Первые люди на Луне |
На коллаже: лунный модуль «Игл» («Eagle») — «Орёл» на лунной орбите после отделения от командного модуля «Колумбия» («Columbia») и поверхность Луны во время пролета. Снимки экипажа «Аполлона-11» 40 лет назад (по времени Гринвича 21 июля 1969 года) произошло без преувеличения эпохальное событие в истории человечества: люди вперые ступили на другое небесное тело — спутник Земли Луну. Экипаж «Аполлона-11» блестяще выполнил поставленную перед ним задачу. Экипаж «Аполлона-11» (перед полётом): «Аполлон-11» отправился в путь
с мыса Канаверал (шт. Флорида)
16 июля 1969 года.
Основной задачей экипажа после старта была стыковка с лунным модулем, размещенным в третьей ступени ракеты-носителя. Поскольку при этом существовала вероятность столкновения и декомпрессии командного модуля, астронавты оставались в скафандрах. Все операции прошли успешно, и через четырнадцать часов после запуска экипаж отправился спать. Второй и третий дни полета были посвящены текущим мероприятиям, коррекции курса и телевизионным репортажам на Землю. На четвертые сутки полета (19 июля), после серии включений маршевого двигателя, корабль вышел на лунную орбиту, и экипаж стал готовиться к посадке. Подготовка лунного модуля заняла 2.5 часа, после чего Армстронг и Олдрин тщательно проверили все оборудование и снаряжение и легли спать, чтобы утром перейти в модуль и отправиться на Луну. <...> Лунный модуль расстыковался с основным кораблем на высоте 60 миль [~96,6 км] над поверхностью, когда они шли над невидимой с Земли стороной Луны. <...> Режим посадки предусматривал два включения тормозного двигателя. Первое — для снижения на уровень 50 000 футов [15 240 м], и второе (12 минутное включение), с помощью которого бортовой компьютер производил снижение до высоты несколько футов в заданной точке лунной поверхности. Астронавты контролировали работу при помощи основного и резервного компьютеров. На высоте 6000 футов [~1 830 м] зажглись контрольные лампочки, предупреждающие о неполадках в программе. Это была одна из немногих потенциально серьезных проблем возникших во всем полете, проблема, которая могла бы заставить экипаж прервать посадку, но Олдрин, хорошо знавший особенности работы бортового компьютера, быстро разобрался с причиной. Предупреждение возникло из-за переполнения стека команд и не представляло опасности. На высоте 3000 футов (на этой странице использован текст Ярослава Голованова) Он считал и говорил об этом на пресс-конференциях, что именно этот момент —переключение управления с автоматического на ручное — был самым опасным. Он весь сжался, собрался предельно. Кабина слушалась его, это он почувствовал сразу. Раньше они скользили вниз по кривой, теперь опускались почти строго вертикально. Нейл видел, что прямо под ними — довольно большой, «с футбольное поле», как вспоминал он потом, кратер. Вал крутой, а вокруг много больших валунов и ям. «Если одна из ног «Орла» попадет на большой камень, кабина может перевернуться или встать так криво, что взлететь с Луны не удастся. Допустимый наклон кабины — 30 градусов...» Для того чтобы понять это, Армстронгу потребовалось меньше времени, чем вам, чтобы прочесть эту фразу. Он заставил кабину зависнуть, как зависает вертолет, а потом снова заскользил, повел ее в сторону, отыскивая глазами ровную площадку внизу. В его распоряжении было около двух минут. Стрелка расходомера топлива приближалась к нулю, и он ощущал это всем своим существом, словно это не топливо из «Орла», а его собственная кровь уходила из тела. Если в посадочной ступени кончится топливо до того момента, как щупы на ногах коснутся грунта, выход только один — сбросить посадочную ступень и включать подъем, иначе — падение, верная гибель, ведь конструкция хрупка, как елочная игрушка. Это были самые главные, самые трудные секунды в жизни Нейла Армстронга, секунды, ради которых он родился на белый свет. Медицинский контроль в Хьюстоне зафиксировал пульс Нейла: 156 ударов в минуту вместо 77 по норме и 150 — у База [детское прозвище Эдвина Олдрина, которое сохранилось за ним как имя на всю жизнь]. Там понимали, что напряжение достигло предела. Доклады Армстронга были очень отрывисты и коротки, не было времени на рассказы обо всех этих ямах и валунах. Нейл видел, что они летят уже буквально в нескольких метрах от Луны, как струя двигателя поднимает под ними пыль. И пыль тоже была неземной. Она не поднималась клубами, а разлеталась радиально, плоским полупрозрачным конусом у самой поверхности. Они слушали эту тишину, замерев, и даже не было сил доложить Хьюстону, успокоить Майкла, друзей, родных, планету Земля. Посадка лунного модуля на поверхность Луны произошла 20 июля в 20:17:39 (GMT). Район посадки на равнинном участке Моря Спокойствия « <…> Потом Нейл сказал глухим хрипловатым от волнения голосом: В Центре управления все просто обалдели от радости, вскакивали из-за пультов, кричали, обнимались, размахивали флажками, возбужденно обсуждали полет на Марс, будто этот полет планировался на будущую пятницу. На табло появилась эмблема «Аполлона-11» и засветились слова: «Задание выполнено!» Потом Нейл и Баз рассказывали о спуске, о кратере и валунах — теперь было время все объяснить. Они перелетели через кратер и сели в 6,4 километра от расчетной точки. Горючего в момент посадки оставалось еще на 49 секунд полета. Кабина стоит прямо, наклон не больше 4 градусов. Вокруг видна плоская равнина, много камней и самых разных кратеров, совсем маленьких и побольше, до 15 метров в диаметре. А в километре от них поднимается пологий холм. В общем, все в порядке, сейчас по программе надо обедать, потом спать... Пожалуй, он не был поэтом, тот человек, который записал в их программе, что, прибыв на Луну, они должны спать. Они не могли спать, когда за стеклами иллюминатора лежала лунная долина. Да и кто заснул бы на их месте — люди не стали бы людьми и никогда не прилетели бы на Луну, если бы могли спать в такие минута. Люди просто проспали бы свою историю. И они не спали. У них было мало времени, ведь ресурс химических батарей лунной кабины, поглощавших углекислый газ, был рассчитан на 41 час. Это был предельный срок их пребывания на Луне. — Мы отдохнем после прогулки, — предложил экипаж «Орла». В Хьюстоне подумали и согласились. Там хорошо понимали, что наиболее сложный этап полета позади. Что касается техники, выход из кабины на поверхность Луны, хотя и требует большого внимания и. конечно, может таить в себе нечто непредвиденное, все-таки несравненно проще посадки. Но в Хьюстоне понимали и то, что весь мир ждет именно выхода, что человека хотят видеть не в кабине, а на Луне. Астронавты это тоже понимали и готовились к первой прогулке с великой тщательностью. Тут нельзя было допустить даже малой небрежности, оступиться, поскользнуться, упасть тем более. Первые шаги заключали в себе большой чисто символический смысл. В конце концов, вся эта многомиллиардная затея, весь этот десятилетний труд были потрачены именно ради этих шагов. Повторяя заученные на Земле тренировки, они помогали друг другу облачаться в свои космические доспехи: кабина тесная, а скафандры громоздкие. Только через пять с лишним часов [более 6,5 часов] после посадки Армстронг открыл люк и, двигаясь на коленях, просунулся наружу. Повернувшись лицом к люку, Нейл начал спускаться, [комментируя каждый свой шаг]. Его отделяли от Луны девять ступенек. Олдрин включил наружную телекамеру. Что чувствовал Армстронг? Позднее он говорил, что никаких особенных чувств не было. Просто он старался быть предельно осторожным. Он слегка коснулся Луны левой <...> Установка трапа не вызвала трудностей, но выяснилось, что расстояние от последней ступени трапа до поверхности составляло около 0,8 метра. Это произошло из-за того, что выполняя посадку в ручном режиме, Армстронг выключил двигатель уже после касания поверхности, а предполагалось, что автоматика сделает это на высоте 1,5 м., после чего амортизаторы модуля должны были несколько "просесть" при посадке и обеспечить более низкое положение трапа. Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность. <...> [Эту TV-трансляцию видели люди (по оценкам более 1 млрд.) во всех странах мира кроме СССР и Китая!] Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 15 секунд по Гринвичу (GMT). "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества". Оригинальный текст: Олдрин <...> вышел на поверхность Луны примерно через пятнадцать минут после Армстронга, <...> успевшего осмотреть модуль на предмет повреждений, и поджидавший его с фотоаппаратом. Из-за того, что Армстронг выходил первым и располагал большим временем, на многих фото и киноматериалах, связанных с первой высадкой на Луну, фигурирует Олдрин. <...> <...> Олдрин опробовал различные способы быстрого передвижения по поверхности Луны. Наиболее целесообразным астронавты признали обычную ходьбу. Астронавты прошлись по поверхности, собрали некоторое количество образцов лунного грунта и установили телевизионную камеру. <...> <...> В промежутке между экспериментами, после значительных усилий обоих астронавтов, рядом с модулем был установлен в вертикальном положении американский флаг <...> <...> [он был снабжён проволочным каркасом, чтобы предотвратить обвисание]. Конгресс США до полёта отверг предложение NASA установить на Луне флаг ООН вместо национального. Астронавты провели двухминутный сеанс связи с президентом Никсоном, произвели дополнительный забор грунта, установили на поверхности Луны научные приборы (сейсмометр и отражатель лазерного излучения), [фотографирование]. Максимальное удаление экипажа от лунного модуля достигало 30 метров. <...> Олдрину было очень трудно горизонтировать сейсмометр, пользуясь уровнем. В конечном счете, астронавт горизонтировал его «на глаз» и сейсмометр был сфотографирован, чтобы специалисты на Земле могли по фотографии определить положение прибора на грунте. Некоторую задержку вызвало и то, что одна из двух панелей солнечных батарей сейсмометра автоматически не развернулась, и её пришлось разворачивать вручную. <...> На освободившееся место были помещены образцы лунного грунта. Взятие этих образцов потребовало больших усилий, чем ожидалось. Под слоем пыли оказалось лавовое поле и грунтозаборники не углублялись более чем на 15-20 см. <...> <...> После установки приборов, астронавты собрали дополнительные образцы грунта (общий вес образцов, доставленных на Землю — 21,7 кг при максимально допустимом весе 59 кг) и вернулись в лунный модуль. При ресурсе автономной системы жизнеобеспечения около четырёх часов, Олдрин пробыл на поверхности Луны чуть более полутора, Армстронг — примерно два часа и десять минут. После возвращения в лунную кабину астронавты сложили ненужные более предметы в мешок, разгерметизировали кабину и выбросили мешок на поверхность Луны. Телевизионная камера, работавшая на поверхности Луны, показала этот процесс и вскоре после этого была выключена. <...> <...> После проверки бортовых систем и приёма пищи, экипаж отдыхал 12 часов, из которых 7 отводилось на сон, но заснуть Армстронгу и Олдрину не позволило возбуждение и невыносимый холод в лунном модуле. Армстронг лежал на кожухе двигателя, а Олдрин — на полу модуля. <...> <...> Через 21 час 36 минут после посадки взлетная ступень лунного модуля успешно стартовала, окутанная облаком из блестящих кусочков теплоизоляции, разорванной при включении двигателей. Еще через три часа и десять минут Орел успешно состыковался с Колумбией. <...> <...> После выхода взлётной ступени лунного модуля на селеноцентрическую орбиту, она была состыкована с командным модулем на 128 часу экспедиции. Экипаж лунного модуля взял образцы, собранные на Луне, и перешёл в командный модуль, взлётная ступень лунной кабины была отстыкована, командный модуль стартовал в обратный путь на Землю. Потребовалась только одна коррекция курса во время всего обратного полёта. Она была необходима из-за плохих метеорологических условий в запланированном изначально районе посадки. Новый район посадки находился примерно в четырёхстах километрах к северо-востоку от намеченного изначально. Разделение отсеков командного модуля произошло на сто девяносто пятом часу полёта. Чтобы отсек экипажа достиг нового района, была изменена программа управляемого спуска с использованием аэродинамического качества. Отсек экипажа приводнился в Тихом океане <...> через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции 24 июля 1969 года. <...> Ярослав Голованов: Они поднялись на палубу авианосца «Хорнет» через час после приводнения. Там уже стоял специальный герметичный фургон, куда их и поместили. Через окошко фургона их мог приветствовать президент Никсон и моряки. Телефон позволял услышать голоса близких. Из Перл-Харбора все в том же фургоне они полетели в Хьюстон, где в здании № 57 Центра пилотируемых полетов была оборудована специальная лаборатория. Там карантинный плен с ними разделили еще 15 человек: геохимики, микробиологи, фотографы, лаборанты, повара. Через 18 дней карантин окончился. Теперь экипаж «Аполлона-11» ждали дороги славы: торжественные встречи в Нью-Йорке, Чикаго, Хьюстоне, чествование на вашингтонском капитолийском холме, парады, обеды, череда нескончаемых приемов и пресс-конференций, 38-дневная поездка по 22 странам мира. И воспоминания. На всю жизнь.» И вот встреча экипажа через 40 лет — 20 июля 2009 года. Эдвин Олдрин (справа), Майкл Коллинз, Нейл Армстронг, Барак Обама.
|
Корабль включал в себя командный модуль (образец 107) и лунный модуль (образец LM-5). Цель полёта была сформулирована следующим образом: «Совершить посадку на Луну и возвратиться на Землю» Ярослав Голованов:
Из книги Ярослава Голованова:
Из книги Ярослава Голованова На одной из опор (на фото слева) оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укреплена табличка с выгравированными на ней картой полушарий Земли и словами: HERE MEN FROM THE PLANET EARTH FIRST SET FOOT UPON THE MOON JULY 1969, A. D. WE CAME IN PEACE FOR ALL MANKIND
Под этими словами выгравированы подписи всех трёх астронавтов корабля «Аполлон-11» и президента Никсона.
Эта фотография астронавта Нейла Aрмстронга, командира Аполлона-11, сделана в лунном модуле (LM) сразу после завершения с Эдвином Олдрином исторической деятельности вне космического корабля (extravehicular activity — EVA) на поверхности Луны. Эта фотография астронавта Эдвина Олдрина, пилота LM, сделана Армстронгом в лунном модуле. Иллюминатор освещен светом, отраженным от лунной поверхности. Триумф создателей космической и ракетной техники США. Эти люди так же являются покорителями Луны: Роберт Роув Гилрут (Robert Rowe Gilruth) руководитель первых программ пилотируемых полетов США — Mercury, Gemini и Apollo —
главный конструктор лунного модуля, который создавался в Хьюстоне под под его руководством и Вернер фон Браун. — главный конструктор ракетной техники в США, в том числе мощной ракеты-носителя «Сатурн-5» (Saturn V) , которая предназначалась для пилотируемых полетов американцев на Луну по программе «Аполлон». Он был руководителем работ по созданию искусственных спутников Земли серии «Эксплорер» и космического корабля «Аполлон», директором главного ракетного центра НАСА. Вершины своей карьеры Вернер фон Браун достиг в 1972 году — он стал заместителем директора NASA и начальником космодрома на мысе Канаверал. Роберт Роув Гилрут (Robert Rowe Gilruth) во время возвращения экипажа «Аполлона-11» — он был руководителем программы «Аполлон» до ее окончания.
NASA and Manned Spacecraft Center (MSC) officials join the flight controllers in celebrating the conclusion of the Apollo 11 mission. From left foreground Dr. Maxime A. Faget, MSC Director of Engineering and Development; George S. Trimble, MSC Deputy Director; Dr. Christopher C. Kraft Jr., MSC Director fo Flight Operations; Julian Scheer (in back), Assistant Adminstrator, Office of Public Affairs, NASA HQ.; George M. Low, Manager, Apollo Spacecraft Program, MSC; Dr. Robert R. Gilruth, MSC Director; and Charles W. Mathews, Deputy Associate Administrator, Office of Manned Space Flight, NASA HQ. http://grin.hq.nasa.gov/ABSTRACTS/GPN-2000-001141.html
|
![]() |
источники: |
материалы NASA |
![]() |
© Александр Коваль 2004-2016 |
|