Искать на сайте в Интернете  

Материальная культура эвенков

Жилища и строения
Одежда
Обувь
Орудия труда
Предметы быта
Средства передвижения
Оленья упряжь
Охотничье и рыболовное снаряжение
Музыкальные инструменты


Эвенки — один из немногочисленных народов Севера России. Их история еще до конца не изучена, но в том, что это один из древних народов нашей планеты, нет сомнения. Свидетельством тому — писаная китайская хроника и результаты археологических раскопок в Сибири и на Дальнем Востоке.

Велик и необычен ареал расселения эвенков (см. карту 416 Кб), ни одному народу планеты не удавалось освоить столь обширную территорию: практически всю Сибирь. Это уникальное явление в истории человечества.
Сегодня эвенки небольшими группами живут в Томской, Иркутской, Читинской, Амурской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в Бурятской и Якутской-Саха республиках.

Пройдя через суровые испытания, преодолев огромные пространства тайги и тундры, эвенки тем не менее сохранили себя как эвенков и выжили как народ. Преодолевая стужу и слякоть, на протяжении многих веков они выработали свою оригинальную культуру охотников и оленеводов, на знание которой опираются сегодня другие народы при освоении арктических широт.

Гумилёв Лев Николаевич
Гумилев Л.Н.
(1912-1992)

Окладников Алексей Павлович
Окладников А.П.
(1908-1981)

Автор глубоких, исследований по истории кочевников Срединной и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н.э., исторической географии — изменения климата и ландшафта того же региона за тот же период, создатель теории этногенеза, автор проблем палеоэтнографии Средней Азии, истории тибетских и памирских народов в I тысячелетии н.э... и т.д,
известный советский ученый Лев Николаевич Гумилев считал, что северные народы давно пережили свой расцвет. Начало пускового момента этногенеза большинства из них относится к третьему веку до н.э. Поэтому народы Севера — очень старые этносы и культурное наследие, которое они сумели сохранить, досталось им от далеких предков — это старое искусство.

"И, видимо, — считает известный сибирский археолог и историк академик Алексей Павлович Окладников, — мы знаем не все, а какую-то его часть, сохранившуюся до наших дней. Тем не менее, эта культура — часть богатейшей культуры нашей страны, живой и необходимой всем".

Материальная культура эвенков, дошедшая до наших дней, не столь богата, но она отличается удивительной приспособленностью к суровым условиям кочевой жизни в тайге и тундре. Внешне примитивные орудия труда и предметы домашнего обихода оригинальны и отвечают своему назначению.

"Любой предмет кочевого быта — будь то нарта или чум, парка или рукавицы — доведен народным опытом до совершенства. Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. В нем бесценная подсказка для тех, кто сегодня создает для Севера технику, строит жилье, проектирует одежду," — пишет дизайнер Николай Гарин (журнал "Северные просторы" № 37 с. 29).

С изменением условий жизни одни элементы традиционной культуры исчезают, изживая себя, значение других уменьшается, а третьи сохранились и развиваются.

В настоящую публикацию включена часть предметов материальной культуры как существующих сегодня в семьях эвенков, так и ушедших из быта и встречающихся только в музее.
Публикация будет полезна, в первую очередь, учащимся, педагогам и воспитателям образовательных учреждений для ознакомления с традиционной материальной культурой эвенков, а также широкому кругу людей, интересующихся культурой древнего народа.

Жилище


Незаменимое с древнейших времен жилище кочевника
Дю — чум
.

Из чего состоит чум? Как по-эвенкийски называются его основные детали можно посмотреть на странице с
увеличенным изображением

Дю чум - древнейшее жилище кочевника

Чум современного кочевника

Увеличенное изображение


Тыксама дю — берестяной чум.
Летний чум покрывается вываренной берестой, или корой лиственницы [корьевой чум].

тыксама дю
Увеличенное изображение

современный зимний чум
Современные кочевники используют для покрытия брезент
или палаточный материал.

современный зимний чум
Зимой же покрышкой чума служат оленьи или
сохатиные (лосиные) шкуры или ровдуга (замша).

В летнее время в современных поселках чумы используются
в качестве мест отдыха.
Для этого их устанавливают в огородах, у жилых домов, в местах проведения праздников

Голомо — зимнее жилище

Голомо — зимнее жилище.
Это чум из расколотых пополам бревен, засыпанный
в нижней части на зиму снегом или землей. По форме может быть круглым или четырехгранным.

Увеличенное изображение

Голомо Панкагиров (1926 год)

Голомо на оз. Эконда
и зимний чум Чапогиров на р. Юктали (1927 год)


Дулга — зимнее жилище

Дулга — зимнее жилище озерных групп эвенков лесотундры.

Увеличенное изображение


Строения


Дэлкэн — лабаз

Дэлкэн — лабаз, помост на сваях без крыши.

Увеличенное изображение


нэку
Нэку — кладовая на сваях с крышей из коры

пури


Пури — запáсный крытый лáбаз, настил на двух сваях с крышей из коры.

Увеличенное изображение

 


источники:
Материальная культура эвенков в рисунках

 

Щапова Д.А. "Материальная культура эвенков в рисунках". 
Художник Амелькин А.Г.
Тура: "ЭОИУУ", 1995 — 42 с.

 
Жизнь стойбища
Монахова З.В. "Урикит инин. Жизнь стойбища".
Художник Амелькин А.Г.
Красноярск: "Сибирский промысел", 2002 — 88 с.
 
Радуга красок сонкана
Сафьянникова Т.М. "Радуга красок сонкана".
Художник Салаткин С.Г., фотограф Сумаков В.П.
Красноярск: "Сибирские промыслы", 2005 — 152 с.
 
Картинный словарь эвенкийского языка
Пикунова З.Н. "Картинный словарь эвенкийского языка".
Художники: Гусаров А.М., Борисенко А.В., Салаткин С.Г.
— СПб.: отд-ние изд-ва "Просвещение", 1999 — 191 с.

© Александр Коваль
2004-2016
Главная   Карта сайта

Яндекс.Метрика