Спасение собак-космонавтов и эвакуация корабля-спутника "Восток" серии 1К №6 из эвенкийской тайги
продолжение
дата публикации 29.12.2010
изменения вносились 05 и 08.01.2011

Александр Коваль

К 50-летию полёта первого человека в космическое пространство

“... [важно] то, чтобы эта история, история советского ракетостроения, советской космонавтики не пропала”

Арвид Палло, инженер-конструктор ракетной и космической техники

<< на предыдущую страницу

Об участниках событий конца 1960 начала 1961 гг. в Эвенкии

 

Палло Арвид Владимирович
Палло А.В.

Палло Арвид Владимирович — конструктор ракетных двигателей и космических станций.

Арвид Владимирович родился 3 февраля 1912 года в Москве. В 1931 году окончил Государственные курсы чертёжника-конструктора. В 1928-1931 гг. работал на заводе № 8 техником-конструктором (железнодорожная станция Подлипки, сейчас г. Королев), с 1931 по 1934 годы — в МАИ в технической лаборатории Д.Н. Григоровича.

C 1934 г. служба в рядах Красной Армии.
После демобилизации в 1936 г. А.В. Палло поступил на работу в Реактивный научно-исследовательский институт (в дальнейшем НИИ-3, НИИ-1), где работал в должности ведущего конструктора, затем в должности начальника экспериментальной испытательной станции. Непосредственным руководителем Палло был С.П. Королев. Работая в НИИ, А.В. Палло принимал участие в создании и испытании ракетоплана РП-318 конструкции Сергея Павловича Королёва, крылатой ракеты КР-212.

Когда С.П. Королева репрессировали, А.В. Палло продолжил работать над осуществлением мечты своего руководителя и в качестве ведущего конструктора активно участвовал в летных испытаниях планера конструкции Королева с жидкостным ракетным двигателем (ракетоплан РП-318-1 с планером СК-9). Испытания показали, что человек летать с ракетным двигателем может. И в отчете об испытаниях Палло не побоялся назвать автором планера репрессированного Королева, за что позднее вышедший на свободу Королев высказал Палло свою глубокую благодарность.
Успешная отработка РП-318-1 открыла дорогу для отработки самолета с ЖРД, способного поднять человека в стратосферу.
А вскоре Арвид Палло стал ведущим конструктором двигательной установки при летных испытаниях первого самолета с ЖРД, знаменитого истребителя-перехватчика БИ-1. В годы войны А.В. Палло был ведущим испытателем при отработке жидкостного ракетного двигателя Д-1-А-1100 для самолёта БИ-1 конструкции Л.С. Душкина, принимал участие в создании реактивного истребителя "302" главного конструктора А.Г. Костикова.

В 1945-46 годах А.В. Палло командирован в поверженную Германию, где в группе советских специалистов занимался изучением немецкой трофейной ракетной техники ФАУ-1 и ФАУ-2 по разделу двигателей. Палло пробыл в Германии полгода. Там при его активном участии был восстановлен один из стендов по испытаниям ЖРД и проведены запуски собранных немецких ракет «Фау-2». Накопленные знания и опыт пригодились Арвиду Владимировичу в последующей работе в КБ Л.С. Душкина и АН СССР.

За участие в работах по созданию первых отечественных образцов двигателей для новой авиационной техники, имеющих важное оборонное значение А.В. Палло в 1946 году награждается орденом Трудового Красного Знамени. С 1949 по 1957 год А.В. Палло работает начальником стендовой установки лаборатории двигателей АН СССР, в которой под руководством академика АН СССР Е.А. Чудакова проводилась отработка экспериментальных двигателей для военной авиации.

С мая 1958 года А.В. Палло по запросу Сергея Павловича Королёва переведён из лаборатории двигателей АН СССР в ОКБ-1. В ОКБ-1 (впоследствии НПО "Энергия") А.В. Палло работал по пилотируемым программам для космического корабля "Восток".

 

А.В. Палло среди ветеранов НПО "Энергия", 1993

(Палло – в первом ряду шестой слева).
Обратите внимание — ветераны стоят на фоне макетов кораблей-спутников "Восток" 3КА (слева) и "Восток" 1К.
На КС "Восток" 1К хорошо заметна штанга с экспериментальной солнечной батареей в виде двух полукругов.
По центру фотографии справа изображение СА после посадки — видно как в нём крепились стропы парашюта.

.

Палло Арвид Владимирович
Палло А.В.
(1912-2001)

Сразу же после запуска (19.08.1960) корабля-спутника с Белкой и Стрелкой С.П. Королев поручил Арвиду Палло участвовать от ОКБ-1 (так в те годы называлось руководимое им предприятие) в работе поисково-эвакуационного отряда. Так начался новый период в жизни Арвида Владимировича. Он встречал Юрия Гагарина и Германа Титова

Занимаясь, освоением дальнего космоса А.В. Палло работал над созданием АМС «Луна-1»;, «Луна-2»,
«Марс-1», «Венера-1». Он был ведущим конструктором АМС «Луна-9», впервые совершившей мягкую посадку на поверхность Луны. Посадка эта тоже была мечтой С.П. Королева, которую осуществил
А.В. Палло, но увы уже после безвременной кончины Сергея Павловича.

С 1969 года А.В. Палло занимался долговременными орбитальными станциями «Салют», «Салют-4»,
«Салют-6»., был заместителем ведущего конструктора ДОС «Салют-4».

С 1977 года, находясь на пенсии, А.В. Палло продолжал активно участвовать в ветеранской работе НПО «Энергия». А.В. Палло был постоянным участником научных чтений и конференций, где выступал с интересными докладами и воспоминаниями. При непосредственном участии А.В. Палло в Житомирском музее Сергея Павловича Королёва создавались стенды для демонстрации космической техники.

За многолетний труд А.В. Палло награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени. В 1966 году ему было присвоено звание Лауреата Ленинской премии.

А.В. Палло скончался в 2001 году.

источники: novosti-kosmonavtiki.ru,
Рядовой космической отрасли. К 95-летию А.В. Палло.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Борисов Михаил Михайлович

Борисов Михаил Михайлович
Борисов М.М.
(1923-1971)

Высококлассный лётчик сразу же после получения приказа командования ВВС 23-го декабря приступил к полётам для поиска спускаемого аппарата корабля-спутника "Восток".
Полёты кораблей с животными говорили, что вот-вот в космос полетит и человек. Местные лётчики, перед которыми военное командование поставило чрезвычайную задачу интенсивного поиска СА, не знали, кто находится в нём — животные или человек. И, понимая, что если там человек, были готовы на многое, чтобы оказать ему необходимую помощь.

После обнаружения  Борисовым спускаемого аппарата, его спросили, сможет ли возле СА сесть Ан-2. Михаил Михайлович предложил свой вариант (правда, с большим риском поломки планера): использовать старый, отслуживший свой срок самолёт Ан-2 Туринского авиапредприятия. Он один с необходимым грузом (для спасения и оказания помощи космонавту) хотел сесть там (и наверняка смог бы это сделать). Но командование ВВС отказались от такого варианта, выбрав вертолёт для посадки у СА.

За обнаружение спускаемого аппарата корабля-спутника "Восток" Михаила Михайловича Борисова наградили золотыми часами.

 

Командир Ан-2 Михаил Михайлович Борисов с экипажем (1960). Возможно на этом самолете и был обнаружен СА "Восток"
Всего в Туринском авиаотряде в 1960 году было 12 самолетов Ан-2 нескольких модификаций

 

Из публикации о командире Туринского объединенного авиационного отряда.

Бывшему боевому военному летчику-фронтовику, участнику Великой Отечественной войны, было 27 лет, когда он впервые ступил на эвенкийскую землю (1950). Тогда в Туре решили организовать самолетное звено, и возглавил его Борисов.

Он первым открыл авиатрассы Тура-Чиринда-Ессей, Тура-Кислокан-Эконда. За 21 год работы он облетал всю Эвенкию, знал каждый ее укромный уголок. Летал он обычно с подбором. Это когда летчик с высоты полета выбирает подходящую площадку для посадки самолета. Такой способ и нынче является высшим классом, а в те времена это был настоящий героизм.

Он был ведущим пилотом и всегда передавал свой богатейший опыт всем молодым летчикам, начинавшим работать в Эвенкии — проводил по трассам, которых они не знали. Каждый вариант Ан-2 (колесный, гидро, лыжный) имеет свои особенности, поэтому в первый полет с молодым пилотом всегда отправлялся, как говорили, «обкатывал» его сам. И только убедившись, что парень может летать, доверял ему машину.

Борисов многих научил своей замечательной профессии. Его бывшие ученики летают на больших самолетах на российских и международных авиалиниях.

«Любить свою работу, любить свою машину, быть смелым, дерзким, не бросать в беде друзей», – так говорил командир эскадрильи Борисов. Характер у него был спокойный, выдержанный. Подчиненные знали, если Михалыч отчитает, то за дело. Он любил и берёг своих «орлят». Относился к ним по-отечески заботливо.

Борисова знала вся Эвенкия. Охотники, оленеводы, рыбаки, геологи спокойно трудились на своих рабочих местах, потому что знали: что бы не случилось — на помощь всегда прилетит Борисов.

Ему было всего 48 лет. Он мог бы еще летать, учить молодых, дождаться внуков и правнуков. Но жизнь распорядилась по-своему. 13 августа 1971 года замечательного летчика, прекрасного человека в результате несчастного случая не стало.

В Туре именем Михаила Михайловича Борисова названа бывшая улица Портовая, на которой он жил.

Источник: статья Валентины Львовой "След в небе"

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Капрэлян Рафаил Иванович (1909-1984)
Капрэлян Р.И.
(1909-1984
)

Капрэлян Рафаил Иванович

Герой Советского Союза (15.05.1975), заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961), подполковник.
Родился 5 мая 1909 года в городе Баку (Азербайджан).
В 1926 окончил Бакинский промышленно-экономический техникум. В 1927-1929 учился в Азербайджанском политехническом институте. В 1932 окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ.
В 1932 работал инженером в Главном Управлении ГВФ, в 1932-1933 - в Ленинградском институте инженеров ГВФ.
В 1934 окончил Батайскую лётную школу ГВФ. В 1934-1935 – лётчик-инструктор Ленинградского института инженеров ГВФ. В 1935-1941 работал пилотом в ГВФ.

В армии с 1941. Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 – мае 1943 – командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. В феврале-августе 1942 был в плену, откуда сбежал и воевал у партизан.
В мае 1943 – феврале 1944 — инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (АДД), в марте 1944 – мае 1945 — командир 89-го транспортного авиационного полка (АДД).
Всего за время войны совершил 89 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта
. С 1945 - в запасе.

В 1945-1947 — пилот ГВФ. В 1947 — заместитель начальника авиагруппы Главного Управления Гидрометеослужбы.
С сентября 1947 по июнь 1950 – на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Участвовал в испытаниях Ту-4 (1947-1948); провёл испытания опытных винтов на Ту-4; испытания радиолокационного оборудования на В-25; испытания системы антиобледенения на Ту-4; испытания радиолокационного оборудования для слепой посадки и ряд других испытательных работ на тяжёлых самолётах по тематике института.


После очередного рекорда. Крайний слева летчик-испытатель Р.И. Капрэлян, рядом с ним М.Л. Миль

В 1950-1953 работал на авиазаводе № 82 (Тушино). В 1953-1968 — лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провёл испытания Ми-6 (1957), Ми-10 (1960); участвовал в испытаниях Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-10К. Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 -вторым пилотом): в 1956 — 2 рекорда: скорости и грузоподъёмности на Ми-4; в 1957 — 2 рекорда грузоподъёмности на Ми-6; в 1959 — 1 рекорд грузоподъёмности на Ми-6; в 1962 — 3 рекорда грузоподъёмности на Ми-6.

Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.

 

 

 

Рафаил Иванович рассказывает о событиях в декабре 1960 года:

«Зимой 1960 г. меня внезапно вызвали к Генеральному [Милю М.Л.], – вспоминает Капрэлян.
– Странно – вызвали в 9-10 ч вечера, да еще накануне выходного. Бросилась в глаза необычность обстановки: время неурочное, а все службы КБ на месте, даже плановый отдел и бухгалтерия.

Пока шел «на ковер», друзья сказали, что звонил сам С.П. Королев. Михаил Леонтьевич изложил суть дела. Оказалось, что при выводе на орбиту спутника с собакой произошел технический сбой.
Поисковые партии нашли контейнер — шар с обгоревшей оболочкой — в самом центре Красноярского края, в забытом богом и людьми месте — районе Туры, что на берегу Нижней Тунгуски. Его надо вывезти — но как? Ясно, ни самолетом, ни наземным транспортом — кругом тайга, глубокий снег, метели. Остается вертолет. Разговор об этом с «Аэрофлотом» ничего не дал — его вертолетчикам запрещено возить грузы свыше 1,2 т, а аппарат весил 2,1!

Вот тогда-то Королев и позвонил Милю. Он попросил помощи и поинтересовался, есть ли летчик, способный на такое. Не знаю, что было потом, но задание получил я. Эвакуация «шарика» заняла 2 ч и прошла без осложнений. Только при посадке случилась осечка. На аэродроме мела поземка, и подкорректировать снижение машины было невозможно. Поэтому я разъединил замок внешней подвески чуть раньше, «шарик» шлепнулся, и от обгоревшей оболочки отвалился осколок. Я его взял, завернул в газету и привез Милю как «космический сувенир».
Михаил Леонтьевич был человеком смелым, новаторских решений и... очень суеверным — всегда страшно переживал за исход испытаний, не позволял летать по понедельникам и в последний день месяца. Повертев в руках осколок, он вдруг решил, что эта штука из космоса должна, как говорят, испускать смертоносные лучи, и швырнул мне обратно. Хорошо хоть, что успел пригнуться.

Вот так я поднял 2,1 т и перенес этот груз на 200 км [на 65 км, тут вообще не понятно, откуда взялось это число]».
— Но ведь это близко к повторению мирового рекорда? – спросил я [Ю. Каминский].
— Думаю, да. Ведь работали мы не на специально подготовленной площадке, на серийной машине, да еще в сибирский мороз в 54 град..."

Источник: Техника-молодежи" №4 2000 год

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Козлов [Пётр Иванович] — командир Туруханского авиаотряда в 1960 г.

О нём известно очень мало. Фотографии нет.
Вскоре после указанных событий Пётр Иванович был переведён на работу в Игарский объединённый авиаотряд. Он погиб при катастрофе вертолёта при его перегоне из Ленинграда в Игарку приблизительно в 1968 году. Похоронили лётчика где-то в подмосковье, на родине.

Кто знает что-либо о судьбе лётчика Козлова Петра Ивановича, прошу сообщить мне

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Виноградов Иван Корнилович — командир Туринского авиаотряда в 1960 г
Виноградов И.К.

Виноградов Иван Корнилович — командир Туринского авиаотряда в 1960 г. Кроме имени и отчества о нём неизвестно ничего.

 

 

 

 

 

 

 

Кто знает что-либо о Виноградове Иване Корниловиче, прошу сообщить мне

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Окунев Борис Фёдорович
Окунев Б.Ф.

 

Окунев Борис Фёдорович — командир экипажа Ан-2 Туринского авиаотряда в 1960 г.


Стаж его работы в Эвенкии в декабре 1960 составлял около 10 лет. Налетал более 500 000 км без аварий. Заместитель секретаря партийной организации Туринского авиаотряда.

Фотография и данные из газеты "Советская Эвенкия" № 100 (2921) 4 сентября 1960 г.

4 июля 2011 стало известно, что Б.Ф. Окунев умер 05.04.2011. Биографических данных нет.

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Представитель медиков Армен Арамович Гюрджиан – сотрудник Института авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР

Гюрджиан Армен Арамович
Гюрджиан А.А.
(1924-2000)

Нужно сказать, что сведения об этом участнике операции спасения собак оказались самыми закрытыми от меня (да и многих людей) вплоть до конца октября 2010 года, когда я обнаружил фото А.А. Гюрджиана в группе ученых ИМБП в публикации журнала "Земля и Вселенная" за 1997. Затем, в конце ноября, фото прислал мне его родственник, по внешности заметно, что оно относится к концу 1950-х началу 1960-х годов.

Как много значит фотография человека! Без неё фамилия, имя и отчество — просто набор букв. Непонятно, зачем она скрывалась столь долгое время? Зная зту фотографию и просматривая кадры видеохроники можно видеть, как Гюрджиан готовит к полёту собак Белку и Стрелку, юбилей полёта которых отмечался 20 августа 2010 года.

Родился А.А. Гюрджиан в 1924 в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Окончил среднюю школу № 27, затем в 1947 году Северо-Осетинский государственный медицинский институт (с отличием). В Советской Армии с июля 1951 по октябрь 1983. Окончил аспирантуру в Институте физиологии АН CCCР имени И.П. Павлова. 1979 – начальник отдела Института авиационной и космической медицины.
Ученый, видный специалист в области авиационной физиологии, доктор медицинских наук, полковник медицинской службы.

 

Гюрджиан А.А. (справа) подготавливает Белку и Стрелку к полёту 19.08.60

Ст. лейтенант медицинской службы службы Киселёв Александр Алексеевич и Гюрджиан Армен Арамович (справа)
подготавливают Белку и Стрелку (на снимке она слева) к полёту 19.08.60
Киселев А.А. проходил подготовку к полетам на КК "Восход" с медицинской программой в 1965-1966 гг.

С 1983 – научный сотрудник Института медико-биологических проблем (ИМБП). Подготовил ряд обобщающих работ по авиационной медицине. При его участии подготовлены библиографический указатель литературы по авиационной медицине и психологии и словарь. Автор свыше 140 научных работ. Один из авторов Англо-русского словаря по авиационно-космической медицине.

Армен Арамович работал со всеми собаками, летавшими в космос на геофизических ракетах и кораблях-спутниках.

Долгие годы научные интересы А. А. Гюрджиана были связаны с лабораторией ИМБП в Дубне, а также с Отделением радиационных и радиобиологических исследований Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в г. Дубне.

 

А.А. Гюрджиан и сотрудники ИМБП
Сотрудники отдела № 1 Научно-исследовательского института авиационной медицины,
готовившие эксперименты с животными (слева направо):
А.Р. Котовская, О.Г. Газенко и В.Н. Ненахова (сидят),
А.М. Генин, В.С. Георгиевский, А.А. Гюрджиан, Е.М. Юганов, А.Т. Серяпин и И.И. Касьян (стоят)

фото из статьи в журнале «Земля и Вселенная» 1997 №6
"Первые запуски ракет с животными", ( Д.К. МАЛАШЕНКОВ, научный сотрудник ГНЦ РФ ИМБП)

 

Об Армене Арамовиче Гюрджиане коллеги отзываются как о человеке исключительной доброты, отзывчивости, всю свою жизнь отдавшего служению науке и людям. Умер учёный 13 февраля 2000 года на 76 году жизни.

Источники: архив Паповяна А.Р., Энциклопедия фонда "Хайзаг"

 

Жулька после полёта принесла потомство и до конца своих дней прожила в семье
О.Г. Газенко – патриарха космической биологии и медицины, директора ИМБП (фото astronaut.ru)

Из статьи Екатерины Пичугиной в Московском комсомольце, 12.04.2001 (источник: viperson.ru)
Академик Олег ГАЗЕНКО: "До Гагарина в космос слетала большая свора собак"

<...> "Космонавтам-людям по возвращении из космоса полагались звания, деньги и привилегии. А как складывалась судьба собачек-героев?

– Да по-разному... Некоторые, кстати, по нескольку раз летали. Некоторых просто отпускали на свободу. А одна космонавтка, Жулька, у меня дома жила. Хорошенькая такая, пушистая, беленькая, востроносая... Она была настоящей героиней, летала целых три раза – два раза на ракетах, а третий на корабле-спутнике, предшественнике того корабля, на котором летал Гагарин. И если б не случилось беды, именно Жулька, а не Белка и Стрелка, первой облетела бы вокруг Земли. Но – не сложилось. [В последних двух предложениях непонятно о чем говорит академик, вернее Елена Пичугина]. Ее третий полет в декабре 1960-го получился неудачным. Из-за технического сбоя спутник не вышел на орбиту. В таких случаях аппарат предназначался к уничтожению, но система опять не сработала. Спутник упал в Сибири, в районе Подкаменной Тунгуски [здесь ошибка, конечно]. Два дня он провалялся в тайге, пока к нему через глубокий снег не добрались спасатели. Натерпелась собака: во время падения ее крутило-вертело, а потом еще два дня на морозе без воды и еды... И Жульку `списали` из космоса. А мне стало жалко, и я забрал ее к себе домой. Так Жулька прожила у меня лет четырнадцать..."

[Заметьте, Альфу академик не упоминает совсем...
Как, впрочем, и В.В. Молодцов – проектант из группы К.П. Феоктистова – в своих воспоминаниях История проектирования корабля "Восток":

"...Из 4 запусков кораблей 1К только 2 можно было считать удачными. Во время одного из запусков взорвалась ракета-носитель, при другом произошла авария 3-й ступени. Правда, в этом случае надежно сработала система аварийного спасения. Аварийный спуск произошел в районе поселка Тура Красноярского края. Собачка осталась жива". ]

  

Жулька, О.Г. Газенко (1918-2007), В.Б. Малкин
источники: фото слева Новости космонавтики №1 2008
фото справа из публикации "Четвероногие испытатели" доктора медицинских наук Виктора Малкина
в статье «Первопроходцы космоса» в журнале «Источник» №6 1997 г

Здесь добавлю слова С.П. Королёва о возникающих при аварийном разделении СА перегрузках:

"...При аварии ракеты-носителя в конце участка выведения (когда достигается скорость, при которой корабль-спутник может выйти на орбиту Земли) производится аварийное отделение корабля-спутника от ракеты-носителя. При вхождении в атмосферу срабатывают температурные датчики системы аварийного разделения и спускаемый аппарат отделяется от приборного отсека. Далее система приземления спускаемого аппарата и пилота срабатывает в штатном режиме.

Максимальная перегрузка при аварийной ситуации может достигать 21 ед" (!) (выделено мной)

Источник: С.П. КОРОЛЕВ И ЕГО ДЕЛО. СВЕТ И ТЕНИ В ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ И ДОКУМЕНТЫ.
Под общей редакцией академика Б.В. РАУШЕНБАХА. Составитель доктор технических наук Г.С. ВЕТРОВ. МОСКВА«НАУКА» 1998
"О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ КОРАБЛЕЙ "ВОСТОК" [1961 г.]"
V. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОРАБЛЯ "ВОСТОК"
Документ подписан С.П. Королевым 29 марта 1961 г.

Таким образом, собаки Жулька и Альфа испытали длительные громадные перегрузки (человек выдерживает перегрузку порядка 13 ед.).
И, скорее всего, именно поэтому они не реагировали на присутствие людей (Палло и его группы) длительное время. И вполне вероятно, что собака Альфа просто могла не выжить после полёта, или перелёта Тура-Москва, хотя генерал Каманин Н.П. пишет, что видел ОБОИХ собак:

"...31.12.60 г. у меня был конструктор завода 918 Востоков Федор Анатольевич и доложил свои наблюдения и предположения о причинах происшествия с кораблем (он 23 и 24.12.60 г. был в районе Туры). Шар опустился в лесу в 70 км южнее Туры на сравнительно ровной площадке, но имеющей подъемы на запад, восток и юг. Шар весь черный, обгорела вся фольга, парашют и стропы растянуты на деревьях, при приземлении шар сбил снег с большого количества деревьев (Заметна оголенная полоса; по-видимому, при приземлении был сильный ветер). Оба люка шара отстреляны, но несколько деформированная капсула осталась в шаре. По-видимому, отделение шара от приборного отсека произошло не по команде теплового реле, а силовым методом из-за перегрузок или неравномерного перегрева (электропроводка отсоединена не в разъемах, а порвана и спаялась в один общий ком). Предполагают, что отстрел люка и капсулы произошел одновременно (нормально капсула отстреливается через 2,5 секунды после люка) и капсула деформировалась от удара об люк (люк нашли в 50 км, на нем должны быть следы удара капсулы).

На 31.12.60 г. шар пока в районе приземления. Собаки с 26.12 в Москве и чувствуют себя хорошо. 29.12 я их видел и поздравил с благополучным возвращением. Дневники генерала Н.П. Каманина

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Местные лесорубы:

Львов Павел Николаевич Черкашин Александр Иванович Юрьев Владимир Михайлович
Львов П.Н.
Черкашин А.И.
Юрьев В.М.

Львов Павел Николаевич — заведующий Экондинской начальной школой (позднее работал председателем Илимпийского районного Совета депутатов трудящихся, заместителем председателя Эвенкийского окрисполкома). Почетный житель ЭАО (1999). (фото 1960)

Черкашин Александр Иванович — В первой половине 70-х годов работал директором Илимпийской районной киносети. Фото середины 80-х. (умер в 1990)

Юрьев Владимир Михайлович — радист Туринской ГМС (позднее долгое время работал диспетчером Туринского ОАО), житель п. Тура с 1946 года. Почетный житель ЭАО (2002). Фото 2007. (умер в 2008)

 

Местные радисты, метеорологи, авиатехники:

Сидоров Юрий Борисович Крюков Анатолий Иосифович Горбунов Алексей Павлович
Сидоров Ю.Б.
Крюков А.И.
Гобунов А.П.

Сидоров Юрий Борисович — радист (позднее начальник радиоаппаратной) Туринской АМСГ. Фото конца 50-х
(умер)

Крюков Анатолий Иосифович — радиотехник (позднее инженер) Туринской ГМС. Фото конца 50-х. (умер)

Пальчиков Михаил Сергеевич — в 1960 начальник Туринской АМСГ (Авиационная Метеорологическая Станция Гражданская). (нет данных)

Горбунов Алексей Павлович — авиационный техник Туринского авиотряда, позднее инженер и начальник авиационной технической базы (АТБ). Фото конца 80-х. (умер)

Афиногенов Евгений Петрович — авиационный техник Туринского авиаотряда. (умер)

Ребрунов Василий Андреевич — авиационный техник Туринского авиаотряда, окончил Киевский авиационный институт, долгое время работал в Красноярском авиаотряде бортинженером самолета Ил-62. (нет данных)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Руководители местных органов власти, участники операции по эвакуации КС "Восток" 1К №6

Койначёнок Митрофан Павлович Севрунов Александр Ильич
Койначёнок М.П.
Севрунов А.И.

 

Койначёнок Митрофан Палович — председатель Эвенкийского окружного Совета депутатов трудящихся, депутат Верховного Совета СССР. (умер)

Севрунов Александр Ильич — первый секретарь Илимпийского районного комитета КПСС. (нет данных)

Фотографии взяты из группового фото ветеранов Эвенкии (13 декабря 1980)

 

 

 

 

 

О конструкторах ракетной и космической техники, воспоминания которых использованы в подготовке этого материала

 

Ивановский Олег Генрихович
Ивановский О.Г.

Ивановский Олег Генрихович — ведущий конструктор первых космических кораблей «Восток»

Родился 18 января 1922 года.
Судьба Олега Генриховича неотделима от судьбы нашей страны. В 1940 году был призван в пограничные войска. Великую Отечественную войну он встретил 22 июня 1941 г. в погранвойсках, а завершил в 8-й кавалерийской дивизии у стен Праги 14 мая 1945 г. Закончил войну офицером советской военной контрразведки «СМЕРШ».
Участник Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.
В 1947 г. он поступил на работу в НИИ-88.
В 1950 г. там было создано ОКБ-1 по разработке ракет дальнего действия, главным конструктором которого был назначен С.П.Королев. Олегу Генриховичу повезло – он стал работать в этом прославленном коллективе.
В 1957 г. О.Г. Ивановскому поручили возглавить ответственное направление в группе по Первому ИСЗ ведущего конструктора М.С. Хомякова, где он отвечал за подготовку и проведение его испытаний. Спутник был успешно запущен 4 октября 1957 года.
В 1959 г. Ивановский был назначен ведущим конструктором первых космических кораблей «Восток».

 

Востоков Ф.А., Гагарин Ю.А., Ивановский О.Г. у входа в кабину СА "Восток-1" 12 апреля 1961 года

Кадр из фильма о полёте Ю.А. Гагарина. У входа в кабину спускаемого аппарата КС "Восток-1" (3КА №3) 12 апреля 1961 года:
Ф.А. Востоков, Ю.А. Гагарин, В. Шаповалов, О.Г. Ивановский
Источник снимка: roscosmos.ru

В исторический день 12 апреля 1961 г. он вместе с ведущим конструктором скафандров Ф.А.Востоковым (на снимке слева от Гагарина) на верхней площадке ферм обслуживания ракеты помогал Юрию Гагарину пройти от лифта до кресла космического корабля «Восток» и участвовал в закрытии люка. Документальные кадры, снятые тогда на Байконуре за 2 часа до старта, обошли весь мир.

С 1961 по 1965 гг. О.Г.Ивановский работал в аппарате Совета Министров СССР, в комиссии по военно-промышленным вопросам.
В конце 1965 г. он был назначен заместителем главного конструктора Г.Н.Бабакина и стал осваивать лунное направление. Вместе со своими коллегами Олег Генрихович работал над созданием лунных автоматических станций. Разработанные в НПО им. С.А.Лавочкина «Луноход-1» и «Луноход-2» прошли многие километры по Луне.

После завершения лунной тематики (последняя наша станция «Луна-24» в 1976 г. доставила с Луны грунт, извлеченный с большой глубины специальным грунтозаборным устройством) О.Г. Ивановский — главный конструктор НПО им. С.А.Лавочкина по лунной тематике в 1971–1983 гг.
Олег Генрихович один из разработчиков и создателей астрофизической обсерватории «АСТРОН», которая более 8 лет успешно проработала на орбите, а так же искусственных спутников Земли серии «ПРОГНОЗ» для изучения процессов солнечной активности, их влияния на межпланетную среду и магнитосферу Земли.

Он является лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, почетный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.

 

Ивановский О.Г. в музее НПО им. С.А. Лавочкина (2002). Фото laspace.ru
Фотографии с 85-летнего юбилея О.Г. Ивановского смотрите на странице сайта НПО им. С.А. Лавочкина

После выхода на пенсию в 1983 г ведет большую работу в музее НПО им. С.А. Лавочкина, заботясь о сохранности не только ценных экспонатов, но и памяти про долголетние успехи коллектива.
Олег Генрихович – автор семи книг и многих статей по космической тематике, опубликованных в нашей стране и за рубежом.
За боевые и трудовые заслуги О.Г. Ивановский награжден многими орденами, медалями и Почетными знаками.

Книгу воспоминаний О.Г. Ивановского 'Записки офицера «Смерша»', 2006 можно прочитать здесь (содержит биографические данные и фото)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Черток Борис Евсеевич
Черток Б.Е.

Черток Борис Евсеевич — советский и российский учёный и конструктор, один из заместителей С.П. Королёва

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши)..

В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) — электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 (будущий завод им. Хруничева) в Москве, выпускавший ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство ТБ-3. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

Окончил в 1940 году Московский энергетический институт. С 1940 по 1945 год Б.Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП [Народный Комиссариат Авиационной Промышленности] СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я.Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б.Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А.М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б.Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения.
В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С.П. Королёв.
В 1966 году стал заместителем Главного конструктора, руководителем комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ).

В 1974 году Б. Е. Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.
С 1992 года – главный научный консультант ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева".

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Учёный в области систем управления космическими аппаратами, навигации и космического приборостроения, академик РАН, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий награждён многими правительственными наградами, в том числе двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Почетный гражданин г. Королёв Московской области

Книги Б.Е.Чертока "Ракеты и люди" (четыре тома) очень популярны у людей, интересующихся историей космонавтики и исследованиями космического пространства.

 

Академик РАН Борис Евсеевич Черток — патриарх отечественной ракетно-космической техники (13.12.2010)
Фото РКК "Энергия" им.С.П.Королёва

По сообщению пресс-службы РКК "Энергия" Б.Е. Черток стал Лауреатом XVIII Международной премии Андрея Первозванного.

Международная премия Андрея Первозванного «За Веру и Верность» присуждена главному научному консультанту РКК «Энергия», соратнику С.П. Королёва, академику РАН Борису Евсеевичу Чертоку за выдающийся вклад в создание и развитие российской ракетно-космической науки и промышленности. Церемония вручения наград состоялась 13 декабря 2010 года в Государственном Кремлевском Дворце.

В этом году лауреатами премии стали 9 человек. В прошлые годы премия вручалась Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, народному артисту В.С. Лановому и другим.

Биография Чертока Б.Е. на сайте Международного объединенного биографического центра

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Некоторые итоги

Хотя прошло уже 50 лет, о пуске 22.12.1960 искажают факты практически все до сих пор!

Секретность описанной поисковой операции и пуска 22.12.1960 года корабля-спутника "Восток", сер. 1К №6 вызвана, на мой взгляд, причиной, высказанной в воспоминаниях генерала Н.П. Каманина "Скрытый космос", том I (смотри ссылку выше):

«26.12.60 г. в НИИ-4 заседала Комиссия под председательством т. Келдыша. Королев доложил: “Причина невыхода корабля на орбиту — в двигательной установке 3-й ступени, РО-7 не дал расчетной тяги или выключился раньше времени. Удачный спуск корабля и сохранение жизни животных он расценил как большую удачу и на этом основании предложил опубликовать сообщение о пуске и посадке четвертого космического корабля; с его мнением согласились большинство членов Комиссии, я имел намерение выступить против публикации, но, выслушав многих членов Комиссии, промолчал. Доклады по организации поиска сделали полковник Мозжорин (НИИ-4) и генерал-лейтенант Кутасин. Оба были недостаточно объективны и преувеличивали успехи, замалчивали серьезные недостатки организации поиска и качества средств поиска (на месте не было ответственного руководителя, самолеты не слышали сигналов и др.). В своем выступлении я указал на необходимость организации штаба поиска, которому подчинить все средства НИИ-4, ВВС, ВМФ, ГВФ, КГБ и др. ведомств. Меня поддержал представитель Устинова Д.Ф. — товарищ Семенов. Решили на очередном заседании Комиссии заслушать доклад начальника НИИ-4 генерал-лейтенанта Соколова об организации и средствах поиска и после обсуждения решить, как лучше организовать дело.

<...>

"Сегодня уже 2 января 1961, а сообщения ТАСС о полете космического корабля 22.12.1960 года нет и, по-видимому, уже и не будет. Все потуги Королева хоть частично зафиксировать этот полет провалились. Отказавшись сообщать о полете, ЦК КПСС тем самым признал серьезный провал этого пуска".

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот так небольшая группа людей, скрывающаяся под аббревиатурой "ЦК КПСС" стирала многочисленные страницы не только из истории освоения космоса, но и из истории России.

Предствители ЦК стёрли из истории полёт "Востока" 1К №6 на долгие годы, несмотря на то, что БОЛЬШИНСТВО в комиссии Королёва считали, что пуск можно было с известными оговорками считать удачным.
Придумав очень удобную ссылку на ЦК КПСС — некую безликую группу людей, коммунистическая партия придумала замечательный способ уходить от ответственности конкретным людям. Они и подчинённые до сих пор говорят: "не знаю", "не слышал", "не участвовал", "не помню", "не обладаю данными", "это решение ЦК КПСС" и т.д.
Трудно поверить во всеобщую амнезию (потерю памяти) у докторов наук, и других людей. Виной всему патологический страх, который витал и до сих пор витает в их головах. Ведь если они не говорили столько лет, то теперь факты уже не восстановишь, так как большинство участников событий умерли, а те, кто еще жив, не в состоянии точно изложить свои мысли, сопоставить факты и даже просто попасть в необходимые архивы по причине их закрытости.
По-моему ядерные секреты в нашей стране были раскрыты гораздо раньше, чем этот полет "Востока" 1К №6. Сейчас снова стали говорить об искажении истории. Случай с эвакуацией "Востока" 1К №6 из Эвенкии как раз яркий тому пример.

Иван Дмитриевич Сербин
Сербин И.Д.
(1910-1981)

 

Кто виноват? Понятно, что не весь абстрактный ЦК КПСС, а определённая маленькая группа, человек 5-7. Руководитель этой "группы" Иван Дмитриевич Сербин — заведующий Отделом оборонной промышленности ЦК КПСС (его за глаза называли "Иван Грозный" — так уж он всех генералов и академиков пугал). Но каждый из генералов , академиков, докторов наук также по-своему виновны в сокрытии истории от народа.
Генерал-полковник Н.П. Каманин в том числе. Воздержавшись при голосовании признать удачным спуск корабля и сохранение жизни животных, он фактически встал на сторону противников публикации сведений о полёте.

В первую очередь врать не надо изначально! Потом оправдываться не придётся.
Кто искажает историю в первую очередь? Специальные органы и люди (снова безликая масса), которые засекречивают информацию (изменяют, например, имена и фамилии, стирают с фотографий лица или запрещают их публикацию), а потом они же удивляются, что кто-то написал о том или ином событии что-то не так, как это было (или как они желают). В США гриф секретности обычно снимают через 50 лет, а в нашей несчастной стране ждут, когда вымрут последние свидетели, а потом начинают писать новую (свою) историю и убеждают, что это правда. Только кому она нужна, такая правда? Молодым людям уж точно нет! Их интересует совсем другое…

Примером ахинеи в описании истории освоении космоса является материал "ПЛЕННИКИ ДОЛГА" некоего Якова Гельфандбейна размещенный на сайте Капустин Яр!
О событиях в Туре он пишет в пункте 4. НЕУДАЧИ. Чувствуется, что автор читал книгу В.С. Губарева "Серебристые облака", но не учёл, что это художественная, а далеко не документальная повесть — в ее тексте много вымысла (видимо во время написания большую роль играл режим секретности для этой операции).
Молодежь, которая читает этот материал на сайте принадлежащего, кстати, первому космодрому СССР, будет ему верить. Вот из таких источников и расползаются всевозможные слухи и небылицы.

Руководители нашей страны картинно хватаются за голову и говорят, что у молодёжи пропал интерес к космонавтике, точным наукам. Они недоумевают, почему наша страна так отстала в освоении космоса (особенно дальнего), а в ближнем космосе падают спутники "Глонасс" еще при запуске, или, не проработав года, выходит из строя астрофизическая обсерватория "Коронас-Фотон" (сейчас этого не утаишь).

У меня ответ такой: замалчивание и искажение истории космонавтики является одним из звеньев такого отставания России.

Надеюсь, что собранные мною сведения немного приблизили вас, уважаемые земляки-эвенкийцы и любители истории космонавтики, к истине. Реальная же картина, на мой взгляд, не будет восстановлена уже никогда, к большому сожалению.

Но поиски будут продолжены.

<< Вернуться на предыдущую страницу

 

Cтраницу 2007 года об участниках событий смотрите здесь


источники:

Архив Сумакова В.П.

Архив Иллензеер (Борисовой) Н.М.
novosti-kosmonavtiki.ru
Полёты на кораблях-спутниках
Ивановский О.Г. "Ракеты и космос в СССР. Записки секретного конструктора". М., "Молодая гвардия", 2005

© Александр Коваль
2004-2016
главнаякарта сайта