(23 сообщений за период с 10 февраля 2013 по 12 сентября 2013)

на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8

12 сентября 2013

Voyager 1 вошёл в межзвездное пространство

Таким образом, он стал ПЕРВЫМ космическим аппаратом в современной истории, который [практически] покинул Солнечную систему и продолжает работать. Специалисты считают, что ещё минимум 10 лет будут получать от него данные об окружающей среде...

Нажав слово Click на картинке, попадете на страницу JPL. Credit: jpl.nasa.gov

"Сегодня мы узнали, что космический аппарат Вояджер-1, запущенный 36 лет назад для исследования в планетарных системах Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, около года назад [25 августа 2012] вышел за пределы защитного магнитного пузыря, созданного нашим Солнцем, и теперь, наконец, [начинается] парусный спорт в открытом море межзвездном пространстве.

Каролина Поркр (Carolin Porco) Кадр: BBC TV 26 февраля 2013

Доктор Каролина Порко является одним из ведущих ученых планетологов в мире и работала в Группе обработки изображений Voyager-1.
Она помогла Карлу Сагану (Carl Edward Sagan) в создании знаменитого Портрета Земли от Вояджера "Pale Blue Dot" [Голубая Точка], когда зонд вышел за орбиту Нептуна в 1990 году.

Это событие огромного исторического значения, и я его участник", сказала Каролина Порко [одна из участников проекта Voyager] в интервью BBC, она высказала личную точку зрения на это событие".

Сейчас она, ветеран [планетологи], размышляет о том, что значит видеть, наконец, этот скачок в межзвездное пространство.

"Такое событие происходит в первый раз в человеческой истории только один раз. И как говорится в сегодняшней публикации в журнале Science [Наука], это случилось прошлым летом.

Voyager был миссией мифических размеров, со всеми элементами гомеровской легенды, и мне несказанно повезло, что я была её частью. Тогда я была молода, прямо из аспирантуры, и так или иначе оказалась связана с командой изображений, участвующей в самых больших путешествиях и научных исследований, когда-либо предпринятых человечеством. Это был определяющий опыт в моей молодой карьере.

Те ранние воспоминания с широко раскрытыми от удивления глазами, я была одной из первых людей, когда-либо видевших в ярких деталях планетные системы Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, и чувства привилегий и гордости за участие в таком глубоком смысле исторических решений в предприятии, никогда не оставляли меня. [...]

Даже сегодня — особенно сегодня — когда мы отмечаем наш новый официальный статус межзвездных исследователей, я чувствую, как будто бесстрашный маленький кораблик перевозит часть меня, и вас вместе с ним, так как он начинает своё бесконечное путешествие по всей Галактике и среди звезд.

И из-за этого мы, жители Земли, наконец прибыли в двери вечности. [...]

Читайте полностью на bbc.co.uk

В 1972 году доктор Эдвард Стоун (Dr. Edward C. Stone) стал одним из разработчиков и руководителей проекта Voyager.

Credit: jpl.nasa.gov /NASA TV

"12 сентября 2013 г. руководители проекта американской межпланетной станции Voyager 1 официально объявили о выходе космического аппарата в межзвездное пространство. Произошло это более года назад, 25 августа 2012 г., однако потребовалось больше года, чтобы получить надежные подтверждения случившегося". Дополнительные подробности в НК (от 12 сентября 2013)

На иллюстрации показаны расстояния Солнечной системы в перспективе. Масштаб в астрономических единицах (1 а.е.), расстояния между точками в 10 раза больше предыдущего расстояния. Одна астрономическая единица (AU) — это расстояние от Солнца до Земли, что составляет около 150 миллионов километров. Расстояние Нептуна, самой далекой планеты от Солнца, составляет около 30 AU.

Credit: jpl.nasa.gov здесь можно посмотреть эту илл. в размере 5432×3025 px

Неформально, термин "солнечная система" часто используется для обозначения пространства до последней планеты. Научный консенсус, однако, говорит, что в Солнечную систему входит облако Оорта, источник комет, которые совершают колебательные движения к нашему Солнцу [и обратно] на больших временных масштабах. За внешним краем облака Оорта, сила тяготения других звезд начинает доминировать над тяготением Солнца.

[1 астрономическая единица, сокращенно 1 а.е. или 1 AU = 149 600 000 км]. Внутренний край основной части облака Оорта расположен на расстоянии 1 000 а.е. от Солнца.
Внешний край, по оценкам, около 100 000 а.е..

Для зонда NASA Voyager 1, самого дальнего космического корабля человечества, это расстояние составляет около 125 AU от Земли. Ученые считают, что Voyager вступил в межзвездное пространство 25 августа 2012 года. Большая часть межзвездного пространства находится внутри нашей Солнечной системы.

Voyager 1 потребуется около 300 лет, чтобы достичь внутреннего края Облако Оорта и, возможно, около 30 000 лет, чтобы вылететь за его пределы.

Источники: bbc.co.uk, jpl.nasa.gov, voyager.jpl.nasa.gov

10 сентября 2013

Зонд LADEE находится на эллиптической орбите вокруг Земли и проходит проверку перед началом своего полёта к Луне

Credit: NASA

После проверки некоторых устройств защиты от ошибок, специалисты Исследовательского центра NASA (Ames Research Center) в Калифорниb, успешно завершили начальную фазу проверки систем [зонда], и пока все выглядит хорошо.

Эта проверка включала все службы наземных станций, осуществляющих сопровождение и контроль полёта [LADEE]. Двигательная установка также была активизирована для придания необходимого импульса, чтобы синхронизировать вращение корабля двигателями и приведения их к номинальному режиму.

Зонд LADEE в настоящее время находится на эллиптической орбите вокруг Земли, высотой приблизительно 260 000 км. Специалисты теперь вступили в расширенную фазу проверки, включая навигационные характеристики и настройку бортовых систем управления.

Космический корабль был в самом высокой точке текущей орбиты (апогей) в 9:30. PDT во вторник
10 сентября. Высота понизится, при перемещении к самой близкой точке от Земли (перигей) в 9:38. PDT в пятницу, 13 сентября, где будет включен двигатель, чтобы повысить орбиту LADEE.

LADEE сделает еще два оборота по эллиптическим орбитам, пока она не будет подведена к Луне, для ее начальной вставки на лунную орбиту (LOI-1) в воскресенье 6 октября.

LOI (Lunar Orbit Insertion) — одна из самых критических фаз полёта, потому что без неё мы не войдём в лунную орбиту. [...]

7 сентября 2013

Астрономия. Планетология

Ракета "Минотавр-5", стартовавшая в субботу с космодрома на острове Уоллопс (Wallops Island), штат Вирджиния на восточном побережье США, успешно вывела лунный зонд LADEE на околоземную орбиту.

<--->
Через 23 минуты после запуска, который произошел, как планировалось 7 сентября в 07:27 мск (03:27 UTC), аппарат отделился от пятой ступени ракеты и отправился в самостоятельный полет.

Это был первый полет новой ракеты "Минотавр-5" (Minotaur V), созданной корпорацией Orbital, а также первый запуск аппарата за пределы околоземной орбиты с космодрома на острове Уоллопс (Wallops Island).

Фото запуска ракеты Minotaur V с зондом LADEE можно посмотреть здесь

Инфографика РИА Новости о зонде LADEE

Источник: РИА Новости

6 сентября 2013

Зонд NASA LADEE проведёт исследование тончайшей "атмосферы" Луны

Credit: NASA

Космический аппарат LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer) (Исследование атмосферы и окружающей Луну пыли — в свободном переводе) после запуска 6 августа 2013 года с помощью ракеты-носителя Minotaur V, проверит системы и выйдет на требуемую, почти круговую орбиту на высоте около 50 км над поверхностью Луны. Проведёт на ней 160 дней.

Лунные Сумеречные лучи набросали астронавты Аполлона-17.

Еще в 60-х и 70-х годах прошлого века астронавты Аполлонов, вращаясь вокруг Луну увидел нечто, что до сих пор исследователи считают головоломкой и сегодня.

Около 10 секунд до лунного восхода или заката, бледно светящихся выбросы (стримеры) всплывали по серому горизонту. Эти "Сумеречные лучи" были засвидетельствованы членами экипажей Apollo 8, 10, 15 и 17.

Вернувшись на Землю, мы видим "Сумеречные лучи" все время, как лучи Солнца проникающие через вечерние облака и дымку. На "безвоздушной Луне" не должно быть таких лучей, но астронавты Аполлонов ясно видел их.

Иллюстрация из бортового журнала Юджина Сернана
(Eugene Andrew Cernan).
Apollo-17, декабрь 1972
зарисовки во время восходов
и закатов Солнца на Луне

Космический аппарат NASA LADEE будет искать "Сумеречные лучи" и другие тайны лунной атмосферы.
"Да, Луна имеет атмосферу", говорит Ричард Элфис (Richard Elphic),ученый проекта LADEE NASA Ames (Ames Research Center).
"Она просто гораздо более разреженная, чем у нас [на Земле]"

[Главная задача аппарата — исследование газопылевой оболочки Луны. Ее давление в триллионы раз меньше нормального атмосферного давления на Земле. Если в одном кубическом сантиметре земной атмосферы находится десятки триллионов молекул, то в лунной — около 10 тысяч. Примерно такую же плотность имеет земная атмосфера на высоте орбиты МКС, то есть на высоте около 400 километров. В этом самом внешнем слое земной атмосферы, который называется экзосферой, молекулы газов почти не взаимодействуют друг с другом.

Лунная газовая оболочка состоит в основном из атомов гелия, захваченных из солнечного ветра, атомов аргона, натрия и некоторых других элементов, возникающих при распаде радиоактивных веществ в лунном грунте, а также "выбитых" из него ударами микрометеоритов и заряженных частиц, сообщает РИА Новости.]

Атмосферы Луны настолько тонка — примерно в десяти тысяч миллиардов раз менее плотная, чем атмосфера Земли — так что при хорошее чихание вырывающееся через нос, как ураган, "Лунный воздух" является паутинкой из смеси Аргона-40, который просачивается из [лунной почвы] за счет радиоактивного распада в лунных недрах, а также таких элементов, как Гелий, Натрий и Калий, распыляемых с поверхности Луны солнечным ветром и микрометеоритами.

Полярные сияния не возникают от пыли, поднимаемой ногами, ни один из этих газов не появляется в достаточном количестве, однако, объясняются Сумеречными лучами. "Мы чего-то не понимаем", говорит Элфис.

Ричард Элфис
(Dr. Richard Elphic)

Недостающей частью может быть пыль. Когда солнечный свет падает на Луну, солнечная ультрафиолетовая радиация электризует незащищенные слоя почвы, что может заставлять легкие частицы лунной пыли подниматься над поверхностью и [вкрапливаться] в газы уже там.
«Эти электрически заряженные частицы пыли может быть [тем], что видели астронавты", говорит Элфис.

В экспериментах с Лунной пылью LADEE будет собирать и анализировать пыли в атмосфере спутника для проверки этой гипотезы.

Исследователи дали специальное название для атмосферы Луны, как фантастически тонкой экзосферы. На Земле плотность молекул в воздухе высока, они постоянно сталкиваясь друг с другом, распространяют давление и тепло во всех направлениях. В экзосфере, однако, молекулы настолько далеко находятся друг от друга, что они редко сталкиваются.

"Вместо этого, натыкаясь друг на друга, говорит Элфис, они врезаются в лунную поверхность". Молекулы [лунного] воздуха вступления в контакт с лунной пылью, [и] как ожидается, немного задерживаются, прежде чем снова двигаться дальше. <...> В любой момент миллионы молекул могут прыгать как кролики через каждый квадратный сантиметр лунного рельефа.

[Приборы регистрирующие] ультрафиолетовый, видимый свет, и масс-спектрометр на борту LADEE будут считать присутствующие молекулы, и определять, как они себя ведут.

"Пылевые газовые смеси атомов и молекул в лунной атмосфере, несомненно, обладают чужеродными свойствами, которые наш опыт на Земле не позволяет предвидеть", говорит Элфис.

Чтобы выяснить это, LADEE будет работать до 15 апреля следующего года, закатные цвета тени Земли не окрасят Луну во время лунного затмения. Это будет грандиозный вид с Земли, но [принесет] плохие новости для LADEE. Космический аппарат [работает] от солнечных батарей и требует солнечного света для их зарядки. Затмение может закончить миссию.

"Текущий план, говорит Элфис, существует до затмения, затем космический аппарат [будет направлен] на поверхность Луны для удара о ее поверхность, что позволит нам получить новые знания. Мы будем принимать данные до самого конца".

Миссия расcчитана на 160 дней, из которых последние 100 дней — активная работа на орбите Луны.

Источники: Инфографика NASA о миссии LADEE,
Миссия NASA для изучения Таинственных лунных Сумеречных лучхей,
Сайт миссии LADEE,
Видео NASA, поясняющее миссию LADEE (4:03),
Хорошая статья на РИА Новости,
Статья о 40-летии полета Аполлона-17 на Луну,
Ещё один полезный источник

28 августа 2013

SDO NASA распутывает движения внутри Солнца

Инструменты SDO [позволяют] показывают двухуровневые системы циркуляции внутри Солнца. Такое обращение связано с [глобалным] переворотом северног и южного магнитных полюсов Солнца, что происходит приблизительно каждые 11 лет.

Image Credit: Stanford

С помощью инструмента Гелиосейсмических и Магнитных Изображений (Helioseismic and Magnetic Imager или HMI) на Солнечной Динамической Обсерватории (SDO NASA), ученые изменили прежние понятия о том, как корчатся внутренности Солнца при переходах от экватора до полюса и обратно, что является ключевой частью понимания того, как работает [солнечное] динамо. Моделирование этой системы также лежит в основе улучшения предсказания интенсивности следующего солнечного цикла.

Используя SDO, ученые видят взрывы и фонтаны происходящие на поверхности Солнца. Это позволяет [определить] интенсивность и величину выбросов солнечного материала в атмосферу [Солнца]. Темные пятна, называемые солнечными пятнами, растут, объединяются и исчезают, путешествуя по солнечной поверхности. Яркие петли из заряженных частиц — захваченные магнитными полями, танцуют вокруг Солнца — парят в его атмосфере.

Этот динамический дисплей все время работающий в сложных, постоянно меняющихся магнитных токах внутри Солнца, называют ДИНАМО.
[Глобальная] магнитная система переворачивается примерно каждые 11 лет, переключая магнитные полюсы севера и юга. Этот процесс является неотъемлемой частью перехода Солнца к вершине солнечной активности, известной как солнечный максимум.

Филип Шеррер
(Philip Scherrer)
Credit: news.stanford.edu

«На протяжении десятилетий люди знали, что солнечный цикл зависит от потока [солнечного] материала к полюсу и от изменения магнитных полей от одного [солнечного] цикла к другому", говорит Филип Шеррер, главный исследователь HMI (Helioseismic Magnetic Imager) Стэнфордского университета (Стэнфорд, штат Калифорния).
"Мы заметили это и полагаем, что результаты наблюдений [изменения] картины [таких] течений в 1990-х имеют несколько другой смысл".

С середины 1990-х годов исследователи наблюдали движение внутри Солнца, используя технику, называемой гелиосейсмология. Данная методика использует тот факт, что точка наблюдения движется через Солнце туда и обратно, совершая колебания с [периодом] примерно пять минут. Такие волны похожи на сейсмические волны, которые распространяются под землей во время землетрясения. Путем мониторинга колебаний, видимых на поверхности Солнца, ученые могут собирать информацию о материале, через который волны проходят, в том числе и то, из чего состоит материал и как быстро и в каком направлении он движется.

Источник: NASA
материал Karen C. Fox (NASA's Goddard Space Flight Center, Greenbelt, Md.)

Хорошую статью о «двухэтажных» конвективных потоках внутри Солнца читайте на lenta.ru

8 августа 2013

Астрономия. Солнце

Глобальное магнитное поле Солнца скоро изменит свою полярность

Произойдет это в течение ближайших трех-четырех месяцев. Но бояться нечего, потому что в действительности изменения [направления] магнитного поля Солнца происходят регулярно, примерно каждые 11 лет.

Разворот магнитного поля Солнца происходит на пике каждого цикла солнечной активности, когда внутреннее магнитное динамо Солнца переориентирует себя.

Когда происходит [такое] изменение, то магнитное поле ослабевает, убывая до нуля прежде, чем появиться снова с обратной полярностью.

Астрономы Солнечной Обсерватории Уилкокса (Wilcox Solar Observatory — WSO) проводят ежедневный мониторинг глобального магнитного поля Солнца.

Данная инверсия [разворот М-поля Солнца] не создаст никаких катастрофических последствий, сказал Тодд Хоексема (Todd Hoeksema) (на снимке WSO слева), специалист в области солнечной физики, директор WSO Стэнфордского университета, который контролирует полярные магнитные поля Солнца. “Это изменение [полярности Солнца] создаст волновые эффекты всюду по Солнечной системе,” сказал он.

Во время полевых разворотов, токовый слой становится очень волнистым, и, так как Земля вращается вокруг Солнца, мы опускаемся из текущего слоя в следующий. Это означает, что мы можем увидеть изменения в космической погоде, возрастание солнечных бурь, сильно влияющих на Земли. Таким образом, можно ожидать увеличение полярных сияния в нашем ближайшем будущем.

"Северный полюс Солнца уже изменил знак, а южный полюс мчится, чтобы догнать", сказал Фил Шеррер (Phil Scherrer), другой специалист по солнечной физике из Стэнфорда (на снимке слева). "Вскоре, однако, оба полюса поменяются местами, положив начало второй половины солнечной максимума".

Текущие полости гелиосферы [спираль Паркера (Eugene Parker)] в представлении художника Вернера Хейла (Werner Heil).
Credit: wso.stanford.edu

Проф. Юджин Ньюмен Паркер
(Eugene Newman Parker),
Фото 2007

Токовые слои в гелиосфере разделяют области солнечного ветра, в которых магнитное поле расположено ближе или дальше от Солнца. Сложная полевая структура в фотосфере упрощается с увеличением высоты в короне, пока единственная линия не отделит эти две полярности приблизительно в 2,5 солнечных радиусах.

Эта [силовая] линия вытягивает радиальную [составляющую ускорения] солнечного ветра с образованием поверхности похожей на показанные в этой идеализированной картине. Поверхность искривлена, потому что основная магнитная структура меняется каждые 27 дней [вместе] с Солнцем.

Для материала в солнечном ветре, движущегося вблизи токового слоя со скоростью 400 км/с, чтобы выйти на орбиту Юпитера такой процесс занимает около 3 недель, как показано здесь. В действительности поверхность становится все более искаженной из-за изменений в скорости солнечного ветра вдоль поверхности и других динамических эффектов, происходящих в межпланетной среде.

Джон М. Уилкокс
(John M. Wilcox)
Credit: wso.stanford.edu

Форма токового слоя обычно развивается медленно — в течение нескольких месяцев — как крупномасштабные структуры М-поля Солнца изменяются в ответ на возникновение и распад активных областей на Солнце. Корональные выбросы массы часто временно нарушают фоновый рисунк, но иногда изменения являются постоянными.

Профессор Джон М. Уилкокс (John M. Wilcox) (1925–1983) был одним из первооткрывателей гелиосферного токового слоя и многое сделал для развития нашего понимания его в течение 1960-х и 1970-х. Для создания этой картины он работал с художником NASA Вернером Хейлом (Werner Heil).

<--->

Когда ученые в области солнечной физики рассуждают о развороте солнечного поля, то их разговор часто концентрируется на "текущем слое". Текущем слой расположен на поверхности выступающей наружу от солнечного экватора, где медленно вращающееся магнитное поле Солнце индуцирует электрический ток.

Сам ток [переменный] мал, и составляет одну десяти-миллиардную долю Ампера на квадратный метр
(10−10 А/м2), но из этого следует многое: такой силы ток протекает миллиарды километров через область 10 000 км толщиной, электризуя всю гелиосферу образованную вокруг этого огромного слоя.

Изменение [разворот] Магнитного потока Солнца через солнечный цикл
Credit: Ian O’Neill

Космические лучи также затронуты [этим процессом]. Эти высокоэнергичные частицы, ускоренные до почти световой скорости [образованы] вспышками сверхновых звезд и других жестоких событий в Галактике. Космические лучи представляют опасность для астронавтов и космических зондов, а некоторые исследователи говорят, что они могут влиять на облачность и климат Земли. Токовый слой действует как барьер, отклоняя космические лучи, когда они пытаются проникнуть внутрь солнечной системы. Хорошей новостью является то, что волнообразный слой действует как лучший щит против этих энергичных частиц из глубокого космоса.

Ученые говорят, что северный и южный полюса Солнца уже достаточно далеко продвинулись и, теряя свою полярность, меняются местами.

Источники: wso.stanford.edu, universetoday.com, ru.wikipedia.org

6 августа 2013

Исполнился 1 год успешной работы марсохода Curiosity NASA

Credit: jpl.nasa.gov

1 августа 2013, за 5 дней до первой годовщины посадки марсохода на Марсе, общее расстояние пройденного им пути составило [чуть более] одну милю (1,05 миль) (1 миля = 1 686 метра).

Credit: NASA

Эта карта местности, где оставил свои следы Curiosity ('Любопытство') пройдя между точкой посадки в "Bradbury Landing" и позицией, достигнутой им по истечении 351 дня [своего путешествия по Марсу]. Смотреть в полном размере

Сравнительные размеры американчких марсоходов

Инженеры космических аппаратов JPL: слева — Мэтт Робинсон (Matt Robinson) и Висли Куйкендэлл (Wesley Kuykendall) — справа стоят вместе с группой автоматических станций для сравнительного масштаба трёх поколений марсоходов, разработанных в Лаборатории реактивного движения НАСА (Пасаден, штат Калифорния). Кадр сделан на полигоне «Ярд Марса» JPL.

На переднем плане слева первый макет марсохода «Соджорнер», близнец которого в рамках проекта «Mars Pathfinder» совершившего посадку на Марсе в 1997 году.

Слева находится испытательный макет «Mars Exploration Rover» —
«братьев» марсоходов «Спирит» и «Оппортьюнити», которые которые совершили посадку на Марс в 2004 году.

Справа — испытательный макет «Mars Science Laboratory», который является аналогом Марсианской Научной Лаборатории «Кьюриосити» (Curiosity), совершившей посадку на Марс в 2012 году.

«Соджорнер» и аналоги, названные по имени Марии Кюри длиной 65 см. Марсоходы проекта «Mars Exploration Rover», в том числе платформа проверки [взаимодействия с] поверхностью «Surface System Test Bed», запечатлённая на этой фотографии, длиной 1,6 метра.
Марсианская Научная Лаборатория проекта «Кьюриосити» и её платформа проверки систем аппарата «Vehicle System Test Bed» достигает в длину 3-х метров.

ru.wikipedia.org — здесь эту картинку можно посмотреть в масштабе
5723×2889 px (7,34 Мб)

На 1 августа 2013 марсоход передал свыше 190 гигабит данных, в том числе более 70 000 изображений (36 700 полноцветных изображений и 35 000 миниатюр), а его лазер выстрелил 75 000 раз по 2 000 целям. Credit: jpl.nasa.gov

25 июля 2013

Солнечный телескоп IRIS получил первые снимки нижних слоев атмосферы Солнца

Credit: NASA

Момент, когда телескоп впервые открывает свои двери представляет собой кульминацию многолетней работы и планирования — одновременно заложив основу для богатства исследования и ответов, которые ещё впереди.

Это момент волнения и, возможно, даже немного неопределенный.
17 июля 2013 года, все участники международной группы ученых и инженеров, которые поддерживают созданный в NASA [телескоп] IRIS, пережили этот момент: как космический корабль облетел вокруг Земли и открыл дверь телескопа, чтобы посмотреть в таинственный низшие слои атмосферы Солнца, и эти результаты пока являются удивительными. Данные четко и ясно показывают беспрецедентные детали этих мало наблюдаемых областей.

"Эти красивые изображения с IRIS собираются, чтобы помочь нам понять, как нижние слои атмосферы Солнца оказывают мощное влияние на множество событий вокруг Солнца", сказал Адриан Дау, ученый миссии IRIS в Годдаровском центре космических полётов NASA в Гринбелте, штат Мэриленд.
"В любое время вы смотрите на что-то более подробно, чем когда-либо видели, он [телескоп] открывает новые возможности для понимания [сложных процессов]. Там всегда есть потенциальные элементы неожиданности ". <-->

Credit: NASA

17 июля 2013 года телескоп IRIS открыл свои двери и новые возможности в изучении Солнца.

Источники: nasa.gov, страница IRIS на сайте NASA

25 июля 2013

Вид Земли во время фотографирования с орбит Меркурия и Сатурна
19 июля 2013

Лаборатория обитаемых планет (PHL) NASA из Университета Пуэрто-Рико в Аресибо опубликовала снимки Земли и Луны сделанные 19 июля зондами CASSINI и MESSENGER, и вид Земли во время этих съёмок. Очень полезно и поучительно!

23 июля 2013

Земля и Луна. Изображение получено от Casssini 19 июля 2013.

Посмотреть в размере 838×958 px

The Day the Earth Smiled: Sneak Preview (NASA Cassini Saturn Mission Image)

Увеличенное в 5 раз изображение Земли и Луны с предыдущего снимка

Credit: The imaging operations center is based at the Space Science Institute in Boulder, Colo.

Посмотреть в размере 648×600 px

[Изображения] взяты [из ряда снимков] при выполнении большой широкоугольной мозаики всей системы колец Сатурна. Изображения узко-угольной камеры были преднамеренно вставлены в последовательность [снимков] для того, чтобы [захватить] изображение Земли и Луны.

[Такой снимок], когда Cassini cфотографировал Землю изнутри тени Сатурна сделан уже во второй раз, и только в третий раз, когда наша планета была сфотографирована из внешней части Солнечной системы.

Посмотреть в размере 1799×958 px

Подобное изображение (справа) Земли и Луны, похожее на пару яркая звезд, было получено от зонда NASA MESSENGER ("Посланник") с широкоугольной камеры Двойной системы визуализации Меркурия (Mercury Dual Imaging System) на расстоянии 98 млн. км. от Земли, 19 июля 2013 .

Credit: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute and NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Carnegie Institution of Washington

21 июля 2013

Земля и Луна. Изображение получено от Casssini 19 июля 2013.

Credit: universetoday.com

21 июля 2013

Посмотреть репортаж из обсерватории на Канарских островах о фотосеансе Земли зондом Cassini можно здесь: www.youtube.com (видео 20:29).

Показана обсерватория, откуда велась трансляция, схема зонда Cassini и некоторые фотографии спуиников Сатурна.

Credit: forbes.ru

Краткая справка:
Большой Канарский телескоп Gran Telescopio CANARIAS (GTC) — оптический телескоп-рефлектор. В настоящее время он является одним из самых крупных и совершенных телескопов в мире. Его первичное зеркало, диаметром 10,4 метра, составлено из 36 шестиугольных сегментов, которые объединены в общую структуру. Телескоп расположен в обсерватории Ла-Пальма на пике вулкана Мучачос на высоте около 2400 метров выше уровня моря.

Местоположение Большого Канарского телескопа (остров Тенерифе, Канары) на карте

Источник: ru.wikipedia.org

Напомню, расстояние между Землей и Сатрном во время денной съемки
составляло примерно 1 440 000 000 километров.

19 июля 2013

Посмотреть сколько времени (в часах, минутах и секундах) осталось до момента фотографирования Земли зондом Cassini можно здесь: www.youtube.com

В точное время, начала фотографирования Земли космическим аппаратом Cassini на экране данного монитора появится изображение Сатурна — в реальном времени и цвете (прямой эфир).

Не пропустите — это очень редкий случай!

18 июля 2013

Астрономия. Планетология

Сеанс фотографирования Земли зондом Cassini будет проходить 15 минут 19 июля 2013 с 21:27 до 21:42 по UTC, а по московскому времени 20 июля 2013 с 01:27 до 01:42 .

Определить время фотосессии Cassini для большого количества стран мира можно здесь.
Просто выйдете на улицу, улыбнитесь и помашите рукой фотографу Cassini.

Обстоятельства этой фотосъемки являются внеочередными. С точки зрения Cassini тело Сатурна закроет Солнце, так что кольца будут великолепно подсвечены. Земля будет выглядеть как крошечное синие пятнышко в непосредственной близости от кольца Е.

Возможности для фотографирования Земли из внешней части Солнечной системы [очень!] редки.

С начала космической эры были получены только два изображения Земли из внешней части Солнечной системы.

Первое и самое далекое было принято 23 года назад (1980), когда космический зонд NASA Voyager 1 находился за орбитой Нептуна.
Второе изображение [Земли] из системы Сатурна [было прередано] Cassini в 2006 году.

Каролина Порко, планетолог

Это изображение Земли вдохновило Каролину Порко — руководителя команды изображений Cassini из Института космических наук в Боулдере (Space Science Institute in Boulder), штат Колорадо.

"С тех пор, как мы в сентябре 2006 года увидели Землю среди колец Сатурна, я хотела сделать это снова и снова, только лучше", говорит она. "На этот раз, я хотела показать это событие для людей во всем мире, чтобы вместе отметить выдающиеся достижения, которые сделали такие межпланетные фотосессии возможными".

Эта фотосессия Cassini будет улучшена двумя способами:
19 июля 2013 г. в системе Сатурна изображения впервые будут захватываться [вместе] с Землей в естественных цветах, как видят их глаза человека, затем из них сделают мозаичное изображение. Это будет первым изображением Земли и Луны, которое будет захвачено камерой Cassini с высоким разрешением.

Credit: видеролик solarsystem.nasa.gov

С точки зрения Cassini, кольца Сатурна слишком широки, чтобы захватить их в одном изображении, так что Cassini сделает [целый] ряд экспозиций. Они будут объединены на Земле для создания захватывающей мозаики.

Источник: science.nasa.gov

16 июля 2013

Cassini почти через 7 лет вновь сфотографирует Землю

19 июля 2013 года неутомимый Cassini произведет серию снимков нашей Земли с орбиты Сатурна

Credit: JPL

Кадр анимации движения Cassini относительно Сатурна (слева-направо) в точку съемки.

На этой странице NASA показано положение Сатурна над линией горизонта
для Лос-Анжелеса (Los Angeles), Нью-Йорка (New York) и Чикаго (Chicago).

Credit: JPL

На этом кадре показано положение Земли относительно Сатурна во время предстоящей съемки Cassini

Вид на Землю с Сатурна 27.09.2006 и нам можно будет сравнить новый снимок с этим

Источники: jpl.nasa.gov, saturn.jpl.nasa.gov, solarsystem.nasa.gov

19 июня 2013

Астрономия. Планеты

Cassini сделает снимок Земли через месяц — 19 июля 2013

Credit: NASA / JPL-Caltech

Данное изображение, смоделированное NASA из снимков Cassini, показывает ожидаемое положение Сатурна и Земли 19 июля 2013 года. Примерно в это время Cassini сфотографируват Землю. Cassini в это время будет находиться около 898 миллионов миль (1 440 000 000 километров) от Земли.
Это расстояние почти в 10 раз больше расстояния от Солнца до Земли.

Credit: NASA / JPL-Caltech

Вид Земли для данного события в программе-симуляторе Солнечной системы

Источники: jpl.nasa.gov, ciclops.org

28 июня 2013

Астрономия. Телескопы

Cолнечный телескоп IRIS успешно выведен на орбиту

Новый солнечный телескоп позволит ученым разрешить одну из загадок Солнца — причины аномального нагрева солнечной короны.

Хроника:

20 июня 2013 г. крылатая ракета-носитель Pegasus XL, разработанная Orbital Sciences Corporation была прикреплена к самолету-носителю L-1011 «Звездочет». Всё был готово к запуску, но 26 июня произошел сбой в электроснабжении на авиабазе Ванденберг в Калифорнии, поэтому запуск был перенесен на сутки.

Американский солнечный телескоп IRIS успешно выведен на орбиту в ходе последнего запланированного запуска ракеты Pegasus XL, сообщает NASA.

28 июня в 05:30 по московскому времени (18:30 PDT 27 июня 2013) самолет-носитель L-1011 с ракетой Pegasus XL вылетел с авиабазы Ванденберг в Калифорнии и прибыл в точку запуска ракеты. Чуть менее чем через час, в 06:27:30 мск ракета-носитель Pegasus XL отделилась от самолета, через 5 секунд произошел запуск двигателей первой ступени. Через 10 минут полета ракеты, космический аппарат IRIS отделился от последней ступени носителя. Позже раскрылись солнечные батареи.

Credit: NASA

Запуск с самолета L-1011 Stargazer ("Звездочет") ракеты-носителя с солнечным телескопом IRIS

Credit: TV NASA

Старт крылатой ракеты Pegasus XL

На данный момент это последний из запланированных полетов крылатой ракеты Pegasus XL, поскольку пока в графике NASA больше нет миссий этого класса.
Всего ракета успешно доставила в космос 19 зондов NASA, включая IRIS.

Большая полуось орбиты космический зонда IRIS составляет 7023 км. Он имеет массу 183 килограмма и на его борту находится всего лишь один прибор — ультрафиолетовый телескоп, диаметр зеркала которого составляет 20 сантиметров, а так же спектрограф, которые объединенные в один комплекс. Данный прибор поможет ученым рассмотреть образования на Солнце размером до 240 километров, в то время, как другие космические обсерватории могут обеспечивать разрешение только 900 километров.

Такое высокое разрешение позволит ученым разрешить одну из загадок Солнца — причины аномального нагрева солнечной короны, а также в деталях исследовать процессы в переходном регионе между фотосферой и короной, в частности, перенос энергии в этой зоне.

Источники: РИА Новости, astronews.ru, youtube.com, NASA, ru.wikipedia.org

Сайт Центра космических полётов им. Годдарда (Goddard Space Flight Center)

23 мая 2013

Астрономия. Планетология

Сегодня Cassini совершает пролёт Титана (Т-91)

Сегодня зонд Cassini совешит свой 91-й пролёт Титана на расстоянии 970 км.
Есть ли волны на озерах Титана?
Наш шанс получить ответ на этот вопрос, когда зонд Cassini пройдёт над северным морем Ligeia Mare.

Море (озеро) Ligeia Mare на Титане. Credit: dl.dropboxusercontent.com

3 мая 2013

"Солнечный цветок" от SDO

Смотреть в полном размере (4096х4096 px, 13,4 Мб )
Credit: NASA / SDO / AIA

[Грандиозный] выброс [извержение] солнечного вещества произошел с левой стороны Солнца. Это комбинация трёх изображений солнечной вспышки
М-класса из одной области, полученных в 13:45 EDT 3 мая 2013 от SDO NASA, . Изображения включают свет с длинами волн 131-, 171- и 304 ангстрем (Å).

29 апреля 2013

Красная роза Сатурна ... от Cassini

Посмотреть изображение центральной части гексагона в полном размере (1001х1001 px, 282 Кб)

Одним из самых великолепных достопримечательностей, которые мы имели честь видеть на Сатурне, это приход в северное полушарие весны, которая очистила
тьму зимы, создала огромный закрученный вихревой покрыв еге северного полюса, окруженного струями знаменитого гексагона Сатурна.

Сегодня команда изображений Cassini с гордостью представляет вам набор
специальных видов этой феноменальной структуры, в том числе тщательно
подготовленный фильм, показывающий его циркумполярные ветры [вихри], которые вращаются по часовой стрелке со скоростью 330 миль в час
(≈ 531 км/ч).

Это изображение показано в ложных цветах, которые являются одновременно захватывающими и информативными.

Каролин Порко (Carolyn Porco),
руководитель команды изображений Cassini

Посмотреть все снимки (от 29.04.13) можно на сайте Cassini

Напомню, блестящий ученый, Каролин Порко — отметила недавно (6 марта 2013) свой 60-летний юбилей. Могу предположить, что данная фотография гексагона стала для неё прекрасным подарком от команды изображений Cassini

15 февраля 2013

Астрономия. Астероиды

credit: JPL / NASA

Image credit: LCOGT/E. Gomez/Faulkes South/Remanzacco Observatory

Это анимация, созданная из трех фотографий, показывает астероид 2012 DA14, в движении 14 февраля 2013 года, на расстоянии 748 тысяч километров.
Анимация была создана астрономами обсерватории Remanzacco в Италии с использованием наблюдений, полученных дистанционно с Южного телескопа Фолкеса
(Faulkes Telescope South) в Сайдинг-Спрингс, Австралия.

Изображения были получены в Las Cumbres обсерватории (Австралия) телескопами сети Глобального [слежения] по E.Gomez.

Астероид на анимации виден как большое яркое пятно, движущееся вблизи середины поля зрения. Другие точки [фон на снимке] являются звездами. Линия, которая появляется в одном из кадров происходит от спутника, который проходил через поле зрения.

Источники: remanzacco.blogspot.cz, nasa.gov

15 февраля 2013

Астрономия. Метеориты

Утром 15 февраля жители сразу нескольких областей — в частности, Челябинской, Курганской, Тюменской и Свердловской — наблюдали в небе некий объект. Его появление сопровождалось яркой вспышкой, дымным следом в небе и грохотом.

Вспышки метеорита в небе над Челябинском (Россия), получены камерой приборной панели [автомобиля]. Credit: universetoday.com здесь есть видео.

[Обратите внимание на свечение от ударной волны перед метеоритом — именно она и вызвала многочисленные разрушения и, как следствие, трамвы людей от осколков стекла. Пострадало более 1 200 человек (по данным на 17 февраля)]

Фото: @koropravich (двойной след указывает, что метеорит начал распадаться)

В Челябинске вместе со звуковой волной от взрыва пришла ударная волна, которая вызвала разрушения в городе. Так, на местном цинковом заводе обрушилась стена склада, по всему городу были выбиты стекла. По предварительным данным, в Челябинской области за медицинской помощью обратились более 400 человек (См. уточнение от 17.02.2013 выше).

Смотреть видео и фото на Lenta.ru

Смотреть подборку видео (6) очевидцев на universetoday.com

Здесь уместно напомнить и о Тунгусском Диве 1908 года на Осиктакане (3 стр)

10 февраля 2013

Астрономия. Астероиды

"Свистят они, как пули у виска..."

15 февраля небольшой астероид 2012 DA14 пройдёт так близко к Земле, что окажется внутри кольца геостационарных метеорологических спутников и спутников связи.
НАСА утверждает, что результаты наблюдений позволяют в точности предсказать траекторию околоземного объекта и вероятности столкновения не существует. Зато представится уникальная возможность изучить астероид.

Время максимального сближения — 23:24 по Москве (19:24 по Гринвичу), расстояние — около 27 700 км (примерно в 13 раз ближе Луны). Напомним: кольцо геостационарных спутников находится на высоте 35 800 км, но подавляющее большинство аппаратов (в том числе Международная космическая станция) расположено значительно ниже. Скорость пролёта составит 7,8 км/с, направление — с юга на север.

Геостационарная орбита космических аппаратов (массштаб преувеличен)
Credit NASA TV

Несмотря на столь знаменательное сближение, даже в крупнейших оптических телескопах астероид будет виден как светящаяся точка — из-за своего малого размера. Исходя из яркости, астрономы оценили его в 45 м в диаметре. Показатель светимости равен 7,5, так что невооружённым глазом объект не увидеть, нужен бинокль или небольшой телескоп. Лучше всего наблюдать в Индонезии, где 2012 DA14 будет перемещаться со скоростью около одного градуса в минуту относительно звёздного неба. В остальной Азии, а также в Австралии и Восточной Европе астероид тоже удастся разглядеть — при максимальном сближении. К тому моменту, когда Земля сделает оборот и на 2012 DA14 смогут бросить взгляд жители континентальной части США, он растает до 11-й звёздной величины.

Радарное изображение астероида 2012 DA14 получено 14 декабря 2012.
Credit NASA

Компютерная модель астероида 2012 DA14.
Credit NASA

Компютерная модель астероида 2012 DA14 в сравнении со Space Shuttle.
Credit NASA

Credit: jpl.nasa.gov (1024×768 px)

Астероид был открыт в феврале 2012 года участниками программы La Sagra Sky Survey, проводившейся на юге Испании, сразу после того, как 2012 DA14 сблизился с Землёй.

credit: NASA

Тогда он находился примерно в семь раз дальше Луны. Поскольку орбитальный период объекта составляет около 368 земных суток, он сближается с нами ежегодно. Ожидаемый пролёт — самый близкий за три десятилетия будущей истории астероида. Эта встреча приведёт к тому, что орбитальный период астероида сократится где-то до 317 дней, так что он перейдёт из класса аполлонов в класс атонов и отныне будет сближаться с Землёй по иной схеме.

Кстати, пролёт станет рекордным для объектов такого размера. Некоторые другие астероиды подходили к нам ещё ближе, но они были меньше. В среднем астероид подобных габаритов сближается с Землёй на такое расстояние примерно раз в 40 лет. Столкновения случаются ещё реже — раз в 1 200 лет.

Посмотреть видео NASA можно по ссылкам ниже