![]() |
К 80-летию Туринской вечерней школы статья подготовлена к публикации в газете "Эвенкийская жизнь" (5 ноября 2007),
Я Коваль Александр Павлович, учитель физики. Люди зачастую не осознают исторического значения текущего времени примерно до 30-35 лет своей жизни. И только, становясь все старше и старше, начинают понимать важность каждого прожитого дня. В 1926-1927 годах органами Советской власти была проведена колоссальная по своей значимости работа — Перепись коренного населения приполярных территорий (тогда называемых Туруханским краем). Во время этой переписи изучались жизнь и бытовые условия коренных народов, их культура, языки, взаимоотношения с группами людей других национальностей (с ангарцами, например), способы охоты, способы заготовок и употребления продуктов питания, и многое другое, в том числе была определена плотность населения громадных территорий Приполярного Севера. Глафира Макарьевна Василевич — будущий доктор исторических наук, выдающийся исследователь жизни эвенков, мечтала попасть в состав участников этой экспедиции, но судьба распорядилась так, что она начала свои исследования и свою первую экспедицию в 1925 году в Катангском районе [соврем.] Иркутской области. Её труды, охватывающие практически все стороны жизни эвенков, включая их язык, культуру и историю, составляют огромный вклад не только в широкую область историко-этнографического и историко-лингвистического изучения народов Сибири, но и в отечественную этнографию в целом.
Адам Петрович Курилович был руководителем Приполярной переписи (в будущем он станет вторым заведующим Туринской культбазой [1928-1929]), Николай Павлович Наумов — будущий доктор биологических наук, профессор и декан биологического факультета МГУ — исследователь Илимпийской территории Эвенкии, Андрей Прокофьевич Лекаренко — художник, будущий преподаватель Красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова исследовал жизнь и быт ессейских якутов и народов Таймыра, Нил Владимирович Сушилин исследовал жизнь и быт народов, населяющих бассейн Подкаменной Тунгуски (Байкитской и Тунгусско-Чунской территорий). Вместе с рабочим они сумели спасти кое-какие плавающие вещи, а на другой день, обвязавшись веревкой, другой конец которой держал на берегу рабочий, Нил Владимирович в течении нескольких часов доставал продукты питания, одежду, ружье, фотоаппарат. Деньги (серебром), лежавшие в отдельном большом мешке с фотопринадлежностями, утонули и достать их он не смог, но спас самое главное — материалы переписи — фотографии и записи. Сколько лишений перенесли эти люди, современному человеку трудно себе представить. Но для них это была очень увлекательная, интересная и необходимая работа. Для нас важно, что результатом этой работы молодых переписчиков стал выбор места строительства Туринской культурной базы и нашего любимого поселка Тура, вокруг которого объединились затем все села Эвенкии. Со старых фотографий первопроходцев глядят на нас их молодые лица. Прекрасные чистые, спокойные и уверенные глаза говорят о сильных душах. Одним из таких замечательных людей Севера, основателей Туры, был Первый заведующий Туринской культбазой в 1927-1928 гг. Филипп Яковлевич Бабкин. Его именем назван поселок "Бабкино" в 70 км от Туры вниз по течению Нижней Тунгуски. Именно он является инициатором создания 24 ноября 1927 года ПЕРВОЙ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ в Туре, в Эвенкии и вообще на Туруханском Севере. После образования Туринской школы для детей 7 ноября 1927 года, их родители тоже потянулись к знаниям в вечернюю школу. Первыми учителями вечерней школы стали Сергей Иванович Толмачев и доктор Семён Николаевич Бушмарин. В честь Семёна Николаевича остров, расположенный в двух км от Туры вверх по течению Нижней Тунгуски, на лоцманских картах носит имя "Бушмарин". Первое десятилетие в истории школы до сих пор остается неизвестным (белым пятном) и требует более тщательного изучения. Но, начиная с 1939 года по сегодняшний день, по книгам приказов удалось восстановить фамилии и имена директоров нашей школы, каждый из которых внёс свою определенную лепту в строительство школы как учреждения просвещения в п. Тура. За 69 лет их было 43. Некоторые занимали эту должность по 2-3 раза. Некоторые работали по 15 дней, а нынешний директор Олег Иннокентьевич Осогосток в этом списке рекордсмен — почти 20 лет он стоит у руля школы. Перечислю фамилии и имена директоров Туринской вечерней школы, которые есть ещё в памяти людей, населяющих современную Эвенкию: Суевалова Галина Георгиевна, Лютенберг (Янайт) Ревекка Максовна, Полынцева (Мухопад) Валентина Васильевна, Цхай Тамара Константиновна, Вычужанина Клавдия Степановна, Киппель Надежда Николаевна, Савин Михаил Семёнович, Попов Виктор Павлович, Митренко Нина Дмитриевна, Коваль Александр Павлович, Ярцев Владимир Алексеевич, Кочени Родион Викторович, Салаткин Валерий Григорьевич. В 1939 году это была неполная средняя школа (НСШ) для взрослых. Начальная школа — 4 класса: подготовительный, первый, второй, третий. Неполная средняя школа — 3 класса: пятый, шестой, седьмой. Полный список директоров за 1939-2007 годы и время их работы в Туринской вечерней школе На директоре лежит ответственность за всё — от систем жизнеобеспечения школы и организации труда педагогов и учащихся — до решения бытовых и личных проблем педагогов и учеников. Особенно трудны были годы становления школы 1927-1940, затем годы войны и послевоенного времени 1941-1960, годы работы автономной школьной системы отопления углем 1968-1978, годы постоянных угроз или разморожений системы отопления, систематические отключения электроэнергии в 1978-2001. Как видите, фактически всё время работы школы было трудным в этом плане. Только в период с 2002-2007 проблемы с отоплением и с освещением пропали, но, как всегда в нашей стране бывает, тут же появляются другие проблемы, третьи, пятые и десятые. И все же за 80 лет существования школы она не прекращала своей просветительской работы никогда, даже в годы Великой Отечественной войны. В разные годы число классов в школе было различным. В 1965 году не было выпуска из средней школы. Для современного пользователя периоды обучения представлены как основное и среднее образование. Таблица количества выпускников Туринской вечерней школы за 50 лет (1958-2007)
Собранная нами статистика выпусков учащихся из стен школы за 50 лет говорит о 1730 учениках. Столько людей получили от нашей школы, как говорили раньше, путевку в жизнь, получили право продолжать свое образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях страны. И ни один не сказал плохого слова о школе, об учителях. Несмотря на множество неудобств — отсутствие современной литературы, учебников, недостаток или отсутствие учебного оборудования (практически все время (более 30 последних лет) мы использовали списанную литературу средних школ Туры) жалоб от учеников не было. Мы слышали и слышим от них только слова благодарности, что помогли людям в трудную для них минуту, что помогали осваивать трудные для изучения темы, а это по своей сути — самая большая награда для учителя. Только два последних года в школу начала поступать новая литература. Годы перестройки с 1990 отрицательно сказались на работе школы. Финансирование урезали до предела, учебное оборудование не обновлялось и не пополнялось, заработная плата не выплачивалась по полгода, командировочные расходы, которые учителя, выполняя свой профессиональный долг в поселках Илимпийского района, оплачивали из собственного кармана, выплачивались бухгалтерией только через несколько месяцев. Собранный по крохам (1975-1990) большой запас школьного оборудования (приборов и наглядных пособий) с успехом использовался до страшного пожара 21 апреля 2001 года. Пожар уничтожил все здание, в котором располагалась школа (сейчас на этом месте построено здание Налоговой инспекции по ЭМР). Но школа выжила, восстановив все, что возможно, и продолжает работать. Жизнь сложилась так, что власть имущие не особенно жаловали нашу школу, хотя и понимали, что без неё обойтись нельзя. Мы до сих пор занимаемся в нашем прежнем стареньком здании 1948 года постройки, в котором капитальный ремонт в последний раз был проведен в 1976 году.
А в январе 2007 года, когда стропила крыши не выдержали тяжести снега, и она упала, какие-то горе-строители так отвратительно "отремонтировали" её, что просто стыдно смотреть и строителями-то назвать их можно с большим трудом. Вода, текущая с крыши, теперь бежит по стенам и обязательно разрушит их, а ведь эти брёвна до сих пор звенят (хотя простояли почти 60 лет!) и многих ещё, надеюсь, переживут. Число учеников в школе сегодня 105 человек (проживают в Туре, Чиринде, Эконде). С развитием коммуникационных технологий на территории Эвенкии, в школах, в домах людей (2004) появился Интернет. Мной был разработан сайт для учащихся нашей школы. Первоначально сайт был задуман как помощь учащимся Туринской вечерней школы, проживающим в поселках района, в освоении предметов основного цикла: математики и физики + справочные материалы. По мере его создания выяснилось, что учащимся необходимы правовые знания по общим вопросам образования, таким как Права человека (ООН), Права ребенка (ООН), Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании" и вопросам касающихся непосредственно школы (Устав школы). Сайт имеет крупные разделы Школа, Ученику, Учителю, в которых размещены, кроме перечисленных выше, подразделы: Математика, Физика, Биология, География Эвенкии, Этнография, Литературные страницы, Страницы истории Эвенкии, Справочник, Полезные ссылки Интернета и другие. Сайт создавался для учащихся нашей вечерней школы, однако, материалы, размещенные на нем, стали интересны учащимся других общеобразовательных школ всех типов, а так же абитуриентам, студентам средних профессиональных учебных заведений и даже профессионалам (этнографам, исследователям истории религий), студентам ВУЗов, что мне как автору, конечно же приятно. Хотел бы остановиться на разделе География Эвенкии. Думаю, что этот раздел будет полезен не только школьникам, но обычным людям. Ввиду невозможности доступа новых поколений простых людей к разбросанной, крайне недостаточной информации, относящейся к истории, языку и культурным традициям коренных народов Эвенкии был создан раздел "Этнография" (на Главной странице в меню – "Этнос"). Опубликованы описания персонажей "Мифов эвенков, якутов и кетов". Опубликованы страницы "Материальная культура эвенков в рисунках": Жилище и Строения, Одежда, Обувь, Предметы утвари, Орудия и предметы охоты, Орудия и предметы рыболовства, Музыкальные инструменты с переводами на русский язык эвенкийских терминов (в оригинальной транскрипции). Всего здесь 55 страниц. "Литературные страницы" в основном посвящены творчеству эвенкийских поэтов и писателей, а также представителей чукотского, хантыйского, ненецкого и русского народов. В январе 2007 года создан раздел "Страницы истории Эвенкии". На первых двух страницах мной рассказана неизвестная жителям Эвенкии (да и многим жителям России тоже) история эвакуации экспериментального спускаемого аппарата "Восток" с собаками, после их аварийного приземления 22 декабря 1960 года в районе п. Тура. В следующих страницах данного раздела Истории Эвенкии планируются рассказы о заселении эвенками громадных территорий Сибири и Дальнего Востока, о Почетных жителях Эвенкийского автономного округа, и другие. В "Справочнике" на сегодняшний день уже представлены 70 страниц. Для популяризации наук, знакомства с новейшими достижениями, проектами, фактами с февраля 2006 года на Главной странице сайта ведутся две рубрики "Новости наук и технологий, "Это интересно…" Сайт, таким образом, дает популярные ответы на вопросы, относящиеся к Эвенкии: к ее природе и географии, людям, истории и этнографии коренных народов, заселивших ее большую территорию в глубокой древности, к литературным произведениям эвенкийских авторов и популяризирует современные достижения наук. Все разделы сайта обновляются, уточняются и пополняются. Сайт Осиктакан принимал участие в III Международном фестивале некоммерческих интернет-проектов, который проводился Союзом вебмастеров России 20 января 2005 года — 18 марта 2006 года в номинации "Образование и наука". Сайт Осиктакан в конце июня 2007 года признан победителем в Красноярском краевом конкурсе "Лучшие сайты учреждений системы общего и начального профессионального образования" в направлении "Поддержка процессов информатизации общего образования в регионе, районе, школе". Небольшой коллектив учителей, работающих в школе сейчас: Осогосток Олег Иннокентьевич — директор школы с 1988 г, учитель истории и обществознания. Почетный работник общего образования РФ; Коваль Александр Павлович — директор школы в 1975-1977 гг, учитель физики, математики (11-12 классы), информатики. Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей категории; Скорнякова Валентина Алексеевна — учитель русского языка и литературы. Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей категории; Чарду Христина Ивановна — учитель математики (5-10 классы), черчения; Круглова Лариса Дмитриевна — учитель иностранного языка; Эспек Елена Кирилловна — библиотекарь и делопроизводитель, Ветеран труда. Они продолжают добрые традиции учителей Туринской вечерней школы, остаются верны своему учительскому долгу — просвещению людей. Я сердечно поздравляю всех учителей, работавших и работающих в нашей школе, а также всех учеников бывших и настоящих со знаменательной датой в жизни школы — ее 80-летием! Желаю всем, в первую очередь, хорошего здоровья, бодрости и уверенности в своих силах. Вы все можете и все выдержите, дорогие друзья. Энциклопедическая справка: ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ — общеобразовательные учебные заведения для молодёжи и взрослых, совмещающих учёбу с трудовой деятельностью. Появились в 70-х гг. XIX в., первоначально как разновидность воскресных школ. Под названием вечерней школы объединялись начальные учебные заведения различных типов для взрослых, общеобразовательные и профессиональные школы для рабочих и др. Часть вечерних школ находилась в ведении МНП [Министерства народного просвещения], имелись земские и частные В.ш., а также В.ш. при промышленных предприятиях. В годы советской власти В.ш. стали частью единой государственной системы образования. В 20-30-х гг. основными видами вечерних были школы для взрослых (обычные и повышенного типа), школы крестьянской молодёжи (ШКМ, 1923-34; с 1930 школы колхозной молодёжи); вечерние рабочие факультеты (1919-40); различные общеобразовательные и политико-просветительские курсы. С 1937 очная (вечерняя) форма обучения дополнена заочной. Современный тип российской общеобразовательной вечерней школы формировался с конца 40-х гг. В 1943 созданы школы рабочей молодёжи (ШРМ) и школы сельской молодёжи (ШСМ), в 1958 преобразованные в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, которые до начала 80-х гг. рассматривались как основной тип общеобразовательного учебного заведения для работающей молодёжи. В 70-е гг. для учащихся и учителей вечерних школ впервые была создана специальная учебная и учебно-методическая литература. Отмена обязательности среднего образования (конец 80-х гг.) привела к новому осмыслению роли вечерней школы как фактора социальной реабилитации так называемых трудных подростков, как звена образовательной системы, способного соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии, а также решать задачи переподготовки трудоспособного населения, незанятого или высвобождающегося в условиях рыночных экономических отношений. В вечерних школах получают образование лица, прервавшие по различным причинам обучение в [обычных средних школах], средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. Вечерние школы создаются и действуют как самостоятельные учебные заведения, главным образом на базе старшей ступени общеобразовательной школы. Возможно создание вечерних отделений (классов) при дневных школах. Вечерняя школа может иметь очную и заочную формы обучения или их сочетание. К 2000 в Российской Федерации насчитывалось около 2 тыс. самостоятельных вечерних школ. Общее образование получали около 0,5 млн. учащихся. В вечерних школах было занято около 70 тыс. педагогов.
|
© Александр Коваль |
Главная Школа Ученику Учителю Новости Карта сайта |