![]() |
![]() |
![]() |
Жилища и строения
Одежда
Обувь
Орудия труда
Предметы быта
Средства передвижения
Оленья упряжь
Охотничье и рыболовное снаряжение
Музыкальные инструменты
Велик и необычен ареал расселения эвенков (см. карту 416 Кб), ни одному народу планеты не удавалось освоить столь обширную территорию: практически всю Сибирь. Это уникальное явление в истории человечества. Пройдя через суровые испытания, преодолев огромные пространства тайги и тундры, эвенки тем не менее сохранили себя как эвенков и выжили как народ. Преодолевая стужу и слякоть, на протяжении многих веков они выработали свою оригинальную культуру охотников и оленеводов, на знание которой опираются сегодня другие народы при освоении арктических широт.
Автор глубоких, исследований по истории кочевников Срединной и
Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э.,
исторической географии — изменения климата и ландшафта того же
региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем
палеоэтнографии Средней Азии, истории тибетских и памирских народов
в I тысячелетии н.э... и т.д, "И, видимо, — считает известный сибирский археолог и историк академик Алексей Павлович Окладников, — мы знаем не все, а какую-то его часть, сохранившуюся до наших дней. Тем не менее, эта культура — часть богатейшей культуры нашей страны, живой и необходимой всем". Материальная культура эвенков, дошедшая до наших дней, не столь богата, но она отличается удивительной приспособленностью к суровым условиям кочевой жизни в тайге и тундре. Внешне примитивные орудия труда и предметы домашнего обихода оригинальны и отвечают своему назначению. "Любой предмет кочевого быта — будь то нарта или чум, парка или рукавицы — доведен народным опытом до совершенства. Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. В нем бесценная подсказка для тех, кто сегодня создает для Севера технику, строит жилье, проектирует одежду," — пишет дизайнер Николай Гарин (журнал "Северные просторы" № 37 с. 29). С изменением условий жизни одни элементы традиционной культуры исчезают, изживая себя, значение других уменьшается, а третьи сохранились и развиваются. В настоящую публикацию включена часть предметов материальной культуры как существующих сегодня в семьях эвенков, так и ушедших из быта и встречающихся только в музее. |
Жилище
![]() |
Незаменимое с древнейших времен жилище кочевника Дю — чум. Из чего состоит чум? Как по-эвенкийски называются его основные детали можно посмотреть на странице с увеличенным изображением → |
![]() |
Чум современного кочевника |
![]() |
Тыксама дю — берестяной чум. Летний чум покрывается вываренной берестой, или корой лиственницы [корьевой чум]. |
![]() |
|
![]() |
Современные кочевники используют для покрытия брезент или палаточный материал. |
![]() |
Зимой же покрышкой чума служат оленьи или сохатиные (лосиные) шкуры или ровдуга (замша). В летнее время в современных поселках чумы используются в качестве мест отдыха. Для этого их устанавливают в огородах, у жилых домов, в местах проведения праздников |
![]() |
Голомо — зимнее жилище. Голомо Панкагиров (1926 год) → |
![]() |
Дулга — зимнее жилище озерных групп эвенков лесотундры. |
|
|
![]() |
Дэлкэн — лабаз, помост на сваях без крыши. |
![]() |
Нэку — кладовая на сваях с крышей из коры |
![]() ![]() |
источники: |
![]() |
Щапова Д.А. "Материальная культура эвенков в рисунках". |
![]() |
Монахова З.В. "Урикит инин. Жизнь стойбища". Художник Амелькин А.Г. Красноярск: "Сибирский промысел", 2002 — 88 с. |
|
![]() |
Сафьянникова Т.М. "Радуга красок сонкана".
Художник Салаткин С.Г., фотограф Сумаков В.П. Красноярск: "Сибирские промыслы", 2005 — 152 с. |
|
![]() |
Пикунова З.Н. "Картинный словарь эвенкийского языка". Художники: Гусаров А.М., Борисенко А.В., Салаткин С.Г. — СПб.: отд-ние изд-ва "Просвещение", 1999 — 191 с. |
© Александр Коваль 2004-2016 |