![]() |
Юрий Клиценко На родовом кладбище оленеводов Гаюльских близ поселка Суринда, Эвенкия, находится крестообразное надмогильное сооружение, имеющее антропоморфную форму. Вертикальная доска креста представляет собой деревянное изображение человека с закрепленными в специальных пазах двумя горизонтальными досками. Нижняя перекладина отличается узорной конфигурацией — ее концы вырезаны в виде двух симметричных звездообразных фигур c расходящимися лучами, причем в одну из звезд в поперечной плоскости вложен деревянный знак (фрагмент, ранее находившийся на другом месте?). На звездах видны остатки лент из ткани украшавших крест. Никто из опрошенных жителей Суринды не смог (или не захотел) объяснить происхождение и символику памятника. Беседы с эвенками в других поселках также не дали позитивных результатов. Эвенки избегают разговоров о шаманских мольбищах и кладбищах, так как традиция запрещает посещать и обсуждать подобные места.
Единственный информант нашелся в Байките. Анна Степановна Каянович (в прошлом трудившаяся в Суринде) не выразила удивления при виде фотографии необычного надгробия. «В прошлом эвенки делали подобные изображения, — сообщила Анна Степановна. — Это Сэвэки (Бог) Иисус Христос на оленчике везет душу умершего эвенка. Резные "звезды" — это рога оленя».
Крест, однако, не является единственным надмогильным знаком, отмечающим место погребения эвенка. На эвенкийских кладбищах вблизи могилы и креста сооружают «натуральный макет» с головой принесенного в жертву оленя или вешают голову оленя на ближайшем к могиле дереве. Там же (на «натуральном макете» или на дереве) размещают личные вещи покойного. По-эвенкийски такие надгробия называются «учарук» (вместилище ездового оленя) и «намарук» (вместилище грузового оленя). Считается, что принесенный в жертву на похоронах олень везет мертвеца и его багаж в земли мертвых.
Можно предположить, что суриндинский крест семантически воспроизводит учарук-намарук, изображая душу умершего эвенка (женщины?), совершающую свой путь верхом на олене. В контексте эвенкийского похоронного ритуала на ездовом олене путешествует не «Сэвэки Иисус Христос» с душой, но сама душа покойного. Хотя в контексте толкований эвенкийского похоронного ритуала большинством современных информантов на ездовом олене путешествует не "Сэвэки Иисус Христос" с душой, но сама душа покойного, следует отметить очевидное сходство комментария Анны Степановны Каянович с записями Г.М.Василевич о шаманских камланиях по отправлению душ покойников в загробный мир:
Хотя предложенная А.С.Каянович интерпретация представляется заслуживающей внимания, еще раз подчеркну, что сведения единственного информанта не подтверждены и не опровергнуты никакими иными версиями. Среди остающихся открытыми вопросов - значение символа, расположенного на нижней перекладине в боковой проекции. Сомнений не вызывает лишь необходимость продолжения изучения особенностей эвенкийской символики. |
![]() |
© Александр Коваль 2004-2016 |
![]() |