Об авторе:
Глава из книги В.А. Дуткиной «Эвенки Верхнекетья. “Последний из могикан” рода Чамба», Якутск, 2010
«Придет время, когда нами будут интересоваться...» Горько сознавать, что у северных народов утерян уклад жизни, соберем ли утерянное: культуру, верования, самое главное — родной язык. Ищем духовную культуру, свои истоки... Шаманизм был у коренных народов Севера и Сибири некогда ведущей духовной и культурной традицией. Шаман — избранник духов, посредник между людьми и духами, видящий иную магическую реальность и путешествующий по ней. Сильные сибирские шаманы хорошо знали дороги Вселенной, использовали ее обитателей во время камлания. У дяди Ивана Ивановича была своя семья: жена умерла, когда началось гонение на шаманов, два сына: Денис (1910 г.р.) и Михаил. В январе 1936 года трагически оборвалась жизнь Дениса. Комсомолец, хороший бригадир, передовой охотник-ударник 1-й пятилетки, награждался Колпашевским РИК, в 1935 г. в декабре был участником 1-го слета передовиков. Невеста Агафья Николаевна Лихачева из рода Кима. Женитьбу хотели по-новому, по-комсомольски отметить. Но родственники со стороны невесты воспротивились и требовали по старому обычаю калым оленями (сколько не знаю). Инициатором убийства был брат невесты Сергей Николаевич Лихачев. Через некоторое время он потерялся в лесу (загадочная история). Денис Иванович похоронен в п. Орловка на видном месте, ему поставлен деревянный обелиск с пятиконечной звездой. Мы, когда учились в Орловке, ходили на его могилу, знали, что здесь покоится наш двоюродный брат из-за нелепой любви. Второй сын Михаил Иванович (1916), эвенк, имя Гиптоны. В 1941 году в сентябре был призван в армию и ранен в 1942 г. Зимой охотился. Ранение было в ногу. Тяжело было ему ходить на охоту. Его вторично взяли в армию. Попал он на Ленинградский фронт, в 1944 году вновь был ранен, лежал в Томском военном госпитале и 22 апреля 1944 года умер. Значит, у Ивана Ивановича прямых наследников нет. Прожил дядя 72 года. С 1950 года, когда остался один, переехал в наше стойбище, у него отдельный чум стоял. Мы ему помогали чай вскипятить, обед сварить. Мне запомнилось, как летними вечерами он много рассказывал нам, детям о жизни эвенков, про Ермака, покорившего Сибирь. В 1925 году его возили в Ленинград на камлание, и он подробно рассказывал, как в Томске посадили на поезд, поезд тронулся, и они на пол упали и потом долго смеялись, а затем привыкли. На станциях руководитель (русский) заставлял одевать национальные костюмы, после этого они выходили на платформу и прохаживались, набиралось много зевак посмотреть на «дикарей». В Ленинграде их встретили с комитета Севера и И.М. Суслов — этнограф. Чум был поставлен на Марсовом поле мужчинами (их было трое). Когда он камлал, аппараты ломались, ленты рвались, долго заставляли по несколько раз повторить одно и то же. Мы, Владимир, Анатолий, Тамара, Любовь и я, хорошо помним нашего дядю Ивана Ивановича (эвенк. имя Дяйя, шаманское имя Шоркувул), как он камлал. Проводил иногда легкое камлание, когда он во сне что-то увидел или предчувствовал неладное, поговорив с нашим отцом, звали из всех чумов (это происходило в закрытом чуме). Атмосфера в чуме была доброжелательная, тишина необыкновенная. Перед началом дядя сидел, курил трубку и рассказывал, что он увидел... Мы, дети, наблюдали за поведением дяди, как постепенно он преображался, когда входил в экстаз. Глаза закрывал, губы что-то шептали, а потом шаман прикрывал лицо платком, начинал сидя, медленно раскачиваться и петь. Все вторили и мы, дети, тоже. Информант Ивигин Владимир Александрович (Токшивул — эвенкийское имя дяди, шаман дал ему второе имя Липирча). Племянник Владимир в 1963 году шаманские атрибуты дяди сдал в Колпашевский краеведческий музей (г. Колпашево). После смерти дяди атрибуты его хранились в лесу в лабазе по Чурбиге, где кочевала семья Ивигиных. В это время Орловский леспромхоз начал интенсивные разработки леса, рабочие варварски истребляли, ломали лабазы, турсуки выкидывали, содержимое вытряхивали, и он вовремя забрал и сдал в музей. Мы благодарны ему, поэтому сейчас в хорошем состоянии хранятся дядины шаманские атрибуты. Еще информант Владимир Александрович рассказывал: «По Чурбиге рабочие леспромхоза варварски истребили два лабаза двух шаманов: Кузнецова Дмитрия Семеновича 1891 г.р. (из рода Килтыны), Тугундина Сергея Евграфовича 1871 г. рождения (из рода Кемо). Шоферы по ведру набрали шаманские атрибуты (подвески, колотушки и т. д.), поехали домой, на чистом месте «лоб в лоб» столкнулись на своих машинах, чудом уцелели, наверное, духи шаманов пожалели их детей, что они останутся сиротами. Далее Владимир поведал, что камлание подразделяется на три периода или времени. Это происходило в периоды смены бубна. На все эти периоды камлания у Ивана Ивановича был полный набор шаманской атрибутики. При его жизни, когда Иван Иванович кочевал с нами, весь набор тщательно оберегали, турсуки были большие (вес около 30-40 кг), специально при кочевках возил один здоровый бык (актаки по-эвенкийски) Анатолий, Тамара и Любовь — младшие (брат и сестры) почему-то боялись этого быка, но он был спокойный, считался священным, его предназначение возить шаманские атрибуты, детей, взрослых не возил, не имели право на него садиться. Далее Владимир рассказывал, что в 1925 году у дяди был шестой бубен, с которым он ездил в Ленинград по рассказам родителей и самого Ивана Ивановича. Изучение обрядов праздника «Иконипкэ» имеет значение как для осмыслениня значения шаманского чума в культуре эвенков. Источниками сведений об «иконипко» являются записи Г.М. Василевич, наблюдавшей этот ритуал среди сымских эвенков в 1930 году, М.А. Дмитриева сотрудника Красноярского краеведческого музея, располагавшего информацией, полученной от шамана, нашего дяди во время эскспедиции на реку Сым (Чиромбу по эвенк.) в 1926 году. Они в это время кочевали в Красноярском крае. Ученые 30-х годов пишут, шаманский чум мог состоять из 45 жердей и 25 жердей. В 1925 году большой шаман Иван Ивигин в полном облачении камлал в шаманском чуме, составленном из 45 жердей, молодой шаман в обычном жилом чуме из 25 жердей (М.С.Баташов. Материалы Красноярского музея по культурным сооружениям эвенков. Альманах «Енисейская провинция», № 2, 2006 г.) Мы, информанты, не согласны с утверждением Баташова, от возраста шамана количество жердей не зависело, а от количества участников иконипко. Например, мы видели большой чум из 45 жердей по р. Орловка (Лымбок эвенк, название реки) на Кутуш (название горы). По рассказам матери и старшей сестры перед войной многие эвенки собирались, не раз проводили иконипко на этой горе. У входа в чум слева и справа стояли хранители - идолы, сделанные из дерева с лицами Информант Ивигин Анатолий Александрович (эвенкийского имени у него нет, начиная с меня, 1939 года рождения, уже не стали давать эвенкийские имена, только русские, как записали в свидетельстве о рождении, так и звали: Вера, Георгий, Тамара, Анатолий, Любовь), вспоминает: Второй день. Утро было чудесное, день летний, теплый. Родители будили детей. Позавтракали. С вечера одежда для детей была приготовлена и свою праздничную одежду все приготовили, вытащили из турсуков. Анатолий далее рассказывает: Утром встали рано, олени пришли, женщины дымокуры зажгли, а мы, ребятишки с вечера наносили гнилушки для дымокуров. Это была наша обязанность. Позавтракав, все переодевались, одели шамана, он пригласил на иконипко в чум. Вновь хороводы, слова шамана другие в этот день, молодые девушки имитировали охоту на лося. Участвовала наша старшая сестра Зоя (эвенк, имя Дувукток) и Мария из рода Кемо (эвенкое имя Кувулык) — они были прекрасные охотницы. К концу дня шаман подводил итоги, сидя у костра в чуме, все сидели и слушали. Он рассказывал сородичам, что увидел в Верхнем мире — в небесном мире, в Среднем мире — в земном мире, в Нижнем мире - подземном. Затем заговорил о будущем, что ждет эвенков. Кочевья наши вырубят русские, ягель стопчут машинами, естественно, олени в поисках корма разбегутся с дикими оленями, трудно будет эвенку без оленей. С 30-х годов нас заставляли жить в деревне, кто стал жить оседло их нет сейчас, в мир иной ушли давно вперед нас, их дети с голоду в деревне умерли. Дети ваши тоже разбредутся как олени, кто куда. Такова будет жизнь. Может лучше будет их жизнь, Экшеры (по эвенск. Бог) знает, Бог поможет вашим детям и внукам... Иван Иванович больше не камлал, как он сказал так и вышло. В 1954 г. колхоз ликвидировали, каждому охотнику дали по оленю из колхозного стада. Охотников посписочно передали в Максимоярское ПОС (промыслово-охотничью станцию), директором стал Бутаков Семен Акимович. В 1961 году открыли Орловский ЛПХ, построили п. Центральный, а п. Орловка закрыли, все переехали в новый поселок Центральный. А старики-эвенки доживали свой век в чумах, кочевали по старым местам, изредка к ним приезжали их дети. Шаман Тугундин Яков Никитич (Нёковул шаманское имя) в 1957 году собрал по р. Орловка эвенков из рода Кемо Тугундиных, Кима Лихачевых и сделал прощальное иконипко. После закрытия колхоза и организации леспромхоза среди эвенков началось брожение, многие решили уехать в Красноярский край, где кочевали в 20–30-х годах их предки. Собралось более 30 человек эвенков. Построили шаманский чум из 45 жердей. Дед Адольф Васильевич (это тесть тети Лизы, младшей сестры отца) ходил и участвовал. Потом рассказывал отцу, как прошло иконипко, но с какой-то грустью дед ведал, мама слушала и о чем-то, о ком-то спрашивала. Сидели долго у костра, порой молчали. Наверное, каждый думал о своих прожитых годах: как быстро пролетели дни, прошли годы... Но все же страшно уйти от прошлого, и в то же время новое настигает их. В начале зимы уехали в Сым (Чиромбу) в Красноярский край Лихачевы (3-4 семьи), зимой Боярин Мокей Трофимович (Могдувул эвенкийскре имя). Оставшиеся старики доживали свой век, шаман Тугундин Яков Никитич умер зимой в 1957 году, наш дядя Иван Иванович — в 1959 году. Старики никогда не думали, что жизнь эвенков так быстро изменится.
Материалы для публикации предоставлены Юрием Клиценко. |
![]() |
© Александр Коваль 2004-2016 |
|