ГлавнаяНаша школаУченикуУчителю

Искать на сайте на Яндексе   

 

мифы эвенков   мифы якутов    мифы кетов


Персонажи якутской мифологии

Абас, абаасы — злые духи верхнего, среднего и нижнего мира в якутской мифологии. Согласно некоторым мифам облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища.
Все вредное и гадкое — растения и животные — создано Абасы.
Они искушают людей, подбивая на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из них могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абасы животное, как бы обменивало его на душу человека, которой угрожает Абасы.
Наиболее известны Абасы: Ареал — Дурлай, Хара Старун. В якутском эпосе "Олонхо" эпические враги представлены как богатыри Абасы.

Айы — добрые божества верхнего и среднего мира в якутской мифологии. По представлениям якутов скот, полезные животные и растения созданы Айыы. Они считались покровителями, могущими послать счастливую, благополучную жизнь.
В жертву Айыы приносили самую лучшую пищу, употребляемую якутами: кумыс с топленым маслом и др. Основные жертвоприношения совершались во время праздника Ысыах, где к Айыы обращались с просьбой о ниспослании благополучной жизни.
Наиболее почитавшиеся Айыы: Юрунг айыы Тойон и Нэлбэй айыысыт. В якутском эпосе "Олонхо" герои фигурируют как богатыри Айыы.

Айыыст, Айыыhыт — божества плодородия в якутской мифологии. Главные из них: Нэлбэй айыысыт, способствующий рождению детей; Джесегей тойон и Кияна Киеми — Бали-тойон — размножению лошадей; Исэгэй айыысыт — рогатого скота; Норулуйа — собак и лисиц. Айыысыт относили к числу божеств Айыы.

Ал лук мас, Аал лук мас — священное дерево рода, в котором обитает дух-хозяйка данной местности в якутской мифологии. На ветвях Ал лук мас любят играть Эрэкэ-джэрэкэ — дети духа-хозяйки земли Андархан хотун. Ал лук мас считались могучие, старые березы и лиственницы, растущие на курганах или на опушке леса, их часто огораживали, уваживали подарками — пестрыми волосяными веревками и лоскутами материи; нельзя было ломать ветки Ал лук мас или срубать его.
Около Ал лук мас приносили жертву Ан дархан хотун. В мифах встречаются другие варианты названия священного дерева, подчеркивающие ту или иную примечательную черту его, например, Ар мак "белое или постоянное дерево".
В героическом эпосе Ал лук мас — олицетворение вечно живой растительности, питающей людей и животных.

Ан аргл ойун, Аан арыл ойуун "первый большой шаман" — первый черный шаман в якутской мифологии.
Ан аргыл ойун настолько могуществен, что воскрешает умерших три года назад и возвращает зрение слепым. Когда об этом узнает творец вселенной Юрюнг айы тойон, он посылает выяснить с чьей помощью Ан аргыл ойун делает такие чудеса и верит ли он в творца Вселенной. Ан аргыл ойун отвечает, что делает чудеса своей силой и не верит в Юрюнг айы тойона. Тогда творец велел сжечь Ан аргыл ойуна.
Тело Ан аргыл ойуна состояло из разных земноводных и пресмыкающихся гадов, и огня избежала одна лягушка. От нее произошли духи Хара баргил тойон "черный клокочущий господин" и Кюн Кенгюс "солнцененавистный", дарующих знаменитых шаманов и шаманок.

Ан дархн тойóн, Аан дархан тойон "изначальный важный господин" — дух-хозяин домашнего очага в якутской мифологии.
Представлялся в виде маленького седобородого старичка. Считался одним из покровителей семьи и рода, верным защитником от злых духов. Поэтому его ежедневно кормили: ему давали первый кусок мяса, первую ложку супа и т.д., испрашивая при этом благополучия в жизни.
За неуважительное отношение к себе Ан дархан тойон мог послать незаживающие язвы на коже или сжечь юрту.
Считалось, что некоторые люди, особенно шаманы, понимают речь Ан дархан тойона. Обращаясь к нему, употребляли такие эпитеты, как кырых тебе "светлая голова", быруна бытых "белеющая борода", Ан ухтан экэ ал "светлый дедушка".

Ан дархн хотýн, Аан дархан хотун "изначально важная госпожа" дух-хозяйка земли в якутской мифологии.
Представлялась в виде седой старухи благородной наружности. Считалось, что она обитает на священном родовом дереве. Андархан хотун покровительствует произрастанию, от дыхания ее детей Эрэкэ-джэрэкэ весной распускаются деревья и зеленеют травы.
От благосклонности Андархан хотун зависит благополучная жизнь людей и размножение скота. Весной ей приносили жертву у большого старого дерева, которое обвивали веревкой из конского волоса, украшенной миниатюрными телячьими намордниками из бересты и пучками конских волос.
В героическом эпосе Ан дархан хотун является мудрой советчицей, защитницей главного героя в ряде сказаний.
В мифах встречаются другие имена духа-хозяйки земли: Аналай хотун, Аналанчы и др.

Арсн Дуолй "господин земляное брюхо" — глава восьми родов злых духов нижнего мира в якутской мифологии.
Арсан Дуолай живет в самом низу подземного царства, около топкой грязи, в которой увязают даже пауки.
У Арсан Дуолая есть жена и семь сыновей, каждый из которых — глава рода злых духов. Эти духи вызывают различные бедствия: чтобы избавиться от них, Арсан Дуолаю и подчиненным ему духам приносят кровавые жертвы скотом.
В других вариантах мифа Арсан Дуолай встречается под именами: Буар Малахай тойон и Буар мангалай.

Бай Байанй, Бай Барылах, Баай Байалй "всем богатый богач Байанай" — дух-хозяин леса в якутской мифологии. Он же покровитель охотников.
Его представляли себе как веселого, шумливого старика, обросшего седыми волосами.
Если охота долгое время была неудачной, считалось необходимым провести обряд призывания Бай Байаная с жертвоприношением. Жертвоприношения ему делали и в случае большой добычи.

Бордонгкй (Бордонкуй) — злой дух верхнего мира в якутской мифологии. Считается, что он уже давно, скончался из-за чрезмерного обжорства: им были выпиты все реки и съедены острова, бывшие на них.

Джесегей тойн — божество, способствующее размножению лошадей, их покровитель в якутской мифологии. Джесегей тойон представляли человеком или громогласно ржущим жеребцом.
В некоторых мифах Джесегей тойон — младший брат творца Вселенной Юрынг айы тойона. Джесегей тойон вместе с женой живет на четвертом небе, на северо-востоке, в старинном шестиугольном бревенчатом доме, обшитом снаружи белой конской шкурой.

Джылг хан, Джылга хаан — божество в якутской мифологии из разряда айы, определяющее при рождении ребенка его судьбу. Джылга хан относится к божествам, не созданных творцом Юрынг айы тойоном. Согласно мифам, Джылга хан вместе с женой Чынчык бина обитает на северо-западном небе, испещренном письменами и узорами.
У Джылга хана испрашивали душу ребенка, если покровительница деторождения Нэлбэй айыысыт не давала детей.
Считалось, что ребенок, душа которого получена от Джылга хана, имеет счастливую судьбу, не может умереть от случайной болезни или несчастья. За помощью к Джылга хану обращались также при падеже скота и наступлении голодного года.

Ийкыл, Ийе кыыл "мать-зверь" — звериное воплощение души шамана в якутской мифологии. В качестве Ийэ кыла выступает бык-жеребец, сохатый, черный медведь, волк, собака, орел и ворон.
Согласно мифам, Ийэ кыл враждующих шаманов сражаются друг с другом, и тот шаман, чей Ийэ кыл терпит поражение, умирает.

Илбс хан, Илбис хан — божество войны в якутской мифологии. У Илбис хана были дочь Илбыс кыыс и сын Осан уола.
Во время межродовых и межплеменных битв к ним обращались с просьбой о ниспослании мужества в борьбе с врагами и победы над ними. Илбис хану и его детям приносились человеческие жертвы.
Мифы об Илбис хане и его детях широко использовались в героическом эпосе.

Исэгй айыст "госпожа коров", Инахсыт хотун, Малахсыт — богиня-покровительница домашних животных в якутской мифологии.
Она живет под восточным небом или там, где небо сходится с землей. От нее зависит увеличение поголовья рогатого скота. Во время отела она приходит на среднюю землю и по своему усмотрению дает души скота тому или иному хозяину. Весной после отела коров совершается обряд проводов Исэгэй айыысыт.

Ичч — духи-хозяева в якутской мифологии. Считалось, что Иччи появляются даже у совершенно незначительных вещей, например, у "поворота", которым поправляют дрова в очаге.
При почтительном отношении к Иччи они становятся духами — покровителями человека. Наиболее почитаемые Иччи: Ан дархан тойон, Бай Байанай, Ан дархан хотун.

Иэйэхст — богиня-посредница между божествами земли в якутской мифологии.
Иэйэхсит представляли в виде богато одетой женщины, иногда — кобылицы светлой масти.
Согласно мифам, она принимает просьбы к божествам и приносит их решения.
Иэйэхсит — покровительница наиболее счастливых людей, заботится о них с детства и охраняет их от злых духов Абасы.

Кут — в якутской мифологии сверхъестественная жизненная сила, зародыш.
Кут попадает к людям при помощи Нэлбэй айыысыт, которая внедряет Кут в тело мужчин.
Иногда Кут испрашивали от божества айы. Похищение Кут духами или шаманами вело к смерти.

Ныад дьянгх — покровительница телят и детей, маленький дух женского пола, дочь небожителя, главы злых духов Улуу тойона в якутской мифологии.
Она спустилась на землю и поселилась среди людей, Ныады дьянгха обитает на левой стороне дома или между жилым помещением и хлевом.
Для сохранения ее благосклонности якуты приносили жертвы при переезде с зимника на летник и обратно, а также при отеле коров.

Нэлбй айыысыт "широко рассевшаяся" — первоначально покровительница рождения детей, позже — божество плодородия в якутской мифологии.
Нэлбэй айыысыт степенная госпожа, одетая в дорогие одежды. Она живет на восточной стороне земли за пределами обитания людей.
Нэлбэй айыысыт имеет власть дарить или не дарить ребенка, и поэтому у якутов существовал обряд испрашивания детей.
Нэлбэй айыысыт внедряет в тело мужчины души (кут и сюр) ребенка, которые переходят в женщину при близости с мужчиной, она беременеет. Считалось, что Нэлбэй айсыт присутствует при родах, поэтому в доме надо говорить шепотом и ходить тихо, иначе Нэлбэй айыысыт может обидеться и отнять жизнь у младенца или у роженицы.
После родов Нэлбэй айыысыт приносили в жертву какое-нибудь животное и совершали обряд проводов, в котором участвовали одни женщины.

Омогй бай — один из прародителей якутов в якутской мифологии. Благодаря совету шамана исконной природы, передавшего Омогой бай приглашение духа-хозяина той местности, где нынче стоит Якутск, он первым поселился в долине реки Лены.
Особенно широко распространены мифы о браке старшей дочери Омогой бая с Элеем, от сыновей которых произошла будто бы большая часть якутских родов.

Ста — волшебный камень в якутской мифологии. Его находят в желудке и печени лошади, коровы, оленя, глухаря. По форме Сата напоминает лик или фигуру человека с глазами, носом и ртом.
Считалось, что при помощи Сата можно резко изменить погоду: летом и весной вызвать снег, холодный ветер, бурю, дождь, а зимой устроить потепление.

Сюг тойон "господин топор" — бог грома, относящийся к разряду айы в якутской мифологии. Сюгэ тойон преследует злых духов на небе и земле, поражая их молниями.
Считалось, что под деревом, пораженным молнией, можно найти камень (топор грома), являвшийся амулетом, обеспечивающим счастье. Сюге тойон имеет много эпитетов: грозный распорядитель, резвый удалец и др.

Сюллюкн — духи, обитающие в глубине вод в якутской мифологии. Считалось, что внешне Сюллюкюн похожи на людей, отличающихся лишь отсутствием бровей и малым ростом. Они так же, как и люди, живут семьями, разводят скот и т.п. Сюллюкюн появляются на земле (выходя из прорубей) во время святок, ночуют в пустых домах и на кладбищах.
Они богаты и очень любят играть в карты, но выигранные у Сюллюкюн деньги при дневном свете обращаются в мох.
В ряде мифов рассказывается о том, что Сюллюкюн увозят в свой мир бабу-повитуху, чтобы она помогала рожать их женам. За услугу Сюллюкюн платили щедро, но деньги, данные ими, со временем превращались в мусор.

Тнгри Тангара — термин Тенгри принадлежит древнейшему мифологическому циклу народов Центральной Азии и, возможно, был представлен еще в языке Хунну ( III век до нашей эры и раньше).
Его сближает с хуннским чепли "небо": предполагаются и более широкие параллели (китайское таль, шумерское дипгир "небо").
Представление о Тенгри складывалось на основе анималистических верований о небесном духе-хозяине, причем небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания.

Улу тойн "Великий Господин" — глава злых духов верхнего мира, родоначальник большого племени абасы. Согласно мифам, он дал людям душу (сюр), послал им через ворона огонь. Улуу тойон считался покровителем ряда якутских родов, отцом и духом-покровителем воронов, а также наиболее могущественных шаманов.
К Улуу тойон как к высшему судье, часто обращаются шаманы с жалобой на обиды людей и за разрешением того или иного спора. Суд Улуу тойона очень строгий, решения его жестоки, но справедливы. Улуу тойон представлялся антропоморфным божеством, главой большой семьи. Он доступен лицезрению смертных, но в некоторых мифах в образе какого-нибудь крупного животного.
Так, приняв образ большого черного быка или черного жеребца, громадного медведя или лося, он с ревом и шумом пробегает по земле.
Жена Улуу тойона Буде Джалкын "ледяная госпожа с размашистой походкой".
Дети его считались главами племен духов, живущих на южном небе. Имена детей часто встречаются в мифах, они ассоциируются с животными: Хара суорун, Хара сылгылах, "владеющий черными лошадьми", Мочан кырдей "белая ястребица".
По некоторым мифам, Улуу тойон и его дети владели табунами лошадей, причем у каждого из них кони были одной определенной масти. Иногда сыновья спускались на белых или серых конях с неба на землю и вступали в любовные связи с девушками.

Хар суорн "черный непреклонный", "черный ворон" — дух-покровитель якутских родов, предок девяти шаманских родов, сын Улуу тойона в якутских мифах. Согласно этим мифам, младший сын Хара суоруна был вороном, поэтому его нельзя было убивать.
Однако, если ворон сильно досаждал охотнику, то он мог убить его, вложив потом в клюв ворона кусочек шкурки зайца или горностая, что являлось подтверждением вины ворона, когда охотник являлся к Хара суорун с жалобой на обидчика. Увидев в клюве ворона кусочек шкурки, Хара суорун прощал охотнику убийство его сына.

Хомпорун хотй "горбоносый орел" — покровитель птиц, отец орлов, прародитель ряда якутских родов, божество, относящееся к разряду Айы. В среднем мире Хомпоруун хотой появляется в образе темно-синего орла. Согласно мифам, Хомпоруун хотой наказывал тех, кто убил орла или непочтительно относился к орлам.
Хомпоруун хотой сводил виновников с ума или насылал различные кожные болезни и т.п. Человек, спасший орла от гибели, мог получить от Хомпоруун хотоя камень счастья, дающий богатство и благополучие.
Иногда Хомпоруун хотой даровал людям орла темно-сизой масти, а бездетным женщинам — души детей.

Члбон — дух-хозяин планеты Венера. В якутской мифологии Чолбон посылает холод на землю; первый якут-шаман Чачыгыр Тася пытался обрубить закрепу, с помощью которой Чолбон держится на небе, чтобы тот провалился в нижний мир, но не довел дело до конца.

Чучна, сучуна — мифические антропоморфные существа, относящиеся к дикому племени, обитающему где-то на севере у северных якутов.
Чучуна огромного роста (с громадную лиственницу), лицо и тело у них черные, сильно заросшие волосами; одеваются в звериные шкуры, огнем не пользуются, мясо употребляют сырым. Чучуна вооружены простым луком, копьем и плохим железным ножом.
В ряде мифов говорится, что Чучуна одноногие, одноглазые, однорукие, передвигаются прыжками быстрее, чем олень. Чучуна пугает охотников и пастухов сильным свистом, бросают в них камни, стреляют из луков. Иногда Чучуна связывают тальником ноги оленей, или воруют их юколу, изредка похищают женщин.
Считалось, что Чучуна можно убить, но если на одежды или руки убившего попала кровь Чучуна, то сам убивший и его семья сходили с ума и через несколько дней умирали. То же самое происходило в тех случаях, когда убивший забирал себе нож Чучуна.

Эллй — главный первопредок якутов. Считается, что еще на своей южной прародине Эллэй отличался мудростью.
Прибыв в долину реки Лена, Эллэй стал работником у Олюгой бая, а затем женился на его старшей нелюбимой дочери.
Эллэй и его сыновья считаются культурными героями, один из них — Лабынгха Сююркэ был первым шаманом от божеств айы, другой — первым кузнецом.
Эллэй изобрел все виды якутской деревянной посуды для молочных продуктов, он же учредил праздник ысыах, посвященный айы (отмечается во второй половине июня), на котором испрашивали счастье и богатство, принося в жертву молочные продукты.
Эллэй часто выступает с эпитетом Эр Сототох, то есть "одинокий", что сближает его с эпическим героем Эр Сототохом из "Олонхо".

рэкэ-джрэкэ "семьдесят разряженных девиц", "девяносто разукрашенных парней" — духи-хозяева деревьев и трав, дети земли Ан дархан хотун.
Иногда Эрэкэ-джэрэкэ по поручению Ан дархан хотун определял судьбы новорожденных детей.

Юр, Уюр — мифический злой дух в якутской мифологии, в которого превращались после смерти самоубийцы, сумасшедшие и шаманы, причинившие много зла людям. Юер могло наслать на людей сумасшествие и различные беды.

Юрнг ай тойн "белый создатель господин" — в якутской мифологии творец Вселенной, верховное божество, глава обитающих в верхнем мире божеств айы.
Это почтенный старец, облаченный в дорогие меха, источающий жару и свет.
Возможно, что в образе Юрюнг айы тойона персонифицировано солнце.
У вилюйских якутов Юрюнг айы тойон обитал на самом верхнем небе, где было два белых солнца. Юрюнг айы тойон раздвинул их и сотворил третье, повесил его между небом и землей, чтобы оно светило якутам.
Жену Юрюнг айы тойона называли Кун кубэй хотун "солнечная добродетельная госпожа".

 

10.04.2008 устранена неточность, отмеченная внимательным пользователем из республики Саха (Якутия). Неточность была допущена в имени Айыы — доброго божества верхнего и среднего мира в якутской мифологии.

07.03.2010 устранены неточности, отмеченные внимательным пользователем из республики Саха (Якутия) в написании имени Чачыгыр Тася — первого якута-шамана (см. Чолбон) и в написании имени Великого Господина Улуу тойона.


мифы эвенков    мифы кетов

© Александр Коваль
2004-2016

Главная  Карта сайта
Яндекс.Метрика