Василевич Глафира Макарьевна

доктор исторических наук, этнограф-тунгусовед, лингвист

(1895-1971)

(продолжение)



Василевич Глафира Макарьевна

 

Издание "Исторического фольклора", получившее большой научный резонанс, сыграло немаловажную роль в том, что примерно с середины 60-х для Г.М. Василевич наступает новый отрезок ее творческого пути. Она уже давно хорошо известна в мире науки, как у себя на родине, так и за рубежом.

Ее называют крупнейшим тунгусоведом, созданные ею труды пользуются всеобщим признанием и входят в основной фонд исследований по этой тематике, широтой своих научных интересов, в равной степени включающей этнографию, фольклористику и языкознание, она выделяется среди всех других специалистов, занимающихся изучением тунгусских проблем.

К ней обращаются за консультациями из центральных и сибирских научных учреждений, приезжают коллеги из-за границы, под ее руководством, начиная с 1958 г., ведется большая организационная работа по изучению эвенкийского языка и фольклора в Якутском институте языка, литературы и истории. Каждый год выходят новые интересные публикации, многие из них издаются за рубежом.

И в то же время Г.М. Василевич не являлась доктором наук, хотя для многих было совершенно бесспорным, что она уже давно заслуживала присуждения этого звания, причем в области как исторических, так и филологических наук (по отзыву В.И.Цинциус в ноябре 1967 г.).

Ситуация начинает меняться в 1967 г., после того, как в печать была, наконец, сдана монография "Эвенки", написанная Г.М. Василевич уже более пяти лет тому назад. И хотя выпускалась она с огромными сокращениями - без ранних исторических периодов и без главы по современности, - представляя собой по сути одну центральную часть первоначальной рукописи, посвященную традиционной культуре эвенков в XVIII-начале ХХ в., это было все же лучше, чем ничего.

И почти сразу вслед за сдачей монографии в издательство Сектор Сибири Ленинградской части Института этнографии, где Глафира Макарьевна с 1942 г. работала в должности старшего научного сотрудника, обратился в Дирекцию Института с просьбой ходатайствовать перед Всесоюзной аттестационной комиссией (ВАК) о присвоении Г.М. Василевич ученой степени доктора исторических наук по совокупности работ.

Дирекция и Ученый Совет Института поддержалиэту инициативу и после прохождения необходимых процедур Президиум ВАК постановлением от 19 июля 1968 г. разрешил Г.М. Василевич представить к защите вместо докторской диссертации совокупность выполненных и опубликованных работ.

Г.М. Василевич готовит в качестве автореферата доклад по опубликованным работам "Эвенки (к проблеме этногенеза тунгусов и этнических процессов у эвенков)", и 12 декабря 1968 г. на заседании Ученого Совета Института этнографии АН СССР в Москве успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук, утвержденную решением ВАК СССР 16 мая 1969 г.

Официальными оппонентами на защите выступали такие известные исследователи как С.А.Токарев (отзыв этнографа), К.В.Чистов (отзыв фольклориста) и В.И.Цинциус (отзыв лингвиста).

Все они дали работам Г.М. Василевич самую высокую характеристику, и некоторые краткие выдержки из их выступлений хотелось бы здесь привести:

"Объем и высокое качество работ Г.М. Василевич с избытком превышает ту норму научных заслуг, которая дает человеку право на присуждение ученой степени доктора исторических наук" (С.А.Токарев),

"Если бы Г.М. Василевич претендовала на степень доктора исторических наук как фольклорист, если бы даже ее лингвистических и этнографических работ не существовало, она имела бы бесспорное право на это. И в этом случае сегодняшная защита была бы формальным выражением того признания, которое давно заслужили ее работы по фольклору эвенков" (К.В.Чистов).

Вернувшись после успешно проведенной защиты домой, в Ленинград, Василевич сразу без всякой передышки включается в свой обычный трудовой ритм. Уже 17 декабря 1968 г. на заседании Сектора Сибири вновь обсуждается ее работа "Материалы языка, фольклора и этнографии к проблеме этногенеза тунгусов".

Рукопись представлена теперь в значительно переработанном и сильно сокращенном виде, что было сделано в основном за счет этнографической части, так как этнографическая монография "Эвенки" уже находилась в печати. Теперь "Материалы" составляли вместе с иллюстрациями 29 авторских листов. Решением Сектора, принятым совместно с тремя независимыми рецензентами из других научных подразделений, которыми выступили такие авторитетные исследователи как А.П.Окладников, Б.Н.Путилов и В.И.Цинциус, работа Василевич была рекомендована для утверждения к печати и введения ее в издательский план Института.

В очередной раз появилась надежда, что рукопись удастся опубликовать, но, к сожалению, ей не суждено будет сбыться, и лишь отдельные разделы, прежде всего, из фольклорной части увидели свет в последние годы жизни Г.М. Василевич, а также были изданы посмертно.

Последним изданием в ряду крупных монографических работ Г.М. Василевич стала книга "Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-нач. ХХ в.)". Это была первая и до сих пор единственная обобщающая работа по этнографии эвенков, дающая глубокое и целостное представление об их истории, культуре, хозяйстве, социальном устройстве и мировоззрении. Книга, ставшая своего рода энциклопедией жизни эвенков, вышла в 1969 г., за два года до смерти Глафиры Макарьевны, составив, таким образом, определенный итог в области ее этнографических исследований.

В том же году состоялась и последняя экспедиция Г.М. Василевич. Несмотря на солидный возраст - 74 года, она еще раз побывала на юге Якутии и в Амурской области, посетив эвенкийские поселки Первомайский, Тында и Золотинка, где до этого она работала в 1947 г.

В поселке Иенгра, как теперь называется бывшая Золотинка, Г.М. Василевич хорошо помнят и по сей день. Летом 2000 г. находясь там в экспедиции, мы смогли в этом убедиться сами. Правда, уже не осталось стариков, с которыми Глафира Макарьевна работала, собирая полевые материалы, но местные жители с большим уважением отзываются о ней, зная, что она написала об эвенках много книг, а также учебников по языку и прекрасно сама говорила по- эвенкийски.

В 1995 г., когда отмечали 100-летний юбилей Г.М. Василевич, средней школе-интернату в Иенгре было присвоено ее имя. Там висит теперь большая фотография Глафиры Макарьевны, есть уголок ее памяти, и школьники знают, почему она так знаменита в народе.

Имя Г.М. Василевич среди эвенков известно повсюду, и, бывая в разных местах, всегда убеждаешься в этом. Представители интеллигенции - учителя, работники культуры - часто просят прислать ее книги, что трудно сделать, так как они давно уже стали библиографической редкостью.

Старики нередко сами делятся воспоминаниями о ней - своими собственными или услышанными от кого-то. Ее называли "эвенки из Ленинграда" за то, что она говорила по-эвенкийски как на родном языке.

Глафира Макарьевна Василевич в эвенкийском костюме
Глафира Макарьевна Василевич
в эвенкийском костюме, фото МАЭ

"Красивая, смелая такая, шутница. Лучше эвенка по-нашему лопочет". Некоторые истории о ней приобрели легендарный характер, как, например, та, что рассказывает о ее встрече с медведем, которого она застрелила … "Вот это девушка была! Энгэси у нее имя теперь".

Энгэси по-эвенкийски значит "сильная" - так удивительно точно всего в одном слове выразили эвенки суть ее характера, благодаря которому она справлялась с любыми сложностями, каких бы сторон жизни они ни касались.

Рано начав трудиться, Г.М. Василевич всегда отличалась огромной работоспособностью и безграничной преданностью избранному делу. Могла работать в любых условиях, будь то экспедиционная неустроенность, тяготы войны в блокаду и эвакуацию, не слишком благоустроенное собственное жилье, которое она смогла улучшить лишь в самые последние годы жизни, вступив в жилищный кооператив.

Надо полагать, что и тяжелейший лагерный период, на три года отнявший у нее свободу и любимую работу, не смог лишить ее возможности размышлять, думать о науке, строить планы будущих исследований. Сила ее характера проявлялась и в особой научной честности, когда ни в одной из своих работ даже в самые политизированные времена она не допустила ни оголтелой критики шаманства, ни пафосного восхваления вождей, а всегда писала только то, что имело непосредственное отношение к исследованию.

И даже после страшных испытаний в лагере она не потеряла этой подлинной свободы научного мышления, на которую способен, к сожалению, далеко не каждый ученый, особенно в гуманитарной, то есть наиболее идеологизированной области науки. Об этом говорят ее полевые отчеты, написанные по результатам последних экспедиционных поездок 1959, 60 и 69 гг., а также докладные записки, которые подавались тогда после экспедиций в органы власти. В них по-прежнему нет ни украшательства, ни стремления камуфлировать ситуацию, а написано то, что действительно беспокоит исследователя, который видит, что в обустройстве жизни на севере далеко не все делается правильно.

Так до самых последних лет она сохраняла удивительную силу духа и способность отстаивать свое научное мнение, невзирая ни на какие внешние обстоятельства. Такой Г.М. Василевич и ушла из жизни 22 апреля 1971 г.

Она умерла после тяжелой неизлечимой болезни, которая внезапно обрушилась на нее и за четыре месяца привела к неизбежному трагическому исходу. Ей было 76 лет, за которые она успела сделать так много, что кажется, будто работал не один человек, а целый научный коллектив. Ее труды, охватывающие практически все стороны жизни эвенков, включая их язык, культуру и историю, составляют огромный вклад не только в широкую область историко-этнографического и историко-лингвистического изучения народов Сибири, но и в отечественную этнографию в целом.

Впечатляет уже одно только простое перечисление наиболее глобальных, разработанных Г.М. Василевич исследовательских направлений. Это проблемы этногенеза и классификации тунгусо-маньчжурских языков, эволюция хозяйства (включая происхождение оленеводства) и традиционного мировоззрения - от самых ранних космогонических представлений до развитого шаманства, историческая специфика фольклорных сюжетов и столь актуальный для исследований эвенков аспект как соотношение общего и регионального в их культуре, формирование отдельных элементов - в одежде (кафтан, нагрудник, типы обуви), транспорте (лыжи, лодки, нарты), хозяйственно-бытовом укладе (жилище, колыбель) и сложение традиционной культуры эвенков в целом, общественный строй и развитие этноса в ХХ столетии.

Широкий круг проблем, в центре которого для Г.М. Василевич всегда стояли вопросы этногенеза и этнической истории тунгусоязычных народов, составившие самостоятельную и чрезвычайно важную область ее научных исследований. С самого начала проблема этногенеза была поставлена Г.М. Василевич очень широко, в тесной связи с чрезвычайно сложной группой вопросов по истории заселения Северной Азии и происхождения монголоязычных, тюркоязычных и других, вплоть до индоевропейских, народов.

Ее концепция сразу строилась на очень смелых выводах о последовательных стадиях языкового развития на территории Сибири и, шире - Евразии, и постепенно за годы упорного исследовательского труда совершенствовалась и уточнялась на основе всех достижимых источников, главным из которых, наряду с лингвистикой, стал этнографический, этнонимический и фольклорный материал с привлечением также археологии и антропологии.

Все работы Г.М. Василевич по проблемам эвенкийского этногенеза отличались комплексным лингвистико-этнографо-фольклористическим подходом, и в этом отношении еще никто не сделал больше, чем она, хотя в последние десятилетия появились новые имена и новые труды в области тунгусоведения. Конечно, Г.М. Василевич удалось решить не все проблемы. Они настолько сложны, что научные споры по многим из них продолжаются и поныне, спустя уже 30 лет после ухода Глафиры Макарьевны.

Однако ее концепция этногенеза до сих пор является основной, и лишь время от времени в нее вносятся некоторые уточнения. Не потеряли своего значения и разработанные Глафирой Макарьевной вопросы формирования эвенкийской этнической культуры. Региональные же исследования, проведенные Г.М. Василевич практически по всем группам эвенкийского этноса, стали надежной основой для дальнейшего развития тунгусоведения. Особую актуальность приобрели в последнее время изыскания Г.М. Василевич в области шаманства, верований, пространственных представлений, а также социальной организации эвенков.

Ее статьи по этой тематике, в том числе и самые последние, изданные уже посмертно, имеют огромное значение в понимании сложнейших процессов развития традиционного мировоззрения и общественного устройства.

Невозможно переоценить вклад Василевич в тунгусоведение и сибиреведческую науку в целом. Своими трудами она не только кардинально продвинула эти исследования, но и создала прочный фундамент для их плодотворного продолжения.


Малую часть трудов Василевич Г.М. вы сможете увидеть или скачать в доступной электронной библиотеке по истории и культуре народов Сибири (главным образом, исследования сотрудников Отдела этнографии Сибири МАЭ РАН).

Здесь вы найдете в pdf формате такие особо редкие и отсутствующие в общедоступных библиотеках работы как:

Монографии:

1. Очерки диалектов эвенкийского (тунгусского) языка (34,4 Mb)

2. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.) (13,9 Mb)

Отдельные статьи:

1. Антропонимы и этнонимы у народов уральской и алтайской семей, расселенных в Сибири (опыт картографирования)

2. Древнейшие языковые связи современных народов Азии и Европы

3. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков

4. Ессейско-чирингидинские эвенки

5. Корытообразная нарта сымских эвенков

6. О культе медведя у эвенков

7. Типы обуви народов Сибири

8. Тунгусский кафтан (к истории его развития и распространения)

9. Тунгусская колыбель (в связи с проблемой этногенеза тунгусо-манчжуров)

10. Тунгусский нагрудник у народов Сибири


11. Языковые данные по термину хэл~кел

12. Библиография трудов Василевич Г.М. (1,59 Mb)

предыдущая страница



источники: Н.В. Ермолова "Г.М. ВАСИЛЕВИЧ КАК ЭТНОГРАФ-ТУНГУСОВЕД"
Опубликовано: Репрессированные этнографы. Вып.2. - М., Восточная литература РАН. 2003. - с. 10–46.
[фото и текст с небольшими сокращениями взят с www.kunstkamera.ru/siberia — официального сайта Отдела этнографии Сибири МАЭ РАН]. Здесь вы найдете полный текст статьи со ссылками на 99 источников.

выделение текста жирным шрифтом и текст в квадратных скобках АК


© Александр Коваль
2004-2016

Главная • Карта сайта