том, на что способна сегодня наша космическая отрасль, обсудить с учеными, в частности с Академией наук, которую, к сожалению, перестали по-серьезному привлекать к космическим программам. Разработать такую стратегию и под эту стратегию, утвержденную на высочайшем уровне, также как мы утверждаем стратегию, скажем, развития здравоохранения, давать соответствующие средства из бюджета, контролировать расход, и спрашивать соответственных лиц. Причем, стратегия не должна подыгрывать под какую-то одну личность. Пришел к руководству новый чиновник, и новые программы. Сменили чиновника – давайте новые программы. К черту! Должна быть государственная стратегия, государственная политика. И ее, кстати, в части, не связанной с секретами государственной тайны, надо открыть народу. И надо увлечь, особенно молодое поколение, этим направлением. В частности, с моей точки зрения, основная задача, которая лежит перед космонавтикой и пилотируемой космонавтикой в особенности, это присоединение Луны к земной цивилизации. Также как мы имеем Европу, Азию, Южную и Северную Америку, Австралию и так далее. Должна быть еще одна часть света – Луна. И вот присоединение Луны к Земле, но, конечно, средствами космическими, одна из таких, с моей точки зрения, стратегических задач. Но все это должно быть соответствующим образом обсуждено и принято на высшем политическом уровне.

Андрей: На чём базировалась мощь космической промышленности в советское время, и что изменилось сегодня?

Борис Черток: Основная беда сейчас в промышленности, не только космической, но и всякой, что страна, которая некогда говорила, что она является страной диктатуры пролетариата, потеряла пролетариат. Никто не хочет быть квалифицированным рабочим. Все молодые хотят быть менеджерами, дельцами, короче говоря, стоять у станка никто не желает. Мы сейчас имеем страшный дефицит квалифицированной рабочей силы. Пока работает большое количество пенсионеров. Они пока стараются. Но вот-вот, год, другой, третий, и физиология возьмет свое. Молодежь не желает стоять у станков. И то, что раньше, когда я был еще совсем молодым, считалось очень престижным, когда я в анкете писал социальное положение рабочий (я был электромонтером), я чувствовал себя аристократом. Сейчас назвать себя рабочим никто не желает. Это позор какой-то! Какой может быть рабочий? Я должен находиться в банке или где-то еще, наверху быть чиновником, который вершит судьбы энного количества людей, но никак не хочу работать, что необходимо действительно сегодня нашей технологии, в том числе и космической.

Мария Дмитриева, Волгоград: Как Вы считаете, современные темпы развития отечественной космонавтики достаточны для выхода России на лидирующие позиции в этой отрасли?

Борис Черток: Нет, не достаточны. Мы затрачиваем на космонавтику примерно в десять раз меньше того, что тратят Соединенные штаты. Надо отдать должное руководству Соединенных штатов, и старому, и новому при Обаме, они тратят огромные средства на открытие всего нашего мира, в том числе и на дистанционное зондирование Земли. И получают, я бы сказал, результат в виде новых фундаментальных достижений и открытий. Мы это делаем в очень ограниченном количестве. У нас для этого не выделяется достаточного количества бюджетных средств, или их просто нет. Надо было бы из того, что наши олигархи вкладывают в нефть и на чем держится наша экономика, вкладывать бы и в развитие космической науки, космических технологий, космической техники.

Дмитрий, Москва: Кто, на Ваш взгляд, в ближайшие годы будет лидером в освоении космического пространства?

Борис Черток: Кто будет лидером? Кто будет лидером в освоении космического пространства, смотря, в какой период. Временно получилось так, что с прикрытием полетов американских шаттлов, я говорю о пилотируемой космонавтике, мы остались единственными (там Китай тоже кое-что делает), кто выводит человека в космос. В ближайшее время Соединенные штаты создадут свой новый пилотируемый корабль и станут снова лидерами. Но на это им потребуется лет пять. А все, что касается научных космических аппаратов, аппаратов, исследующих Вселенную, в том числе и нашу Землю, которая представляет собой исключительное явление во всем мировом пространстве, доступном нашему обозрению, тут пока лидируют Соединенные штаты. Я думаю, что они своего лидерства, наверное, нам в ближайшее время и не отдадут.

Андрей Власенков: Как долго будет длиться российская монополия на пилотируемые космические полеты?

Борис Черток: Вероятно, во-первых, нас будет догонять Китай. Но ему на это лет пять-шесть еще надо, чтобы иметь надежные носители и, соответственно, надежные космические аппараты. И лет через пять-шесть, вероятно, и американцы. Они, кстати, привлекли к этому очень большой частный капитал, коммерческий капитал. Создадут тоже свои пилотируемые программы и корабли. Так что мне представляется, что монополия на пилотируемые пуски у нас будет так еще примерно четыре-пять лет.

Антон, Тверь: Есть ли смысл России создавать свою национальную орбитальную космическую станцию, наподобие МКС?

Борис Черток: Если американцы перестанут и не захотят больше сотрудничать в области международной космической станции, которая, кстати, более-менее, как я понимаю, исчерпала свои возможности с точки зрения научных исследований, ибо там основное время экипажа уходит на то, чтобы поддерживать ее в достойном состоянии, она очень сложная и большая. И космонавты на этой станции тратят очень много сил и времени на то, чтобы просто ее все время ремонтировать, дорабатывать и так далее. То надо иметь хорошую научную орбитальную станцию, вероятно, размерами порядка нашего утопленного в океане "Мира". И он сможет дать при соответствующем оборудовании его научными приборами, достаточно хорошую отдачу для фундаментальных наук.

Тимур: Как Вы считаете, на что нужно сделать основной уклон для положительного быстрого развития отечественной космонавтики?

Борис Черток: Отечественная космонавтика нуждается, прежде всего, в выработке генеральной стратегической линии. Должна быть ясна ее перспектива, достаточно авторитетно и свободно опубликованная и всем доступная, и все должны ее знать. И надо разработать такую программу, чтобы ею можно было увлечь не десяток и не сотню молодых специалистов, энтузиастов. А тысячи, как это было еще при советской власти, хотя тогда присваивали проблемы секретности. Сейчас их практически нет. Я бы считал, что такой стратегической задачей должна являться многолетняя программа присоединения Луны к земной цивилизации. И Луна должна стать такой же частью света для нас, как Австралия, Южная и Северная Америка и так далее. И вот для этого нужны все виды космонавтики, и пилотируемой, и беспилотной, и на этой базе можно разработать очень много интересных, увлекательных, необходимых и другим отраслям технологий.

Иван: Планируется ли использовать в космической отрасли более экологичные виды топлива?

Борис Черток: А я не считаю, что там какое-то сильно грязное топливо. И поэтому поводу мне думается, что тут особых работ проводить не надо. Потому что использован для вывода в космос кислород и керосин, с точки зрения экологии лучше ничего не придумать. Кислород абсолютно безвреден для человека. Керосин в том или ином виде, там от многих вопросов зависит, тоже заменять нечем. А "Протон", он действительно пользуется экологически опасными компонентами. Но это только на участке выхода в космос. Задача не в том, чтобы заменять топливо, а задача в том, чтобы сделать полеты особо надежными. Если будут безотказные, активные участки, то есть участки выхода и вывода в космос космических аппаратов, то и с экологией будет все в порядке.

Источник: РИА Новости

Справка:

Академик Борис Евсеевич Черток — создатель отечественной школы управления космическими аппаратами.
Вот уже более полувека движением почти всех отечественных кораблей, спутников, станций и на орбите и выше, в космической пустоте, — управляет конструкторская мысль Чертока. И все эти «полвека» Чертока знали «только в лицо». Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Он написал книгу «Ракеты и люди» — четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики — о том, как и кем она создавалась. Осведомленность автора и его феноменальная память поразили даже наших бывших соперников по космической гонке. НАСА переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» — настольная книга специалистов Американского космического агентства.

Тексты Б.Е. Чертока на Осиктакане:
Космическая эра. Прогноз до 2101 года, также здесь и здесь

 

 


© Александр Коваль
2004-2016

Главная • Карта сайта